Магжан Жумабаев в молохе сталинских репрессий - Exclusive
Поддержать

Магжан Жумабаев в молохе сталинских репрессий

25 июня исполнилось 130 лет со дня рождения Магжана Жумабаева. Страна отметила его юбилей не так чтобы очень масштабно – Международной конференцией «Мағжан Жұмабай – Тұран өркениеті мен Алаш идеясының ұлы жыршысы» («Магжан Жумабай – великий поэт цивилизации Турана и идеи Алаша») в Петропавловске и празднованием на родине поэта в селе Сарытомар Северо-Казахстанской области. Сразу вспомнилась знаменитая фраза Алкея Маргулана: «Магжан Жумабаев имеет для казахского народа такое же значение, какое для англичан Шекспир, для русских – Пушкин». Наверное, наши власти ждут круглого юбилея – 150 лет.

Сейчас его имя неизменно сопровождается словом «гениальный», многие из горячих поклонников творчества Магжана ставят его в один ряд с Абаем, а кто-то даже считает, что ученик (Магжан) превзошел учителя (Абая).

– Я не оспариваю величие Абая, который был, образно говоря, первым нашим университетом, – сказал поэт и переводчик Бахытжан Канапьянов, один из членов инициативной группы, выпустившей к одному из юбилеев поэта сборник «Пророк», куда вошли лучшие стихотворения и поэмы Магжана. – Но мне хотелось бы обратить внимание на характеристику, которую еще в 1927 году дал творчеству Магжана Мухтар Ауэзов: «После него (Абая) люблю Магжана. Люблю его европейское естество и блеск поэтической мысли. Рожденный в среде казахских поэтов аульного уклада жизни, он своим внеземным обаянием и своим умом достиг высот европейской культуры, храма мировой поэзии. … Я не уверен и очень сомневаюсь в том, что каждый из нас, кроме него, останется в литературе».

Как и большинство представителей казахской интеллигенции, Магжан Жубамаев в 1930-е годы подвергся репрессиям и был расстрелян.

– Советская власть была на редкость непоследовательной по отношению к своим гражданам, которых считала нелояльными к ней, – говорит старший научный сотрудник Центра изучения материалов политических репрессий ХХ века Архива Президента Евгения Чиликова. – В 1919 году в Постановлении Всероссийского центрального исполнительного комитета отмечалось, что «члены и сотрудники бывшего национального казахского правительства Алаш-Орды за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат». Но взять, к примеру, судьбу поэта Магжана Жумабаева. В июле 1929 года его «как активного участника подпольной антисоветской националистической организации» осудят на 10 лет и отправят отбывать наказание в Карелию.

Салимжан, один из девятерых детей Бекмагамбета (отца Магжана), в 1931 году поехал в Ленинград, чтобы как-то облегчить судьбу репрессированного брата. Деньги для поездки семья выручила, продав двух лошадей. Животные принадлежали Жумабаевым, но после коллективизации стояли на учете в колхозе. Так Салимжан был осужден за продажу «колхозного имущества».

Тучи над Магжаном продолжали сгущаться даже в период его нахождения в ИТЛ (исправительно-трудовом лагере). Из сохранившейся в Архиве Президента РК докладной записки ОГПУ по Казахстану секретарю Казкрайкома ВКП(б) Левону Мирзояну «О литературном творчестве и литературных силах Казахстана» от 14 сентября 1933 года: «Разгромленная организационно Алаш-Орда, изменив методы борьбы с советской властью, пытается удержать в своих руках позиции на культурном фронте … Ультра-алашординец, писатель Жумабаев М. пишет «…Я верю молодежи…».

В 1937 году произведения поэта попали в «Список изданий, подлежащих изъятию из библиотек общественного пользования и книготорговой сети», а это лишало его не только возможности трудоустроиться по специальности, но и гонораров. Большинство из единомышленников по партии были уже расстреляны или также находились в опале. В декабре 1937 года Магжан Жумабаев был вновь арестован за участие «в казахской националистической организации», к этому обвинению была добавлена статья 58-6 Уголовного Кодекса СССР – шпионаж в пользу иностранной разведки, который влек за собой «высшую меру социальной защиты» – расстрел. 11 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение.

Гонения на близких поэта начались практически сразу после его повторного ареста в 1937 году. Два старших брата Магжана, Абамуслим и Кахарман, пропали без вести, Мухамеджан 10 лет отсидел, самые младшие, Калижан и Сабыржан, бежали в Киргизию, затем скрывались в Узбекистане и России. Один из них, чтобы спастись, изменил фамилию на русский лад, другой записался киргизом.

В 1951 году Салимжан Жумабаев, тот самый, которого в 1929 году осудили за продажу «колхозных» лошадей, был арестован вторично. Ему предъявили обвинения за поэму «Кенесары», написанную Магжаном, а еще за то, что якобы Калижан и Сабыржан «скрываются в Америке». Освободился он в 1955 году. Репрессиям подверглись и другие родственники поэта. Так, двоюродный брат Магжана Сергазы Нурмагамбетов 10 лет отсидел в Волголаге – Волжском исправительно-трудовом лагере.

Но и после того, как кровавый сталинский режим был осужден и развенчан на ХХ съезде КПСС, произведения ярчайшего поэта ХХ века замалчивались. Первый поэтический сборник Магжана Жумабаева был издан в Казахстане только в 1989 году, хотя реабилитирован он был (посмертно) в 1960 году.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *