Кто такие русские Казахстана? - Exclusive
Поддержать

Кто такие русские Казахстана?

Казахи – это термин, искусственно сконструированный для колониальной нации, подобно тому, как коренные американцы стали называться индейцами. Термин прижился под тяжестью империи, но начался обратный процесс – деколонизация. Мы сейчас в «смутном безвременье» между двумя этими процессами. И многое зависит от этнических процессов внутри нашей страны.

Простой народ

Основой для этого исследования стал цикл интервью с казахскими гражданами русской национальности, а также эмпирический анализ казахских стереотипов.

Предваряя выводы, приведу один любопытный диалог. На вопрос о казахскости и русскоски наших сограждан, один из интервьюируемых сказал: – «Я простой человек…». Но, зная его статус, я не выдержал и ответил: «Какой ты «простой»?!» Ты получил элитарное при СССР образование, тридцать лет занимал такую высокую должность, о которой мечтают сотни твоих однокашников. Ты – никак не простой человек».

И в продолжении темы. Один интервьюируемых казахов причислил себя к простому народу, являясь при этом типичным представителем интеллигенции. На это я ему сказал, что мы – юристы, врачи, предприниматели – не народ или не совсем народ. Мы – прослойка между государством и народной массой. Мы обслуживаем их взаимодействие. А собственно сам народ – это те, кто «работает» руками, кто работает на полях, на производстве, кто торгует на базарах и толкает тачки. Это те, кто участвует в производстве товаров и услуг.

Поэтому, говоря о народе, мы должны говорить о реально простых людях. О тех, кто составляет львиную долю 90 нашего общества. Это и есть, как сейчас говорят, «глубинный народ». Им не нужны сложные логические конструкции, им нужны простые ответы. Именно поэтому им задавались вопросы, на которые нет однозначного ответа. Это своего рода метод неявной агитации, когда человек, не имея готового ответа, начинает его искать.

Мечты об единой нации

Предваряя все разговоры, надо сразу отметить, что мечта государствеников о единой казахстанской нации требует серьезной корректировки.

О чем мечтают казахские патриоты в Казахстане? Очевидно, о том же, о чем мечтают русские патриоты в России. О единстве, чтобы «все были как один»! Но так не бывает. Нация – это настолько серьезный и многогранный политический проект, в котором не может быть «все под копирку». И здесь рушится российская ностальгическая мечта о восстановлении Советского Союза во всем СНГ. Логика простая – пост-СССР не может вернуться в СССР. Его мутные воды уже давно смыло в Лету.

«Все как один» не бывает даже на войне. Война в Украине создает только предпосылки для появления единой политической нации. Этот процесс консолидации под давлением запустился, независимо от властей Украины и России, начиная с Крымского кризиса 2014-го года. А вот Великая Украинская Национальная идея уже сформировалась как идея самообороны. Запустился и милитаризировался проект «Сражающаяся нация».

Но, как мы видим, проявились и десятки тысяч коллаборантов. И это только видимая их часть, которая готова жертвовать своим комфортом, открыто артикулируя свои убеждения. Они были встроены в существующую систему, но не были встроены в «местную нацию» ментально. Но и их мечты о павшей империи давно уже были простой ностальгией, а сейчас и вовсе стали ретроманией… Однако, и у украинской нации еще не сформировался государственнический проект. Такого проекта пока нет и у нас.

Казахстанцы или казакские русские

Русские Казахстана или Средней Азии отличаются от русских России – это аксиома… Русское население в Казахстане можно рассматривать как три группы: условных советских казахстанцев, русских казахстанцев и казакских русских.

Первая группа – это те, кто привык жить в т.н. «советской идентичности». Они видят себя как представителей великой страны на правах советского эмиссара и цивилизатора в национальной республике в составе СССР. Они мыслят себя в парадигме продолжения советской жизни, в которой они себя прекрасно чувствовали. В данную группу входят и советизированные казахи, вне зависимости от их знания или незнания государственного языка. Это поколение советских казахстанцев.

Вторая группа – это поколение, выросшее в независимой стране, принявшее «местные» условия жизни. Эти «казаКстанские русские» – это те граждане, которые признают казахскую историю и этнокультуру и воспринимают себя как часть местного сообщества. И с каждым годом они поколенчески сменяют советских адептов.

И, наконец, третья – пока самая малочисленная группа – это те, кто, независимо от своей этничности и возраста, влился в собственно казакское сообщество, кто знает казахский язык и национальные традиции. На данный момент они – это уникальные феномены. Но вот именно эти люди как условные «русские казахи» создают эффект проводника между двумя мирами: казахоязычным и русскоязычным.

К местным группам «русских Казахстана» на данном этапе можно прибавить иммигрантскую группу – это «россияне в Казахстане». Это т.н. российские «поселенцы», которые после начала войны не только обустроились в Казахстане, но даже интегрировались в казахоязычное общество.

Русские и еще шире русскоязычные – это весомая группа, составляющая порядка 30 % населения страны, но их сообщество – весьма неоднородно. Всеобщей унификации здесь нет. Но есть одна важная и даже коренная особенность – русские Казахстана в той или иной мере сохраняют и репродуцируют свою этническую идентификацию. И это правильно, поскольку личность должна знать свои корни и могилы дедов.

Ментальные россияне – наши формальные сограждане

Поколение «советских казахстанцев» в своей массе живет в «ментальности россиянина» как бы как в своей советской провинции. Ни о какой интеграции в «местное сообщество» и речи нет, вплоть до того, что некоторые «коренные алматинцы» даже не знают фамилии местного акима. Тут уж про имя градоначальника и спрашивать не приходится, тем паче это выбор, который сделали за них, и они никак не могут на него повлиять. И весь этот довольно обширный слой населения мы называем «советскими казахстанцами».

Речь пойдет о них, хотя и не только о них. Но и о казахах. Они – тоже разные, и среди них тоже есть «советские казахстанцы» … И с ними взаимодействуют и спорят казахи, которые в большинстве давно отказались от советской идеи в пользу независимости своей страны.

В странах с двумя основными общностями, как правило, многое зависит от того, что лежит между ними – зерно раздора или цветок мира. У нас этот условный водораздел существует между казахоязычными и русскоязычными. Этот «водораздел» начался не вчера. Он начался с подавления казахского выступления в Желтоксане и усугубился аннексией Крыма. А ныне это уже не разность и даже не спор мнений. Политизация расширяется с каждым днем войны в Украине и превращается во внутренний раскол.

Внешняя причина нашего внутреннего раскола геополитически очевидна – это проекция на нас бездумного и потому агрессивного пост-имперства. И хотя война идет за пределами нашего периметра, но она влияет и на нас. Ее внутриполитическим последствием для нас является раскол. Нейтральных практически уже нет. Наше сообщество разделилось на тех, кто за, и тех, кто против.

Нам было бы легче перебороть этот раскол, будь у нас внутреннее единство. Но его нет, поскольку внутри нас есть еще одна историческая «красная линия». На данный момент наша страна есть пост-колониальный проект, не имеющий собственной Идеи развития.

Конечно, тридцать лет Независимости – это не срок для истории. Это процесс. Однако историческая необходимость нас «подгоняет». Цена вопроса – укрепление государственности или проект внешнего управления.

Однако отвлечемся от всего глобального и обратимся к нашим внутренним реалиям. А они таковы, что наш самый большой раскол – это не размежевание между казахоязычными и русскоязычными. Раскол – это стратегический выбор. Это не просто выбор Пути. Это – выбор Родины, в которой будут жить твои дети и твои внуки. Тут надо быть честными перед ними, что мы им оставим. Если мы сможем жить вместе, смогут и наши дети.

Чего хотим мы все вместе

Вопрос о том, чего хотим мы все вместе, начинается с ответа на вопрос: а чего мы хотим друг от друга?! Итак, изложим предельно просто самое сложное – «механику» человеческих жизней и витальность, но не просто организма, но и души.

Первейшим и всеобщим условием со стороны русских, казахов и всех этносов Казахстана является одно требование к государству – обеспечить безопасность. О прочих взаимных требованиях поговорим отдельно, а пока остановимся на безопасности людей, их семей и имущества. Это то, что объединяет нас всех. Все остальные вопрос друг к другу вторичны.

Ответ на вопросы о взаимной безопасности начинаются с понимания того, чего не поняли жители Крыма, Луганска и Донецка. «Да хоть камни с неба» для них превратились в падающие снаряды и ракеты.

Марлен Зиманов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *