Кто такой этот Шакен Айманов? - Exclusive
Поддержать

Кто такой этот Шакен Айманов?

«Отсутствие в Казахстане интересных кинокритиков и программ о кино способствует поглощению казахского языка языками-гигантами», – считают мэтры отечественного кинематографа.

Фильм «Акын» Дарежана Омирбаева получил очередную награду – главный приз на Lisbon & Sintra Film Festival 2022 в Португалии. Главный герой картины (Ердос Канаев) – поэт, редактор небольшой казахоязычной газеты – боится остаться непонятым и неактуальным в век новых технологий. Он и его коллеги понимают, что их литературное творчество в современном рациональном обществе всё меньше и меньше находит своих читателей, время массового интереса к поэзии постепенно уходит в прошлое. Для этих скромных литераторов это, конечно же, большая личная трагедия. «Большие языки терпят бедствие, а что будет с нашим, казахским языком?» – сетует он.

В Казахстане картина была выпущена в ограниченный прокат в апреле 2022 года. С 14 декабря «Акын» выходит в прокат в кинотеатрах Франции. Напомним: автор картины Дарежан Омирбаев – один из самых титулованных отечественных режиссеров. Его картины участвуют в конкурсных программах фестивалей класса «А». «Акын» на Токийском кинофестивале был удостоен приза в номинации «Лучший режиссер», участвовал в Берлинском и Каннском кинофестивалях.

Однако сам режиссер настроен достаточно скептически.

Не от хорошей жизни мы вынуждены говорить о фестивальных призах, искусство – это все-таки не спорт: пришел первым, вот тебе золотая медаль, вторым – серебряная и т.д., – говорит он в авторской программе «Человек и кино» кинокритика Карима Кадырбаева. – Но с другой стороны, у нас нет выбора. Где мы можем показывать свои фильмы, похожие на те, которые пытаюсь делать я, кроме как на фестивалях? Широкий зритель привык ведь к другого рода фильмам. Два-три сеанса – это, может быть, 500, максимум – тысяча человек, но там есть какие-то обсуждения, внимание и это все-таки реклама, без которой, к сожалению, нельзя двигаться вперед, получать следующие проекты.

Отсутствие интереса к авторскому кино связано еще и с тем, что в Казахстане мало интересных кинокритиков, программ о кино, которые могли бы занять место этих фестивалей. Вначале они (фестивали), конечно, были хорошим делом. Первый из них состоялся перед Второй мировой войной в Венеции, его устроил Муссолини. Потом это стало необходимостью, потому что прокат был захвачен другими фильмами, условно – Голливудом-Болливудом. В принципе это одно и то же, просто Болливуд делается в 10 раз дешевле и короче.

Потом кино начало делиться на жанры, но в этом, возможно, есть какая-то закономерность. Музыка тоже вначале была одна, а потом появилась классическая, эстрадная, рок и т.д. Так называемое авторское кино стало фестивальным, в прокате его мало. Хотя в моем детстве прокат был более или менее сбалансированным: были и отечественные, и голливудские, и болливудские, и итальянские, и японские фильмы, а сейчас все захвачено Голливудом. И наш зритель привык к такому кино, потому что с ним везде, не только в Казахстане, очень мало работают. В итоге он потерян для такого рода фильмов, какие, например, делаю я, поэтому мы вынуждены от безысходности шляться по этим фестивалям и гордиться – я получил «игрушку».

Зрителя мы должны, мне кажется, готовить со школы. Как? К примеру, литературу школьники изучают несколько лет, но вряд ли кто-то из них читает. Эта ситуация должна быть учтена школьной программой – нужно ввести в нее такой предмет как «Искусство кино». Как-то я размечтался и начал себе представлять, что он уже появился в школе. Насчитал в учебном году 36 недель, два-три месяца покорпел и составил список из 30-40 фильмов, среди них 5-10 казахских картин, и опубликовал в Фейсбуке. Это программа минимум, которую современный человек должен знать, потому что кино – это даже более сильная в наше время сфера, чем литература. Недавно телевидение сделало опрос на улице: показывали прохожим портрет Шакена Айманова – почти никто не знал, кто это, но все опрашиваемые были уверены, что «Меня зовут Кожа» снял он, Айманов. Так происходит не потому, что все у нас такие невежественные и плохие: молодым никто не рассказывает про отечественное кино.

С фестивалями тоже не все ладно. Они постепенно становятся орудием политиков. Если понаблюдать за последними тенденциями, то можно увидеть, что много стало феминистических фильмов, которые получают награды, и что почти во всех фестивалях председатели жюри – женщины. Потом туда полезла тема ЛГБТ, диссидентство, BLM (Black Lives Matter)… И я боюсь, что авторское кино в хорошем смысле слова может быть вытеснено даже и из этих фестивалей. Куда оно пойдет – непонятно.

В начале этого года Дарежан Омирбаев предложил возродить творческо-производственное объединение «Дебют», где он когда-то, в далеком 1988 году, снял свой первый фильм.

– Жалко ребят, которые делают первые шаги в кино практически без художественных руководителей, – говорит он. – В советское время «Дебют» был хорошей школой для молодых. Но лет пять назад «Казахфильмом» пришли руководить люди, которые просто его разрушили… Мне кажется, первые шаги в кино любой режиссер должен делать с короткометражек. Если смог сделать это, то можешь обходиться без учителей. Я не очень верю, что человек может сразу сделать полноценный полнометражный фильм. Исключения бывают, но редко. Мне кажется, всем режиссерам нужно начинать с «короткого» метра и делать это нужно на «Казахфильме». Иначе в кино полезут ушлые ребята. Кто-то сказал же, что помогать нужно талантам, а посредственность пробьется сама. И вот эти ребята, пробившись, могут сделать еще ниже качество нашего кино.

Что касается истории появления картины «Акын», снятой по мотивам рассказа Германа Гессе, то это связано с тем, что я в детстве много читал – отец приучил. У меня есть даже фото, где я, 8-летний мальчик, сижу на пороге дома, и читаю «Абай жолы» – «Путь Абая». В любви к чтению есть свои плюсы и минусы. Бывает так, что, став книжным червем, можно просто превратиться в носителя информации. В моем случае – прочитанное использую в кино. До матфака КазГУ, куда поступил после казахской школы, на русском я говорил плохо. Наше общежитие находилось рядом с Никольским базаром, недалеко от которого располагалась библиотека для детей и юношества. Отзанимавшись до обеда математикой, я до позднего вечера сидел в читальном зале. Перечитал всю русскую и зарубежную классику. Эта информация, оставшись в подсознании, вылилась потом в фильмы. Но «Акын» создан вовсе не по мотивам рассказа Гессе, его «Авторский вечер» стал просто толчком. Предполагаю, что этот рассказ – биографическая зарисовка из жизни самого Гессе. Автор с юмором пишет о том, как его пригласили на встречу с читателями. Он (в ту пору наверняка еще очень молодой писатель), вдохновлен тем, что стал «знаменитостью». Но когда приехал в маленький городок, то – увы! – никто не пришел на его авторский вечер. Это мне показалось и смешным, и грустным, а главное – ситуация очень «ложится» на наше время: текст уходит на второй, даже на третий план, люди все больше и больше смотрят на экран и все меньше и меньше читают.

Плюс на все это накладываются проблемы с сохранением языка. Сейчас у меня такое ощущение, что человечество идет к одному языку или, в лучшем случае, к нескольким большим языкам: китайский, английский, испанский… В начале фильма звучит информация о том, что каждые две недели исчезает один из примерно четырех тысяч существующих на земле языков. Если так будет продолжаться, то через 200-250 лет останется один язык. Какой – покажет время. Это и есть трагедия, опасность для таких небольших языков, как наш.

https://t.me/kzexclusive
https://t.me/kzexclusive




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.