Кто в Казахстане прививает традицию носить хиджаб? - Exclusive
Поддержать

Кто в Казахстане прививает традицию носить хиджаб?

«В казахстанском обществе назревает серьезный конфликт, связанный с религиозными атрибутами. Чем дольше на будет умалчиваться, тем больше, по объективным законам социального развития, будет нарастать процент тех, кто чувствует себя изгоями», – утверждает знаток Корана, востоковед-арабист Зифа-Алуа Ауэзова.

И, тем не менее, считает она, к этому вопросу – как относиться к религиозной атрибутике – надо подходить очень осторожно. 

Жаулык, кимешек, кундик…

– Одними из таких атрибутов являются хиджабы. Удлиненный платок, прикрывающий шею, сегодня стал предметом столь острой и даже жесткой дискуссии, что, если судить по соцсетям, расколол общество на два лагеря: сторонников и противников его ношения, – говорит Зифа-Алуа Ауэзова. – Когда я была в гостях под Алматы у Даны Меирбековой, моей хорошей знакомой, она попросила меня высказаться об этом (о хиджабах) на ее странице в соцсетях. На тот момент у меня не было представления о том, какой процент населения в Казахстане считает себя практикующими мусульманами: пять раз в день читает намаз, соблюдает пост, отмечает мусульманские праздники. Также не ясно было, какова доля тех, кто убежден, что женщины, согласно предписаниям норм Ислама, обязаны покрывать голову, то есть носить хиджаб, чтобы быть «праведными мусульманками».

Но судя по комментариям на тот видеопост на странице Даны Меирбековой, эта проблема стала очень чувствительной для Казахстана, а я, получается, недооценивала и не знала, как много женщин в Алматы сегодня носит хиджаб.

Каков мой взгляд на это? Если исходить из казахской традиции и смотреть на жизнь с точки зрения людей, которые хотят реформировать (возродить) казахское культурное наследие также и в ношении одежды, то, с одной стороны, у казахов слово хиджаб не употреблялось. Головной убор женщины обозначался в основном словом «орамал» и далее его разновидностями. С другой – у нас имелись свои богатые традиции в отношении женского головного убора. Я была недавно на малой родине отца – в селе Мерке, где есть замечательный музей, а там – целый уголок с казахскими головными уборами. Сотрудники, рассказывая посетителям музея (часто это школьники из местной школы) о традициях и обычаях края, говорят, что невеста надевала саукеле, замужняя женщина – белый платок жаулык, кимешек, кундик, а с появлением первого внука эти головные уборы могли становиться более высокими – благодаря дополнительным слояс закрученной кольцами ткани. И если следовать культурным традициям прошлого, то я в моем нынешнем возрасте носила бы длинное платье в пол, удлиненный камзол, а голову покрывал бы высокий кимешек. Но такой традиции, чтобы заставлять молодых девушек покрывать голову, не было никогда, разве что носили тюбетейку-такия и меховую шапку борик. То есть у казахов была своя развитая традиция ношения головного убора, без каких-то жестких предписаний со ссылкой на Коран. Кстати, в 24 суре Корана «Ан-Нур» («Свет») есть аят, где говорится о том, что женщине не подобает выставлять напоказ свою красоту, и что грудь следует прикрывать. Это, в общем-то все, что говорится в священной книге мусульман о покрытии ею частей своего тела.

Мне кажется, это очень правильно – иметь музеи с такими артефактами. Почему бы то же самое не сделать в других местах, где происходит презентация казахской культуры? Если артикулировать постоянно, тогда это станет одним из ответов на злободневный вопрос – нужно ли казашкам носить хиджаб.

 – Тогда на чем основывают свой выбор те, кто придерживается религиозных атрибутов в одежде?

– Если посмотреть на нашу совсем недавнюю историю после распада Советского Союза и обретения Казахстаном независимости, то одним из значимых проявлений демократического общества, каковым стремится стать Казахстан, стало появление академической мобильности среди молодежи. В обществе заговорили о позитивных последствиях обучения в европейских вузах – британских, немецких, французских и т.д., но меньше говорят о тех, кто получал знания в странах Ближнего и Среднего Востока – Турции, Иране и арабоязычных странах. Но я, как арабист и как человек, который преподавал как приглашенный лектор в нескольких университетах Казахстана, знаю, что немало казахстанцев получали высшее образование и там тоже.

Девушки и женщины в большинстве регионов этих стран носят специфические головные уборы, и это не обязательно религиозный атрибут. Причем приезжие тоже должны подчиняться местным правилам. Допустим, когда я бываю в Стамбуле или Анкаре, то не покрываю голову, но если еду в деревню недалеко от Измира, где живут наши друзья, то меня уже ждет приготовленная подругой национальная одежда, где есть расшитый платок на голову и шальвары.

Что касается грантов, дававших и дающих возможность поехать учиться на Ближнем Востоке, то они часто связаны с финансированием со стороны государств, которые после обретения суверенитета Казахстаном и соседними с ним странами Центральной Азии смотрели на регион как на вновь обретенного младшего брата. Он, считают там, из-за идеологических ограничений советского периода был насильно отлучен от Дар аль-Ислама (мусульманского мира). Наша страна, если следовать такой точке зрения, является оралманом в мусульманском мире. И, естественно, молодые люди, обучившиеся там, восприняли ислам в том виде, в котором он практикуется и существует именно на Ближнем Востоке. Вернувшись домой, они с большим энтузиазмом и верой в свои слова начинают убеждать родственников и друзей, что казахстанские мусульмане оторваны от настоящего ислама, его здесь нет, но он есть в тех странах, которые ближе к Мекке и Каабе. Именно оттуда идут все мусульманские традиции, хадисы о жизни пророка Мухаммада – саллаллаху алейхи ва саллама! (да благословит Его Аллах и приветствует!) – и прекрасная литература, от которых Казахстан был оторван. Они также уверены в том, что женщина должна покрывать голову. Ношение хиджаба или никаба, покрывала с вырезом для глаз, призвано повысить ее статус. Они убеждают своих слушателей, что, как природа не до конца раскрывает свои секреты, так и женщина, которая наделена даром давать новую жизнь, не должна быть в полной степени открытой и доступной, а хиджаб и никаб нужны для того, чтобы защитить себя от нескромных случайных взглядов противоположного пола.

Однако такое мировоззрение сильно отличается от традиций, издавна укоренившихся в казахстанском обществе. Поэтому здесь, на мой взгляд, сейчас назревает серьезный конфликт. Действительно, как сосуществовать в одном школьном классе девочкам из семей, где требуют носить платок, с тем большинством, которое убеждено, что это архаичное, «отстойное» явление не вписывается в нормы современного общества? Что делать в этом случае? Думаю, что нужно начинать с исследования проблемы, а именно – со статистики. Но здесь есть трудности: когда я стала искать в интернете, сколько же в Казахстане практикующих мусульман, ориентированных на ближневосточные традиции, то ясного ответа не нашла, несмотря на актуальность проблемы.

Споры без аргументации

– Хиджабы и никабы, получается, – это традиция, «экспортированная» из мусульманских обществ Ближнего Востока. Опасно ли это для Казахстана?

– Чтобы ответить на этот вопрос, мне кажется, в первую очередь нужно выслушать мнение и тех, кто против хиджабов, и тех, кто носит их. У последних следует спросить – откуда в них это? Считают ли они это традиционным для Казахстана? Что они думают о казахском исламе и традициях? Эти темы должны быть на слуху, должны анализироваться, потому что это новая реальность для Казахстана. Но для начала нужно иметь хотя бы статистику, чтобы знать, насколько дифференцированы представления об исламе и этических нормах в нынешнем обществе.

Проще, конечно в командном порядке на уровне государства запретить все головные уборы, заявив, что есть общепринятые правила ношения, к примеру, школьной формы, дресс-коды на работе и т.д. Но достаточно ли этого? Укрепит ли такой подход стабильность в обществе? Ведь за полемикой о хиджабах стоит более обширная дискуссия – о месте религии в казахстанском обществе. Следующим вопросом, который встанет на повестке дня, скорее всего, будут комнаты для молитв или медитаций в учреждениях и учебных заведениях Казахстана. 

– А как к этому (ношению хиджабов) относятся странах, придерживающихся демократических ценностей?

– Например, в Нидерландах, стране, гражданкой которой я являюсь, ношение девочками головного убора даже в самых строгих мусульманских семьях рекомендуется с момента полового созревания, с 12-13 лет, но если по правилам школы это запрещено, то и став старше, они будут снимать там этот платок – хиджаб. Однако в целом в нидерландских школах отношение к этому лояльное – если кто-то в средней школе хочет носить его, то – пожалуйста. Что касается взрослых людей, то, если это касается определенных профессий (полиции, например, где работает очень много женщин), то там категорический запрет – лицо должно быть открытым полностью. Также и в некоторых компаниях, где дресс-код обговорен заранее.

А вот в школах Франции еще в 2004 году запретили ношение одежды, связанной с религией, а несколько лет спустя появился запрет на ношение в публичных местах бурок и покрывал, скрывающих лицо. Сейчас там принят очень жесткий закон по этому поводу, но так как начались многочисленные протесты со стороны мусульманских меньшинств, то нет сомнений, что это было сделано без соответствующей подготовки и диалога с обществом.

Поэтому я считаю, что для Казахстана очень важны сейчас статистика и социологические исследования по всем областям, чтобы посмотреть, где и сколько людей «стоят» за такой религиозной атрибутикой, как хиджабы и никабы, и каковы их аргументы.

Возможно, такая статистика уже и существует, но в открытом публичном пространстве я ее не вижу. Между тем, в обществе, если судить по социальным сетям, где идут жесткие споры без аргументации, назревает серьезная социальная проблема. Зачем же пускать ее на самотек? Чем дольше ее умалчивать, не обращать внимания, не искать точек соприкосновения и вести дискуссию на уровне «сам дурак», тем хуже. Оставшиеся в меньшинстве будут чувствовать себя изгоями, но их процент, по объективным законам социального развития, будет нарастать, если не стремиться к консенсусу. Сделать это – создать диалоговые площадки – должны государственные структуры и СМИ. В демократических обществах, когда возникают ощутимые конфликты, и значимая часть общества занимает позицию, отличную от большинства, именно так и делают – ищут компромисс, давая слово и тем, и другим. Такой подход – основа демократии. Его применяют в том числе и в многопартийных парламентах многих стран.

И последнее, о чем я хотела бы сказать. Некоторые мои знакомые спорят о хиджабе в контексте противопоставления так называемых исламистов и тенгрианцев. По этому поводу как арабист и источниковед хотела бы заметить, что слово «Тәңірі» (Тенгри) в XI веке переводилось с тюркского на арабский как «Аллах». Это слово приводится, в частности, в «Диван Лугат ат-Тюрк» – «Словаре тюркских наречий» Махмуда аль-Кашгари. Время создания этого трактата — эпоха военного триумфа тюркских племен как на востоке, так и на западе мусульманского мира. Поэтому Махмуд аль-Кашгари и счел нужным ознакомить весь Дар аль-Ислам (мусульманский мир) с языком тюрков. С его точки зрения, он начал занимать такое же важное место в мусульманском мире, как язык Корана – арабский. Согласно этому источнику, тюркское слово «Тәңірі» равнозначно по смыслу арабскому «Аллах». И там, и здесь – это имя Всевышнего, единого для всего человечества. 

Что говорят о хиджабах

Бахыт Кенжеев (Нью-Йорк):

– Недавно во Франции запретили религиозную мусульманскую одежду – в школах и на работу в ней ходить нельзя. И общество раскололось, потому что видят в этом оскорбление их религиозной идентики. Но мое мнение по этому поводу однозначное: кому не нравится, могут ехать домой – в Иран, Ирак, Сирию. Пожалуйста! А здесь вы в гостях, поэтому не надо лезть со своими правилами. Что до Казахстана, я тоже активно против. Я целиком на стороне Ататюрка, который в 1922 году запретил хиджабы и паранджу, после чего Турция стала стремительно набирать обороты, превращаясь в светскую, процветающую страну.

Не хочу никого обидеть, но хиджаб – это унижение женщины и символ неравноправия: она, мол, сосуд греха, поэтому не имеет права показывать свое лицо.

И потом, извините, в Казахстане девушки никогда не закрывали лицо, поэтому зачем же нам сегодня перенимать опыт каких-то мракобесов? Даже в Иране паранджу не носят. Нет, запрещать, конечно, ничего не надо. Иди к себе домой и там носи, а на людях… Мы же не разрешаем девушкам голыми ходить, вот и в хиджабах тоже нехорошо. Может, это наивно звучит, но у меня такое ощущение.

Ерлан Башаков (Тараз):

– Меня вряд можно назвать религиозным человеком, но я не совсем понимаю, каким образом платки на девочках в школах могут помешать дисциплине. Почему огромные банты или их отсутствие нормально вписываются в правила, а платок – нет? Откуда такая неприязнь к детям? Обзываете «замоташками», их родителей – мракобесами, а сами типа в «белых пальто». Мне кажется, нужно радоваться, что родители этих девочек даже при всей их религиозности ведут своих детей в общеобразовательные школы. В которых все дети на равных получат знания, научатся общаться и комуницировать с другими детьми. Разве это плохо? Где им, по-вашему, учиться? Где-то в подвалах при свете горящей керосинки? Отстаньте от детей.

Мейрам Казиев (Павлодар):

– В ДУМК сделали заявление о ношении хиджабов в школе facebook.com «Согласно шариату, девочка-мусульманка, достигшая половой зрелости, обязана носить хиджаб. Точно так же обязанностью является получение образования. Муфтият никогда не отрицал, что по законам шариата мусульманская девочка, достигшая половой зрелости, обязана носить хиджаб. Ношение платка также является нашей национальной традицией. Мусульманское сообщество должно понимать это».

Жанна Ахметова (Алматы)

– Опять тема хиджабов и покрытых девочек в школах facebook.com. Вот мне самой фиолетово, в чем ходит школьница, если ребенок пришел к вере добровольно. Хотя так бывает редко, но это опустим. Просто все должны понять, что у нас в стране нет свободной формы одежды для школьников. И мы, атеисты, точно также постоянно терпим замечания о ярких кроссовках наших детей, цветных поло или джинсах. Нашим детям тоже нельзя ходить в школу в платках, банданах, кепках или шляпах.

Почему платки разрешаются в Европе или Канаде? Потому что там у детей свободная форма одежды. А у нас нет. В Штатах ребенок может прийти в пижаме, главное, чтобы ему было комфортно. И если верующим девочкам разрешат платки и длинные платья, то другие дети, совершенно справедливо также захотят отличаться и одеваться кто на что горазд. 

А вот когда однажды ВСЕМ детям разрешат свободную форму, тогда и девочкам в платках никто ничего сказать не сможет. 

Это первое. 

Второе. Это чисто мое понимание и мои воспоминания. Многие говорят, что казашки всегда носили платок и это, мол, было как раз по канонам ислама. В нашей большой атеистической семье апа тоже носила платок, но мне казалось, что она таким образом скрывала свои тоненькие, жиденькие, седые волосы. Я не знала ее молодой, но на фото в молодости она без платка. А нас, девочек, заставляли надевать платок только на кухне, чтобы волосы не попадали в еду. И так как женщины в многодетных казахских семьях круглосуточно были у казана, мне кажется, что платок прежде всего служил средством гигиены. С утра надела, весь день варишь-жаришь, накрываешь на стол бесконечному потоку гостей, зачем снимать платок вообще?

И по сей день у нас есть эта привычка – чтобы в еде не плавали волосы, в кухне мы надеваем платок. 

Возможно в других семьях было по-другому, но у нас так.

Иллюстрация на обложке: https://dalanews.kz

Мерей Сугирбаева




111 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Нормы Ислама? Мы должны соблюдать предписание Бога . Читайте и руководствуйтесь Кораном. В нём предписано закрывать разрезы, а не полностью в скафандр одеваться. Нет Вам защиты кроме как от Бога

  2. Самое главное, что бы ВЕРА была в сердце, чтобы человек исполнял все исламские традиции , 5 столпов веры, не совершал греховных деяний. А во что одеться- не столь важно.

  3. Ислам это средневековое мракобесие. Власти нужны безмолвные, абсолютно покорные жители — эта была позиция бывшего атеиста, руководителя казахской компартии назарбаева, дорвавшись до власти с помощью Горбачева, начал грабить достояние народа. А чтобы народ не возмущался его он хотел загнать в стоило ислама. Ислам это скверна и орудие диктатора. Эту позицию занимает и другой атеист, а ныне типа мусульманина, оставленный назарбаевым на свое место такаев.

  4. Нидерланды это что и где?В этих Западах и кормятся Предатели Казахского Народа.В данном интервью-чистой воды Купленная С*а.

  5. Люди!! На улице 21 -век. Ну какая вера? Какой хиджаб?? Молодые девушки.девочки.как зомбированные укутаются и лишают себя детства и молодости..подчиняясь каким- то выдуманным устоям..Дикость какая-то..Ну читайте больше .интересуетесь..Кошмар..просто

  6. Средневековые предрассудки в 21-веке..Ходить замотанными .зомбированными .какими—то малограмотными людьми..лишая детства и молодости девушек..Бред какой-то ..

  7. ОТЕЦ МОЙ, МАРКУМ, БЫЛ НАБОЖНЫМ, АРАБСКИЙ ЗНАЛ НЕ ХУЖЕ СВОЕГО КАЗАХСКОГО. НО, ВСЕГДА ГОВОРИЛ, ҚАЗАҚТЫҢ ҚЫЗДАРЫ, ӘЙЕЛДЕРІ ЕШҚАСАҢ БІТТІРІҢ ЖАППАҚАҢ.БОРІҚ, ОРАМАЛ, САУКЕЛЕ ЭТО ТРАДИЦИОННОЕ ҚАЗАҚТАРДЫҢ ҚІІМЕ. ТРАДИЦИОНННАЯ КАЗАХСКАЯ ОДЕЖДА. ПОЭТОМУ ДЛЯ МЕНЯ ОДНОЗНАЧНО МОИ КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ ВЫШЕ, ЧЕМ АРАБСКИЕ. И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЕСЛИ КОГО ТО ЭТО НЕ УСТРАИВАЕТ И ЖИТЬ В СТРАНЕ НЕКОМФОРТНО, ГРАНИЦЫ ОТКРЫТЫ. САУ БОЛЫНЫЗ.

  8. Какой вы знаток Корана если против веления Аллаһ Тағала закрывать аурат. Вы что лучше знаете Коран чем Думк ?

  9. Вера в всевышнего творца не зависит от одеяния верующего, Вера должна быть в сердце а не в том, чем прикрыто тело. Есть лицемеры (мунафики) без веры, но стремящиеся прикрыть безверие и свою похоть, тряпками.
    И есть те кому выгодно раскачивать ситуацию на этой теме.

  10. Я хоть и русская но скажу так что казахские девушки испокон веков не носили платки до тех пор пока не выйдут замуж. Сейчас у нас можно встретить и хиджабы и никабы и даже видела не раз паранджу. Ну извините меня это просто средневековье какое то. Параджа кто под ней спрятан? Вот в чем вопрос! А у нас русских тоже женщины замужние тоже должны были носить платки. То есть когда девушка вышла замуж должна покрыть голову. И это нормально. Но не закутываться с головы до ног как ходящаяя статуя! Я не против платков пусть носят. Но никабу и паранджу нужно запретить. Это не наше. Живу с рождения в Казахстане! Уважаю народ. Но перенимать традиции гарема это просто дурость.

  11. Не хочешь быть казашкой, будь арабкой. Носите, что хотите живя среди единомышленников. А нам, женщинам привыкшим к свободе, это не нравится. Я тоже считаю платок унижающим женщину атрибутом. Не стоит навязывать свое отношение к религии. Я вообще, считаю все эти поклоны, потерей жизненного времени.

  12. я тоже категорически против хиджаба это унижает женщину.а платок молодым женщинам надо носить только на кухне.Хотя просто платок носить никому не запрещается кроме школьниц

  13. Жанар согласна с вами на 100%. Почему у нас не запрещает как Узбекистане, они то знает что хорошо, что плохо. Они всегда впереди нас. Почему правительство не решает этот вопрос. Людям надо думать об образовании, культуре , строит заводы и фабрики. Мы перестали говорит о науке или культуре. У нас постоянно поднимает тему «Хиджаб». Запретить полностью.

  14. Мен құранды оқыған жоқпын, әкем -анам мусылман, менде мусылманмын. Бірақ хиджап араб киімі, қыздарға басын жауу үшін тақия да жарайды. Жас қыздар сұлулығын көрсету керек, Аллах тәңірім адам затын орану үшін жаратқан жоқ, жастық шақ қызықты, тартысты болу керек. Жастар білім-алу керек, оқу, көру-білу керек. Осыған жағдай жасайық. Арабтан келген хиджабты арабтардың өздері кисін.

  15. Казашки никогда не носили .хиджабы. и платки,читайте историю Казахстана. Они всегда были свободными женщины, которых искренне уважали мужья

  16. Надо сперва самой порыться, а потом вести разъяснения…казашка и гражданство Нидерландов….там давайте саои разъяснения…казахстан страна мусульманская и у нас есть муфтият ..муфтият подтвердил статус хиджаба…,а вы говорите покройте грудь…,а сами вся открытая …хиджаб это не чья-то выдумка , а приказ всевышнего АЛЛАХА …который нас всех сотворил и вам тоже…будьте мусульманкой на деле , а не на словах или молчите и недавайте комментарий..завтра у вам будет спрос что ответите …покройтесь сами…и вернитесь на свою родину ..если вы горите и переживаете за мусульман казахстана …побойтесь АЛЛАХА..

  17. Хиджаб ,никаб,абая это арабская национальная одежда,паранджа и т. п. Это национальная таджикская, ткркменская ,узбекский,камешек,такия,орамал,жаулык это казахская,киргизская национальные головные уборы,,это ещё с древних времен такое было,да женщины читали намаз пятикратно,и в древности и в 70-90годах,и сейчас очень много женщин читающих пятикратный намаз, соблюдение религиозный традиций ислама никто не возброняет,а вот ношение национальных нарядов других народов это не правильно,арабски,турчанки,и даже узбеки не станут напрягаться в саукеле,камешек, и т .д .

  18. Я против ношения всех атрибутов мусульманской религии. Казахи это свободолюбивый народ. Даже когда миссионеры от ислама пришли в степи к нашим предкам и насильно склоняли к исламу, принявшие его всё же не приняли одежду арабов. Тогда, считаю, был правильный ислам. Главное, что бог в душе и сердце каждого верующего. Вера не одежде, а внутри каждого.
    Если будем оглядываться на Запад, то завтра не заметим как примем и радужную веру. Не приемлю их толерантность. Это развращение нашего народа. Тем более с нашим менталитетом. Всё новое мы принимаем с усердием, как тот мужик, которого заставили молиться. В нас нет самоконтроля.

  19. Нам не хватает только исламского мракобесия! Всего достигли типа.Лучше займитесь наукой и передовыми технологиями,а не перениманием арабских причуд типа хиджаба!Есть для этого свои қазақские женские головные уборы.если так невтерпеж!Что за народ лишь бы чужое перенять!!Намыстарың қайда ,ағайын?Арабқұл болу арманба?Ұялсаңызшы,мынау масқара ғой

  20. Атеизм и светская общество к хорошому не приведут. Ислам и наша традиция вот это ключ к здоровый нация. Надо возврашатся к истокам и искать ответ там.

  21. Кто выступает против Ислама и мусульман, тот потомок недобитого джунгара, затесавшего среди казахов, чья кровь даёт знать о себе.

  22. У казахов девачки в обязательном порядке не носили на голове платки. Носили тюбетейки, меховые шапки. Когда хотели, по желанию носили цветные платки, но не белого цвета. Лицо не закрывали. Замуж выхлодили в саукеле. Был отряд, он и сейчас сохранился: во время беташара сәукеле заменяют белым платком. Келіндер носят белые платки, который в случае сертификат мужа, после годовых поминок, официально снимают. Поэтому, на мой взгляд, хиджабы, никабы нам, казахам, не нужны. У нас свои веками сложенные традиции. Их и надо поддерживать. Ахмедова Қалия.

  23. Самим не смешно? Тем, кто за национальную одежду: сами походу в мини юбке и шортах по улице гуляете. Но во всё горло против покрытия и за национальную одежду.

    Чтобы не назревал конфликт, нужно «корректировать» конституцию. Но и при этом это будет ущемлением прав граждан.

    Почему все спрашиваете у специалистов, историков и богословов? Почему вы не спрашиваете тех женщин, которые сами одели хиджаб, они ведь одели сами, из никто не заставлял.
    Почему такие личные вопросы выставляете на общественность?
    Или демократии конец и выбора нет?

  24. Видим мы, идёт женщина в хиджабе, детей куча, один меньше другого, брови сдвинуты, лицо злое. Это женское счастье называется? Дуры! Сами лезут в неравенство, а мужикам что? Они женщину затыркали и считают, что ли себя хозяевами её жизни? Нет,это не наша религия, бегите от неё! Казахские женщины всегда были крутые, на коне!

  25. Қазақтың қыз ешқашан , ешқандай хиджаб паранджа кимеген , мен біздің салт дәстүрімізі қалаймын !!! ..кімге ұнамайды кетсін , барсын арабстандарына …шекара ашық…☝

  26. Почему когда кто то одевает хиджаб у всех бомбит? Религиозный хиджаб можно подогнать под школьную форму и носить! Ни у кого ведь не бомбит когда девочек матери раздевают в слишком коротенькие мини юбки. Я лично являюсь свидетелем подобного и никто ни в школе ни в обществе не делал замечания. Потом как ношение хиджаба женщиной может отразиться на развитии государства или науки? Хиджаб это очень функциональная одежда как вышеописывалось в статье — внем можно готовить да внем можно даже покраску делать много чего. В школьные годы я видел случаи когда деректриса насильно срывала хиджаб с девочек , приследовала с учителями их, наносила увечии и оказывала психологическое насили а ведь в то время это было нарушением конституции. Это было уголовщиной. Но никто не защитил их. И это на фоне того что к девочекам одевавшихся слишком откровенно никто не приставал ни учителя ни директрисы.
    Некоторые приводят такие доводы мол это НЕ соответствует национальным одеяниям, а кто сейчас одевает что либо национальное? Что то не видно на обвинителях национального платья с национальными узорами , платком или такией на голове. Сам я не являюсь мусульманином но считаю мракобесами тех кто пристает к людям и срывает сних одежду!
    Люди живущие рядом с построеными мечетями рассказывали ужасные байки о собирающихся там на молитву прихожан, мол там убивают людей и там же закапывают и прочие небылицы а на поверку все это оказалось просто фантазией. Лично ходил смотреть ничего из этого там не было.

  27. Ислам дiнiн толык кабылдан дар.сыртта отырып сойлеу дурыс емес….аурет жерди жабу парыз. толык бетти жабу такуалык нур устине нур ….кабыл болсын арине..

  28. Ислам дiнiн толык кабылдан дар.сыртта отырып сойлеу дурыс емес….аурет жерди жабу парыз. толык бетти жабу такуалык нур устине нур ….кабыл болсын арине..

  29. Хиджаб,никаб и т.д. истинная исламская атрибутика.У наших апа-әже,ана,әпке-қарындас,женгей-тәте…НИКОГДА!!!!НЕБЫЛО таких уборов!Смотрите фото 18-20 веков…Так,что не надо путать,Ближний Восточные традиции с НАШИМИ КАЗАХСКИМИ.

  30. В странах,где носят хиджаб,женщины поголовно страдают остеопорозом. В солнечных странах им не хватает солнца.Абсурд.Еще и девочек кутают в длинные одежды,когда ребенку нужно солнышко,движенье на воздухе.Женщина несёт в мир красоту,а ее заставляют кутаться в безликие тряпки.Пусть вера будет в душе,а мир пусть любуется на красивые лица женщин.

  31. Истинные богословы знают что в Коране не написано что женщина должна покрывать голову и закрываться полностью, там говорится, что она должна закрывать чресла и прикрывать грудь(наверное так как она вскармливает ребенка)! Отсюда понятно, что если есть упоминание что грудь закрывается значит, остальное тело не наглухо закрыто, нет такого требования, тем более про голову там ничего не говорится. Если логически смотреть, то Ислам в большей степени на востоке, а там больше песка, пыльных бурь,пекущего солнца и тем самым они защищались от природных явлений. А часть из нас после распада советского союза ринулись впитывать очень многое в том числе ислам восточных стран, обесценив опыт наших предков (ну да научены столько лет в ССср казахов принижали и сделали многое чтобы мы в себя не верили) отсюда обесценили нашу историю, наши обычаи и традиции постепенно только сейчас более или менее соблюдаются, вот отсюда наверное слепо и заимствовали их традиционную одежду, ведь потребность была в том числе и обращение ко всевышнему, которого в Ссср заменили на коммунизм (тоже своего рода религия-вера) к которому все стремились, знаний мало и повторяли как делают там, что носят и прочее. Это из за не знания, на это необходимо очень много времени. Каждый трактует ислам как ему угодно в большинстве случаях скорее всего зная лишь основы. Меня в исламе напрягают фанатики, которые очень много долженствования приписывают женщинам. Я уважаю все религии мира и конечно же мне ближе ислам, так как мои апашки и аташки его приняли я себя отношу к нему, но все же слепо идти в то, что во мне не совсем откликается это не есть истинная вера. Время покажет. Ну а те кто принял хиджабы не ради моды, не насильно, а по воле своего сердца, то конечно это его выбор и мы можем сосуществовать, общаться, коннектиться, но без перехода границ и навязывания своих догм и правил.

  32. Девочки в платках кого-то пугают Это странно А девочки девушки с разноцветными волосами, татуировками по всему телу, открытым декольте, мини юбках или коротких шортах в которых ягодицы вываливаются это у нас нормально, ничего страшного

  33. Корупционеров заставлять носить хиджаб и членов семей. Во первых для перевоспитания чтобы прониклась религией. Во вторых будут от всех отличаться. Да кстати и воров каманников тоже переодеть.

  34. Не болсада хиджаб дұрыс ұғым емес. Яғни қарапайым қазақша орамал тағу керек. Хиджабты анау Иран, Ирак, Пакистанға көшіп сонда тағындар. Оранып бүркеніп білгендеріңді істейсіңдер. Əрбірден соң, бұндай оранған отбасы барлық жерде бақуат тұрады. Менде сұрақ? Əйелі жұмыс жасамайды, үйден шықпайды. Күйеуі де үйінде жүреді. Сонда бұлар өмір сүруге ақшаны қайдан алады. Менің көшемде осындай 2-3 отбасы бар. Үйлерінен мүлдем шықпайды шіркін. Алайда, тұрмыс жағдайлары өте керемет. Осыдан сұрақ туындайды ғой? Осылай тұруға бұл азаматтарда ақша қайдан деп.

  35. Да. Мы дети выросли советские время ‘ наши матери носили просто косынку летом ‘зимой платки ‘но у них волосы уже были седые и тоненькие ‘ведь тогда не было же в сёлах салон красоты ‘ а нас никто не заставлял носить платок или косынку ‘ даже не было разговора. Я сейчас удивлюсь откуда столько споров из за.платка? Точно это нам пришла с арабских эмиратов
    Государство должен взять под свой контроль гранты от арапов ‘очень опасная тенденция пошла.я не хочу чтобы мой внучки ходили как средновековом. Надо идти со временем в ногу и в образовании и в одежде.

  36. В Киргизтане и в Узбекистаннһ сейчас есть закон..запрещающий носить хитжаб..почему в Казахстане есть такая мягкотелость..? Что за девочки и женщины появились на нпших улицах в черных длинных платьях и в масках на лицах с сетками на глазах..? Это не опасно для наших жителей..почему они так прячут свои лица..тоску на всех наводят..и мы говорим о светском государстве при таком положении?

  37. Ассалаумағалейкум братья и сестры Казахстан светское государство не практикующий ислам никогда не поймет верующего ношения хиджаба предписание Корана вероисповедание а также одеватся по шариату сугубо личное дело запрещать хиджап
    Нарушение конституционных прав мусульман и хватит болтать займитесь чем то полезным

  38. Одно тупое самомнение частного лица. Ничего мусульманского —только философия и психология, да и только. Как не пытался дочитать — одно большое разочарование в псевдо-«светском» обществе Казахстана!) Казахский ислам? Вы чё офигели на хрен? Ислам един! И он был дополнен и закончен Аллахом и всё! Сколько уже слышу про это — блевать охота! Первый факт основывается на: Альхамдулиллях я Мусульманин! А не казахский или арабский или Иранский мусульманин! А просто сотворение Аллаха созданное для поклонения ему! И всё! Хоть я или другой человек: мы объязаны искать правильный путь поклонения и имана! А не идти по пути самообмана, самоуспокоения, путем искажения правильности существования в религии! Я тоже делаю много ощибок, и у меня проблемы в поклонении Аллаху. Но я не лезу поправлять жизнь тем кто, по крайней мере, пытается угодить Аллаху больше чем я! Какой то дармоед на верху сказал: пусть одевают что хотят, но там где то там. Эмираты, Иран, Ирак… Значить тот кто пытается исправить религию созданную Аллахом, будет диктовать здесь, на своей родине, кому что делать? Охреневший в двойне! Говорит никто не заставляет ходит голыми? У нас ситуация состоит хуже его мнении! Следуя за псевдо-развитыми обществами Америки и Европы, у нас тоже любят сексуализировать всё! Запретите тогда не только на улицах, главное в школах одеваться коротко, с разрезами и без макияжа и плюс плюс плюс!!! Слов много, мнение одно: сам не делаешь — другому подножки не ставь! Наш народный менталитет такой: сам из грязи никуда, но и другим не даст быть лучше него! Если я слаб, я радуюсь за того кто сильнее меня духом и готов заслужить любовь Аллаха в обоих мирах!) Да благославит Аллах и приветствует его, наш пророк Мухаммад мечтал об этом и мы должны быть в этом поддержкой, если не делом, хотя духом и сердцем!)

  39. когда касается религия Аллаха вы наченаете с традици😄 вы самир и ваши блихкие Разве не пакупаю европеискую одежду ?А чо вы не спросите всех одеваюшихся ПО европейский полу голую моду.в традициях так одевались Ли казашки

  40. когда касается религия Аллаха вы наченаете с традици😄 вы сами и ваши близкие Разве не пакупаю европеискую одежду ?А чо вы не спросите всех одеваюшихся ПО европейский полу голую моду.в традициях так одевались Ли казашки .вы такие глупые ей Богу

  41. Почему же вас не возмущает то, что нам западную культуру о мнимой демократии, с этим Лгбт и феминизмом нам упорно навязывают, платя большие деньги продажным людям, ПОЧЕМУ мы тут не вспоминаем о нашей культуре, какую бы религию не взяли, она предписывает покрываться, и Ислам это чистая религия, религия добра и мира и высокой морали, принципы которой как раз таки наши предки очень высоко чтили и придерживались.

  42. Почему же вас не возмущает то, что нам западную культуру о мнимой демократии, с этим Лгбт и феминизмом нам упорно навязывают, платя большие деньги продажным людям, ПОЧЕМУ мы тут не вспоминаем о нашей культуре, какую бы религию не взяли, она предписывает покрываться, и Ислам это чистая религия, религия добра и мира и высокой морали, принципы которой как раз таки наши предки очень высоко чтили и придерживались.

  43. Хиджаб в школе, тогда и кришнаиты пойдут в школу босиком и с песнями🤣, и евреи будут требовать педагога еврея, а мусульмане требовать вырезать все портреты из учебника, одни будут не мыть голову и стричь волосы как некоторые индуисты, другие поклоняться дьяволу. В школе такая «солянка» не допустима. Это мое мнение.

  44. Я соблюдающий мусульманин. Хиджаб это не какая то конкретная одежда, это понятие. В доме мы на окна вешаем шторы, двор дома окружаем высокими заборами. Отчего и для чего. От чужого глаза, отмечаем и защищаем свое имущество от чужого взгляда. Правильно? Так вот хиджаб это одежда посредством чего женщина прикрывает свою красоту, свой аурат от нежательных чужих взглядов. Почему то мы деньги держим в бумажниках, сейфах. А что деньги дороже женского аурата. Какому отцу, брату приятно чтобы на ее дочь или сестру глязели животным инстинктом чужие мужчины? Для каждого мужчины, будь то отец, брат, муж, его сестра, дочь, жена это его інжу, маржан. Вам приятно если чужой мужчина глядя на вашу дочь или сестру или жену может определить размеры груди, бедер???Аллах лучше знает свои создания, хиджаб нужем нашим женщинам, защищающий ее честь, достоинство, и это приказ Аллаха. Но если кто то не носит, не желает прикрываться, то флаг вам в руки, не носите, это ваше право, в конце концов мы живём в правовом, демократическом обществе. И в этом обществе должно быть место и для правоверных мусульманок. Ведь женщины в хиджабе никоим образом не трогают, не говорят гадости, не оскорбляют женщин не прикрытых, точно также и вы должны относится к ним, если считаете себя демократами. Никто из вас не может поспорить тем, что независимость Казахстана это дар божий для нас казахов. Так вот, если мы будем противится велениям Аллаха, то тогда казахам не надо ни на что обижаться, когда Аллах отнимет это у казахов. Тысячу первого раза может и не быть. Мың өліп мың тірілген қазақ, мың бірінші рет қайта тірілмеуі мүмкін. Если вы сейчас запрещаете носить платки школьницам и учителям, то не обижайтесь когда массово возрастет детская и подростковая преступность, внебрачные дети, проституция, беременность среди школьниц, брошенные младенцы на мусорках, детское насилие и т.п. Да Ататюрк запретил платки и всю религиозную атрибутику, но что он получил взамен? Место хиджаба заняли геи, лесбиянки, ЛГБТ и т.п. И это ошибно что Ататюрк построил развитое государство. Наоборот Турция погрязла в долгах, и полностью зависела от запада. Для сравнения исламская Османская империя была самой крупной империей и самой процветающей, и никого не поробощала, в отличие от западных империй. Тоже самое и с нами казахами. Ислам в Казахстан пришел еще 12 веке, но за эти почти тысячу лет мы не стали арабами. Наоборот построили казахское ханство, прняли законодательство степи «Жеті Жарғы», основанный на законах шариата. А вот за какие 70 лет в атеистическом Советском союзе, мы потеряло все и язык, культуру, историю… Потому что отошли от религии. История может повториться, если мы из этого не извлечем уроки, и будем следовать своим страстьям, будем идти против Создателя.

  45. О жәрәтүші тәнірім, көк аспан. С чего этот тупорылый взял , что Тенгри это и есть Аллах? Тенгри это и есть всевышний тенгрианцев. Голубое небо, у которого нету конца, есть бесконечность и вечность и оно создаёт жизнь во вселенной. А где место Аллаха в этой вселенной я не знаю.

  46. Я напишу то что было в нашей семье. Как говорится на практика а не голословно. У меня племянница вышла замуж 4 года назад. Муж у неё читает 5 кратный намаз но работает в госструктуре правоохранительной. Не отращивает бороду не носит коротких штанов. Вполне себе светский человек со стороны даже ходит к косметологу. Так вот первый год было насильное убеждение жены одеть хиджаб. Во второй год она все же надела хиджаб (отнюдь не добровольно). На третий год начались кожные проблема из за хиджаба. Потом дальше ещё хуже. На людях он ну такой правильный хороший а дома тиран раздающий проклятие на право и налево. Причем по его понятиям те деньги которые он зарабатывает он должен тратить на себя в первую очередь а на семью не обязательно. Расказывать очень долго можно книгу написать. В общем дело закончилась разводом

  47. Я проваславная но ведь и у русских девушка вышла замуж носила платок .я помню свою маму она всегда ходила в платке .я тоже когда на кухне покрываю голову платком. И я считаю это правельно.

  48. Не согласна с автором. Предписано Кораном покрываться. Разные народы называют по разному. Дело не в слове хиджаб. И девочки школьницы не носят никаб. Если можно носить в школу короткую юбку, едва прикрывающую бедра, чем помешает аккуратный белый платочек и юбка ниже колен? Девочки в платочках не ходят с 7 класса в ночные бары, не принимают наркотики. Развели войну на пустом месте. Хотите жить как в развитых странах, давайте также демократично относиться ко всем. В Европе, Америке нет с этим проблем, исключение Франция, в Лондоне мусульманам очень комфортно. Люди, очнитесь, мы, казахи, как нация ещё не созрели. Посмотрите как люди вели себя на таджикской ярмарке в Астане? Это стыд, позор, невоспитанность…Вместо того чтобы так сказать хаять хиджаб и арабов, давайте начнём жить культурнее, будем уважать друг друга и атеисты и намазханы. Тем более если вы образованные люди! Взаимоуважение в первую очередь!

  49. Читаю и смеюсь. Исламисты наверное забыли, что Коран писал тоже человек. И эти ссылки на Коран смешны, также как и ссылки на Библию.

  50. Читаю и удивляюсь. Те кто защищает рьяно религию наверное забыли, что все эти Команды и Библии были написаны самым первым человеком, а потом переиздавались . И сейчас мы видим труд тех людей, кто хочет управлять толпой слепо верующим в бога или Аллаха.

  51. Казахи никогда не считали своих женщин сосудами греха. Наоборот, они гордились своими женщинами-воинами, красавицами и воспевали их героизм и красоту. Молодые девушки носили головные уборы, подчеркивающие их красоту и молодость. И ни один мужщина не смотрел на них, как на нечто вовлекающий на греха. А женщины носили платки в знак того, что у них есть господин-муж. Мне кажется, что женщины востока закрывали лицо потому, что берегли лицо от обжигающих лучей солнца и от поднятых бурей песка.

  52. Так кто прививает традицию носить хиджаб у нас в Казахстане? На этот вопрос ответа Я не нашла. А чтобы определиться — носить или не носить, надо определиться — светское государство строим или нет. Пока живём в светском. Если основная масса населения станет религиозной — значит, вопрос решится сам собою. Остальные — уедут в Нидерланды и Нью- Йорк. ))

  53. Алуа Ауэзова лицемерит. За всеми этим рассуждениями стоят вполне понятные политические интересы. Использование людей в частных интересах определенных групп. Казахи- мой народ и у него есть своя культура. Ей и надо следовать. Против навязывания чужих догм и правил. Для того, чтобы завоевать страну первыми идут проповедники, за ними коммерсанты. Это же очевидно. И замечательно, что Узбекистан и Киргизия этому противодействуют. Насчет скромности девушек, хиджаб и никах, или как там еще это называется никак от развращенности не защищают. Девушек используют, им не дают знаний даже по их гигиене. Она будет истекать колвью месяцами и бояться сказать об этом матери. Это путь к дискриминации и унижению женщин. Это мужчинам надо себя ограничивать и воспитывать их в уважении к девушкам и женщинам. Эти арабы, на которых вы ориентируетесь, приезжая в Алматы в первую очередь просят алкоголь и продажных женщин. Сплошное лицемерие. Путь в средневековье. Откажитесь от этого.

  54. Хочу привести Вам один пример.Посмотрите как процветает Китай экономический и политический и они безбожная страна.26 августа китайский руководитель Си Цзинь Пин посетил Синьцзян и сказал,что здесь будет Китайская Исламизация.

  55. Перелестала историю Казахстана вплоть до 18 века, ни где нет хиджабов на женщинах, девочка. Это те кто приехал к нам в Казахстан на историческую так сказать Родину продвигают свой устав в чужем монастыре.

  56. Причём тут «казахская традиционная одежда»? Хиджаб — это закон Ислама. Вы недочитали суру «Ан-Нур». Или недопоняли. Обратитесь к более просвещённым по этой теме людям, чем увиливать от прямого ответа на прямой вопрос.

  57. Ношение платка и закрытой одежды не всегда признак праведности. Часто от такой особы хоть беги. И обзовет. И пристыдит. И крепким словом приложит. В моем детстве бабушки красиво одевали платки, носили киимишек, но девочки вольно бегали без платков. Жить по законам , традициям своей страны. Это главное. Из прошлого надо брать самое хорошее. Жизнь стремительно изменяется. Стараться себе во благо все использовать. Но не упираться против всего, Что даст образование, общение для будущего своего ребенка. Музеи должны пропагандировать нашу одежду. Некоторое время назад носили одежду из жарких стран с голой поясницей. Сколько девочек посадили почки! Жизнь зональна. Климат наш требует свое. Для нас отобрано предками исторический стиль одежды. Стараться ее осовременить а не гонялся то за англ то за восточн модой.

  58. Не обязан носить хиджабы🤲можно носить платки_ведь платок носили тюркоязычные. Но кто и как его носит _это сугубо личное Человека!

  59. Одна пишет мы атеисты другой пишет нельзьте со своими правилами о ношении хиджаб. По мне вы глупые люди и вы не блогадарные по отношению к Богу. Бог вам все дал в этой жизни где ваша благодарность??? Я вам вот что скажу придет время вы будете испытанны под землёй когда ваши родные похоронят вас. Придет вас час. Каждый человек вкусит смерть Бог заберёт вашу душу.

  60. Я недавно наблюдала такую картину за окном. На детской площадке собрались подростки , они играли бегали, среди них была девочка капалушка. Она не отставала от других, догоняла пацанов, они ее, догоняли пинали, боролись. В чем смысл, что она покрылась платком, одела длинные одежды, от кого

  61. Хиджаб это собирптельное название всех видов мусульманской женской одежды. Чтобы вы не писали но казахская национальная женская одежда «Кимешек, орамал» относится к хиджаба. Кимешек это большой белый платок с вырезом для лица и закрывающая шею, лицо,спину до пола.
    Раньше девушек рано выдавали замуж с 14-16 Лет из дома невесту отправляли в сәукеле закрыв лицо а после беташар «Открытие лица» завязывали платок в виде белрго орамал а после рождения ребенка это обычно 16-17 лет надевала строги Кимешек. Большую часть жизни кроме детства казахская женьщина носила такую одежду.
    Традиция ношение широкой одежды камзолов, обьемных платков существовало у самих казахов поэтому ближни восток не причем.
    Если посмотреть исторические фото то можно увидеть на сколько закрыто одевались казахские женьщины. Очень длинные рукова камзолов закрывающие кисти. Большие белые платки до пола выпольняющие функцию хиджаба. Хиджаб это любая одежды выполняющая эту функцию

  62. Лучше бы выступали против наркотиков, пьянства, воровства, разврата,проституции, которые стали нормой в нашей стране. Нашли проблему-хиджаб. Что девки полуголые ходят их не волнует, а хиджаб возмутил.

  63. Айгуль, унижает женщину не платок, а миниюбки, обтягивающая одежда и открытая одежда!!!!!! Унизительно ходит полуголыми!!!!!!

  64. Запрещать или не запрещать, носить или не носить, указывать или не указывать.
    Я одного не пойму соотечественники.
    Конституция, основной закон Республики Казахстан запрещает религиозное и иное притеснение.
    Если человек придерживается определенных канонов, которые не противоречат основному Закону, то в чем проблема.
    Ваши хотелки, это исключительно ваши хотелки.
    Каждый отец сам решает как воспитывать дочерей.
    Если такая девушка, не выставляет себя на показ, не провоцирует мужчин вокруг себя, то это намного лучше для всего общества, когда его женщины благопристойны и знают себе цену.
    Нежели те, кто раздеваются до животного состояния и говорят о какой-то цивилизованности.
    Чтобы оценить общество любой страны, достаточно посмотреть на их женщин.
    Человек чтобы быть цивилизованным в первую очередь оделся, прикрыв свои срамные места.
    Чем он более одет, тем он цивилизованные.
    Если бы было иначе, то животные, которые не носят одеяния считались бы наиболее цивилизованными.

  65. Люди, очнитесь! Побойтесь Создателя! К Нему мы все вернемся и будем держать ответ за все эти комментарии, или вы считаете себя бессмертными??? Если законы Аллаха вам не по душе, не придерживайтесь их, но хотя бы других не отвращайте от них чтобы потом и за них не отвечать! Если казахи раньше не носили закрытую одежду, то и открытую тоже не носили. Почему против них не высказываетесь? Мусульман считаете слепо подражающими, а сами еще хуже подражаете западу. Мусульмане покрываются осознанно, после получения соответсвующих знаний, а вы раздеваетесь слепо идя за навязваемой западом модой. Снимите джинсы и топы! Оденьте национальную одежду, если уж так печетесь о национальности!

  66. У Казахов своя красивая одежда, составленная нам от наших предков, апашек и апашек, из покон веков! Не надо цепляется чисто Арабской одежде, хиджабы и тд. Каждый народ уважает СВОИ ТРАДИЦИИ, В ОДЕЖДЕ, ПИТАНИИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ!!! У КАЗАХОВ СВОЕ, МЫ — КОЧЕВНИКИ! У АРАБОВ СВОЕ, ОНИ ПО СВОЕМУ ЖИВУТ! ДАВАЙТЕ УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТСЯ К ТРАДИЦИЯМ,— И НЕ ПУТАТЬ » БЕРЕГА»! При чем тут РЕЛИГИЯ И ОДЕЖДА! НАШИ ПРАДЕДЫ, АПАШКИ ВЕРИЛИ В БОГА, ПОЛУЧШЕ МНОГИХ! НИКОГДА АК— ДАСТАРХАНДЫ АТ ТАМАЙТЫН!!! ХИДЖАБ ОДЕЖДА АРАБОВ— ПУСТЬ НОСЯТ В СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ! У НАС СВОЯ ОДЕЖДА ,КАЗАХСКАЯ, КРАСИВАЯ— ДАВАЙТЕ НОСИТЬ И ЕУЛЬТИВИРОВАТЬ СВОЮ КАЗАХСКУЮ ОДЕЖДУ!!! ВСЕМ МИРА!!!

  67. Почитать вас, умников, так вы прям все ходите в камзолах, тюбетейках и чапанах, прям соблюдаете все свои традиции аж трясетесь! Ни фига подобного! Ваши дети ходят как корейские поп идолы или как амстердамские проститутки! И вы вместе с ними отмечаете свой традиционный испоконвековой новый год, ставите елку в юрте, как ваши деды всегда делали. Ваши дети еще и на казахский национальный хэллоуин ходят, наряжаясь в нечисть всякую. Или вот 8 Марта — святой день! Очень традиционный! Чего привязались к платкам и никабам? У нас демократическое и правое государство! По крайней мере, таковым себя заявляет. У нас высший закон — Конституция! Где сказано, что человек имеет право на свободу вероисповедания. Вы просто трУсы и боитесь, что кто-то окажется лучше вас! Где ваша хваленая толерантность, которую так любите проявлять к радужным человекам? Какие же вы мелкие душой! Выродилась, выродилась прекрасная нация под влиянием вашего любимого Запада!

  68. Моя бабушка всегда носила жаулык белый цвет.свеху.белый.платок.мама.всегда.носила.разноцветные.платки.прикрывала.волосы.нам.девчкам.шили.такия.борык.вязали.зимой.платки.носки.руковицы.в.школу.заплетали.косички.разноцветные.ленточки.бантики.красиво.интересно.на.праздники.белые.банты.хиджабы.это.не.наше.не.нужен.он.казашкам.думаю.нужно.запретить.если.сильно.хотят.носить.головной.убор.пусть.носят.такия

  69. Доброго дня,у казахов нигкогда в истории не носили хиджабы, девушки носили тюбитейку и бөрік с длиннами косами,а женщины,келины носили орамал постоянно потому ,что всегда находились в кухне и готовили, это с точки зрения гигиены и этики,так как дурными глазами мужчины ее должны присматриватся чужим замужним женщинам. А в стрости бабушки наши носили кимешек, это было уважение к пожилым и со стороны этики,әжешки наши не хотели показывать старость,т.е.дряблую кожу на шеи и волосы.
    Мы казашки и давайте будем чтить свои национальные традиции,а то перестанем быть ими,а если хотят носить хиджаб некоторые пусть носят дома,или переезжают арабские страны, где носят хиджаб и перестанут быть казашками,а то вечно на поводу всех нации ходим.
    Видела девушку в хиджабе и тик ток с голыми мужиками и бабами смотрят, я сделала замечания ,қызым сендерге бұндайды көруге болмайды ғой,,а она на русском гавнула, «не Ваше дела,кто Вы такая мне» вот и мусульманка, никакой этики и даже собственного языка не знает,хотя была казашка.

    Пора постоять за свою нацию,әжешки,сестры,апашки, доченьки,давайте поколения воспитывать в национальном духе и этике,мы единственная чистая по крови нация,этим надо гордиться!

  70. Хиджаб, паранджа чуждо для нашего народа и не обязательно придерживаться этого нам ,Ислам и Пророк не обязывают этому, кому нравиться пусть едут туда где это принято.У нас Своя Культура и нечего навязывать Чужое ведь жили же до этого самое Главное Вера во Всевышнего Создателя.

  71. В Иране дамы борются за то что бы снять платки и получить больше свободы, а в Казахстане наоборот «загоняют» себя. Это не должно быть фанатизмом.

  72. С вами полностью согласна вот это многим необьяснишь почему то моя бабушка читала намаз но она не хиджаб а кимешек одевала и только при чтении намаза в остальном только платок и платье ниже колен

  73. Почему хиджаб, много споров и нет истины. Хочется закричать люди тюрки казахи когда ваши предки носили хиджаб. Плохо знаем свою историю и культуру.
    Вот и пользуются …..
    Головной убор считался один из главных атрибутов одежды как у мужчин так и у женщин. ПО нему можно было определить положение человека в обществе.
    Девочки подростки носили яркие вышитые красивые тюбитейки и на волосы цепляли заколки из серебрянных монет » Шаш бау» и услышав его звон женщины в юрте прекращали верещать «өсеки» а гости из соседних аулов примечали невест будущих.
    Девочка взрослела и ее головной убор тоже ….переходил в саукеле платок жаулық кимешек. И ни в какой возрастной группе нет черного цвета, нету, откуда взяли этот цвет. Бесит прям.
    -Почему? у нас не может быть своё переданное по генам впитавшего материнским молоком.
    -Зачем? нам, чужая культура с навязыванием арабизации и всеми ее вытекающими обстоятельствами.
    И — Кому? это выгодно.
    Есть Всевышний, есть Вера и его место в сердце каждого из нас.

  74. Уверена, Аллаху всё равно, как мы одевается, лишь бы мы жили честно, порядочно с совестью в душе.
    В арабских странах совсем недавно, лет 40-50, бедуины бродили по пустыням, и им приходилось закрываться от палящих лучей солнца полностью, и тело, и лицо. А потом, перебравшись в города, мужчины сняли балахоны и платки, оделись цивильно, но женщинам не разрешили. Это никакой не исламский закон, а всего-навсего мужское самодурство и тупая ревность, желание держать женщину в узде, не дай бог чтобы она почувствовала себя человеком.

  75. Мои бабушки татарки носили длинные платья и платок ,т.к. по Корану нельзя оголять руки и ноги.Мама тоже ходила всегда в палатке,хотя у нее были очень длинные и густые волосы.Мое мнение,то хиджабы-это какая мода,но не вера в Аллаха.

  76. Мусульманство как и христианство является религией, и по сути является системой управления людьми. Одежда является атрибутом того что человек принадлежит этой системе управления является адептом. Женщина является собственностью и хиджаб это показатель. Казахстан светское государство, поэтому есть право выбора, но кто сегодня пытается завладеть умами людей вот в чём вопрос и для чего это делается. Политика разделяй и властвуй была изобретена именно для того чтобы манипулировать. Так что хиджаб это маленький элемент большой политики. Когда мира в доме нет его легко завоевать.

  77. Ассаляму Алейкум уа рохматуллахи уа барокятух (Мир Вам и Милость Всевышнего и Его благословения) так переводится приветствие молитва каждого мусульманина. Я украинка, родившаяся в Казахстане, очень люблю свою страну. Живу в Алмате.В 2013 году приняла Ислам по Воле Всевышнего, а в 2015 одела хиджаб и это был самый лучший подарок от Бога. До Ислама в моем сердце были деньги, дорогие машины, украшения, бренд одежда. Я одевалась в узкие джинсы, топы с вырезами и тд… я выставляла свое тело и красоту на показ, мужчины смотрели на меня как на товар и отношение было соответствующим, я постоянно болела. В ислам пришла не потому что вышла замуж за мусульманина и тд и тп) а по зову сердца. Меня удивил Коран своими чудесами, все законы в нем только для нашего блага и нашего здоровья, как физического, так и духовного. У меня много было вопросов, так как мой ум исследователь и Альхамдулиллях я так много узнала про Мироздание и себя, потому что в нас самих знамения Аллаха. КОРАН это Божественное писание и самое большое знамение, его не могут исправить, потому что на сегодняшний день миллионы Хафизов знающих наизусть Коран ( от Имени Аллаха Хафиз Сохраняющий) знаете ли вы хоть кого нибудь кто знает наизусть от корки до корки какую нибудь книгу??? Это ли не чудо? А сколько Ислам принёс научных открытий? А гигиена? А действия в намазе как полезны для здоровья, а аяты на арабском при правильном чтении это мощнейшая дыхательная практика, которая приводит в гармонию все тело человека. А Вы слышали что нибудь про золотое сечение? И это все есть тоже в Исламе. Я могу говорить бесконечно о любви, красоте и мудрости Ислама. Хиджаб это одеяние, которое закрывает аурат женщины, все кроме кистей рук и лица, и я изучала историю одежды многих этносов. Все женщины носили Хиджаб, просто названия разные , а суть одна. Вы говорите, что это унижение для женщин, а я говорю , что ислам и хиджаб возвысел статус Женщины. Хиджаб отличает Женщин доступных от верующих, те кто хранят свою красоту и чистоту, как жемчужину в раковине. Мой мир изменился, когда я одела хиджаб, моё здоровье стало намного лучше, моя энергия при мне, я дома снимаю хиджаб и моё тело и волосы пахнут чистотой,и этим я делюсь со своим мужем, который не переживает за меня, что кто-то может меня домогаться или смотреть с похотью, я под защитой Аллаха, я в Хиджабе.Везде чувствую уважение окружающих и любовь Создателя. Нет принуждения в исламе, есть только мир. Гордыня и невежество, вот болезнь человечества.

  78. Здравствуйте вы пожалуйста живите в Голландии как хотите у вас там всё разрешено однополый браки голыми выходят на гей Парады Вы эту политику сюда в Казахстане не засунете здесь Мусыльманское Государство и Казахстан останется Мусыльманским

  79. Әйел затының шашынан бастап денесінің ұятты жерін (әуретін) жасырып жауып жүру бізден де бұрын өмір сүріп бұл дүниеден өткен әже аналарымыз да кигенін талай тарихи суреттерде көрсетілсе де,қазіргі киіп жүрген орамал,ұзын жең,көйлек ұзындығы тобыққа дейін төгіліп тұрған киімді,адамдар Хиджаб деп арабша атауға жапсырып қойған.Арабта хиджаб болар,қазақта бұл киім Алланың бұйрығына бойұсынғандар киетін иманды күшейтетін, жүрек тыныштығын беретін киім.Бұл дүниеден өткен бұрынғы басқа да діндегі әйел затының барлығы дерлік үсті басын толық жауып жүрген.Демек олар да Құдайға қарсы келмей бойұсынып бұйрықты орындаған .Ескі заманда түсірілген фильмдерде басқа ұлттардың барлығының дерлік әйелдерінің денелері шашынан бастап аяғында дейін толық жабылғанын көресіз.Ол кезде 1Құдайдың бар екенін мойындап тура жолмен жүрген,яғни Құдайдан қорқып дұрысын таңдаған.Оқымаса да,яғни сауаты болмаса да имандары мықты жандар болған.

  80. Что такое атеизм ? Кто такие атеисты.Отвечу ,это бывшие коммунисты.А ,коммунизм запрещенная деструктивная и фашистская идеология во всех развитых странах. Именно коммунисты взращивали атеизм в постсоветском пространстве.

  81. Причём тут где ты живёшь в какой стране мы живём на земле котором Аллах сотворил и мы должны закрывать свои тела как сказано в коране. Когда мы будем стоять перед Аллахом там уже не будет какой ты национальности или какой национальной одеждой одеты задумайтесь сами мы живём в демократической стране и одеваемся по возможности платок и платья и всё, а казахские одежды одевают только по праздникам, а когда куран читают на голову салфетки покрывают мы кого хотим обмануть самого создателя. Задумайтесь ещё братья мусульмане. Почему не говорят почему дети беременеет и про педофилов которые насиловают детей вот это проблема а не платок.

  82. По нации я украинка во всех поколениях ,но родилась и выросла в Казахстане ,родной язык русский ,поэтому и себя считаю русской казашкой . Я атеистка ,но уважаю любую веру и верующих ! Верят люди и на здоровье .Как то была на похоронах казахской подруги и там был мулла , мы разговорились и разговор зашёл об одежде женщин , так он сказал , одежда не способна ни очернить душу ,ни возвысить её ,поэтому носите что хотите ! Конечно детям в школе лучше одеваться как все , что б не вызывать кривые взгляды одноклассников ,а в жизни ,ну нравится человеку носить платок или хиджаб ,ну в чём проблема ? Моя мама к старости тоже всё время носила платок , на улицу никогда не выходила без платка , хотя и не особо то и верующая ,в церковь никогда не ходила , а уж на кухне тем более голова всегда покрыта ! А я с молодости в холодное время всегда ношу платок или шарф на голове ,другие головные уборы не воспринимаю ,вот нравится мне в платке !

  83. Об арабских странах у нас стереотипы, не все там были, но даже в ТВ у них девушки не покрытые. Рекомендую всем почитать историю, о том как появился терроризм в Афганистане и перекочевал в плодь до Кавказа и часть этих радикалов повлияло и на нашу молодеж. Сам был свидетелем, как еще 2008 году именно зарождалась мода на «ислам» было это как субкультура, типа нас мало и мы не такие как все, молодых студентов собирали «добряки» и рассказывали как хорошо быть муслимом праведным, была не контролируемая пропаганда, которая создала благоприятную среду для создания общества, на которое можно влиять из вне. Даже мода на арабский язык идет, лучше свои традиции давайте чтить, вера — это личное дело каждого, а не мода. Арабский мир нам не нужен, читайте про Афган, Чечню, Ливию, Ирак, Иран, и роль ЦРУ США во всем этом, тогда может поймете, для чего некторым выгодно искоренять светкость в Казахстане. Искоренить светкость — цель запрещенной Аль-Каиды, не разделяйте их взгляды.

  84. Живу в Швеции, здесь много мусульман и никто не носит Хиджабов и коротких штанишек, только платок, но в стиле турецком, ничего общего с хиджабом не имеет. В целях свободы и безопасности детей нельзя ограничивать платками и хиджабами. Только Жабы носят Хиджабы(«Хит Жабы»)))

  85. Все так против хиджаба, но про намаз ничего не говорите, а ничего, что намаз у женщин без хиджаба не принимается, все кроме рук и лица должно быть закрыто?
    Мы как должны читать намаз без хиджаба? Конечно мне удобнее будет выходить на улицу в хиджабе, чтобы я в любой момент дня могла помолиться, а намаз один из пяти ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТОЛПОВ ИСЛАМА!