Кто такие казахи и куда они идут? - Exclusive
Поддержать

Кто такие казахи и куда они идут?

Идея об образовании новой нации «казахи» независимо от этнического происхождения великолепна, но преждевременна. Это проекция образца создания турецкой нации Ататюрком на развалинах Османского суперэтноса. Однако, по сравнению с Турцией Ататюрка, у Казахстана совершенно иные исторические условия.

Современный Казахстан никак не напоминает после-османскую Турцию. Во-первых, весь коренной османский этнос Анатолии и Стамбула говорил на одном языке. Про двуязычие нашей страны пока промолчим. Во-вторых, в постсоветских странах нет лидера такого масштаба, как Ататюрк. Напомним, он завещал всё свое имущество стране и сказал, что, если он сделал всё правильно, то его наследников будет кормить его народ. И в-третьих, Ататюрк начал созидать новую нацию на геополитических руинах бывшей империи. У нас нет такого пост-имперского наследства, мы сами руины бывшего СССР.

Поэтому творцам «внутренней политики» необходимо понять, что для создания нации нужны не административные мероприятия и высокие лозунги, а новые смыслы. Государство, как аппарат сугубо технического управления, не может выйти за пределы своего прикладного администрирования. Хотя оно создает и использует идеологии, но само по себе оно не есть идея. Единственное, чем чаще всего объединяет граждан государство – это священная война для обороны Родины, но, к счастью, пока такой необходимости нет.

Национальная или народная идея – это то, что практически невозможно создать лозунгами и администрированием. Единственное, что можно попробовать для выработки и акцептирования народом национальной идеи – создать объединяющие новые культурно-цивилизационные смыслы для каждого нового исторического периода. Их создают интеллектуалы, но они рождаются только в свободной от цензуры стране и их смыслы создают из нации народ и каждый раз – новую страну новых людей. Не случайно казахская мудрость гласит, что «народ обновляется раз в 50 лет». Обновляйся или деградируешь – простая дилемма цивилизационного развития. И если создатели смыслов интеллектуалы, то интеллигенция – ее носители и ретрансляторы.

Ататюркизм – новые цивилизационные смыслы

Эти новые смыслы создал для Турции Ататюрк, в том числе через армию, как политический инструмент. Но тут необходимо обязательно добавить и то, что и народ был готов к переменам. Люди устали от бездарности султанов, от чванства их чиновников и нуворишей, от поражений османской армии. После подписания капитуляции и оккупации Стамбула союзниками на пороге султанского дворца стояла гражданская война. Но тут, себе на голову и на удачу турков – на роль врага само-выдвинулась Греция и греческая армия с ее резней мусульман в Измире и интервенцией Анатолии.

Перед лицом страшной угрозы Ататюрк сплотил народ и создал новую армию, которая отразила интервенцию, но угроза уничтожения государства сохранялась, будущее Турции было под вопросом.

И тогда Ататюрк нашел ответ, провозгласив национализм нового типа. Первым шагом было начало отечественной войны турецкого народа и против восставших колоний, и явных врагов, и вероломных союзников.

Ататюрк, как талантливый военачальник, в 1911 году разбил итальянцев под Тобруком в ныне ливийской Киренаике. В 1912 году в Первой Балканской войне он участвовал в освобождении Эдирне. Далее командовал на палестинском фронте группой армий «Йылдырым» – «Молния». После султанской капитуляции и сдачи Стамбула он создал и возглавил новый парламент и новое правительство. Во главе вновь набранной армии разбил греческую армию, вторгшуюся в Анатолию. Вернул Турции Измир, в котором греки устроили геноцид мусульман.

Одно можно сказать точно – Ататюрк в ходе войны увидел измену иноплеменников на Кавказе, в Палестине, в Смирне. И это сформировало его убеждение в том, что полагаться можно только на своих. Не случайно он опирался на жителей сельских провинций, которых разноплеменные османские чиновники уничижительно называли «турки». Именно эта сельская глубинка и стала истинной основой новой Турции, а для любого жителя стало честью, чтобы их дети были офицерами армии.

Реформа – это не мероприятия, а авторитет

Ататюрк создал новые смыслы и новую Турцию двумя фразами. Согласно договоренностям между странами Антанты, при поражении Османской империи Стамбул отходил Российской империи. В апреле 1915 года на азиатский берег пролива на Кумкале высадился франко-русский десант, но он был отбит и, потеряв 18 тысяч солдат, отбыл восвояси. А вот на направлении Критии англо-французский десант смог закрепиться и продвинуться. Но и они были вынуждены уйти.

Подполковник Мустафа Кемаль вместе со своими солдатами находился в окопах и ходил с ними в атаки. Именно поэтому солдаты выполнили его приказ, когда в битве при Чанаккале он сказал: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть. Пока мы будем умирать, другие войска и командиры смогут прийти и стать на наши места.» 57-й полк 19-й дивизии погиб практически полностью, но интервенты были отбиты. Но Кемаль-паша выжил – как выжила и Турция.

Когда народ и армия были деморализованы капитуляцией султана, его призыв к соотечественникам стал бессмертным: «Ne mutlu türküm diyene – Какое счастье быть турком»! Для такого провозглашения недостаточно быть чиновником. Для этого нужно быть народным и, в данном случае, военным лидером.

В этом состоял государственный и даже цивилизационный ответ на все актуальные вызовы его народу. Он буквально заново собрал разбитый и униженный поражениями глубинный народ. Он поднял армию и народ и пересобрал государство. Он создал республику с элементами автократии, а не автократию с элементами республики.

И народ пошел за ним не только как за военным лидером, но и высшим моральным авторитетом для миллионов соотечественников. Напомним, что казахами правили ханы, но истинными были только те, кто обладал моральным авторитетом. А если хан был номинальным, то и роды были индифферентны к нему. Каждый род мог выставить от пяти тысяч конных бойцов и потому у каждого рода был свой авторитет. И только моральный авторитет хана собирал к нему бахадуров со всей Великой Казахской степи.

Казахстаника – это проект, который пока только растет

Наше государство – только отчасти постсоветский проект. Наш фундамент глубже. Это – Казахское ханство, Золотая орда, Великая Кыпчакская конфедерация от Балкан до Алтая, это наши каганаты двухтысячелетней давности. Единственное, чего у нас пока еще нет – психологии хозяев своей земли и своей жизни. Именно это чувство должно быть основой той идеологии, которая создает государство.

У нас есть свой сущностный фундамент: исторический, этнокультурный, внутриполитический, демографический. Коренные жители страны составляют 70-73 % населения. Но мы все еще не можем определиться со своим геополитическим позиционированием. Сейчас мы – скорее объект, нежели субъект геополитики. Наш собственный геополитический базис только взрастает на месте пост-колониального.

Но сейчас вся Внутренняя Евразия зависла перед окончательным геополитическим штормом и на какой берег нас вынесет, зависит не только от нас. Нам необходимо любой ценой (но без кровавых жертв) сохранить внутреннее если не единство, то хотя бы самообладание.

И в этот сужающийся период нам не нужно будоражить сообщество Казахстаника, нам не нужны не апробированные «экспериментальные» идеи.

К чему это всё. А к тому, что несвоевременная идея объявить всех казахстанцев как граждан страны казахами – явно преждевременна. В политике это мягко называется не-вовремя.

Лично я не знаю ни одного нашего русского согражданина, который готов стать «казахом», а уж сами титульные казахи и вовсе растеряны: а кто теперь казахи – қазақтар-qɑzɑqtɑr, или кто там еще?! …

Да, мы все мечтаем о единой стране, о сильной политической нации, независимо от этнического происхождения. Но пока мы – не готовы. У нас и так много трещин – между нагыз-казахами и ментальными россиянами, между пилоточниками и шлемоносцами… И над всем нашим сообществом уже дует холодный северный ветер. Идет обще-евразийский шторм. Что он принесет, никто не знает.

Но исторический процесс с всей своей неизбежностью ведет в страну людей из единого сообщества Казахстаника. Ее еще нет, но она будет! Подождем, всё придет после шторма.

Марлен Зиманов




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Тут нужно понимать, что русские не готовы называть себя казахами. Потому что «ура-патриоты» сами же отталкивают от этого.
    Я до 2020г называл себя казахом или русским казахом. Казахстан для меня первая родина, Россия — вторая. И по религии и пр. И это — нормально.
    Уверен что любой мусульманин и казах где бы то не был, тоже будет любить и Казахстан, и другие так сказать «столицы мусульманства».
    Но после агрессивного «ура-патриотизма», казахом себя называть расхотелось.
    После хомячков что бросаются словами «манкурт, шовинист» — в любом месте где с их ура-патриотизмом хоть немного не согласны.
    Те же ватники, только в другой отвёртке.
    Когда патриотизм станет адекватным, тогда люди к нему и потянутся.