Малоизвестные эпизоды из жизни Натальи Аринбасаровой - Exclusive
Поддержать

Малоизвестные эпизоды из жизни Натальи Аринбасаровой

Ее кинодебют сразу запомнился – и не только в СССР, но и за рубежом. За свою первую роль – Алтынай в фильме «Первый учитель» по Чингизу Айтматову – Наталья Аринбасарова получила золотой кубок Вольпи на XXVI Венецианском фестивале. Но сама она называет любимой роль Маншук Маметовой в фильме Мажита Бегалина «Песнь о Маншук». О малоизвестных эпизодах из жизни актрисы рассказывает Сергей Лесковский: их знакомство началось с интервью в 1979 году.

«Первый учитель». 1966 год

…И вот сижу я в задумчивости: позвонит или нет? Уже конец рабочего дня, пора собираться домой. И тут звонок:

– Это Аринбасарова. Съемки закончились. Если можете, приезжайте на «Казахфильм».

Хватаю диктофон и еду на киностудию, она в 1979 году ещё не распрощалась со старым павильоном на углу улиц 8 Марта и Косомольской (сегодня Шамши Калдаякова и Толе би – ред.). Наталья Утевлевна играла главную роль в картине «Дополнительные вопросы».

Пошутила:

– В «Транссибирском экспрессе» для моей героини Айжан сшили легкое платье из шифона, а оператор Вадим Алисов так красиво меня снял, что я снова стала играть молодых героинь.

В том же году на экраны вышла киноэпопея Алексея Сахарова «Вкус хлеба» – о покорителях целины. Сейчас её умышленно, как мне кажется, не показывают по телевидению, хотя фильм, снятый совместно «Мосфильмом» и «Казахфильмом», получил в своё время Государственную премию СССР. Лауреатами стали и исполнители главных ролей Наталья Аринбасарова и Валерий Рыжаков. Наталья Утевлевна играла Камшат Сатаеву, а Рыжаков – влюбленного в неё партийного работника. И в этом же фильме снялся в роли переводчика с французского второй супруг актрисы художник Николай Двигубский, родившийся во Франции и приехавший в Союз с истосковавшимися по родине родителями уже во взрослом возрасте. Французский язык для него был вторым родным. Благодаря Николаю Львовичу на нем заговорил сын Натальи Егор и их с Натальей дочь Катя. На момент съемок в «Дополнительных вопросах» Кате было пять лет, а подружки в детском саду ей говорил: «Твоя мама артистка, значит и ты будешь артисткой». Так и случилось: Екатерина училась в мастерской Альберта Филозова и Армена Джигарханяна во ВГИКе, а теперь она ещё кинорежиссер и писательница. Кстати, некоторые первые рассказы Кати были опубликованы в Казахстане. А для мамы находятся роли (пусть и небольшие) почти в каждом фильме Е. Двигубской. В новелле Кати «В центре ГУМа у фонтана» из альманаха «Москва, я люблю тебя» Аринбасарова появилась на мгновение как камео (эпизодическая роль известного человка в кино,спектакле и т.д. – ред.), за что получила в подарок из рук дочери мороженое, которое актриса любит с детства (Катя играла продавщицу).

В некоторых источниках ошибочно указывается, что Наталья Утевлевна родилась в Алматы. На самом деле она появилась на свет в Москве, в роддоме неподалёку от Новодевичьего монастыря. Этот факт зафиксирован в автобиографической книге «Лунные дороги», которую мать и дочь написали вместе. Книга издана в Москве в 1999 году десятитысячным тиражом. Читается залпом. Я поинтересовался, будет ли продолжение?

– А надо ли? – спросила Наталья Утевлевна…

Из Москвы маленькая Наташа, ее два брата и сестра вместе с родителями уехали в туркменский город Байрам-Али, знаменитый своей всесоюзной здравницей. Неподалёку от нее располагалась войсковая часть, куда был откомандирован отец семейства. Позже семья некоторое время жила в Душанбе, а затем, в середине 1950-х оказалась в Алматы, где Наташа начала учиться в хореографическом училище.

О доме ее детства

В 1980 году Наталья Утевлевна была гостьей Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе. И ее непреодолимо потянуло взглянуть на дом своего детства. Лев Прыгунов сказал, что одну он ее гулять по Душанбе не отпустит. Приехав на троллейбусе до места, зашли во двор. Конечно, их тут же узнали. И на месте оказались люди, помнившие семью Аринбасаровых. Разумеется, артистов приняли как родных…

После года в алматинском хореографическом училище Наташа вместе с другими особо одаренными детьми отправилась на учебу в училище при Большом театре. Ну, а дальнейшую биографию Аринбасаровой все знают: и как она попала в картину Андрея Кончаловского «Первый учитель», и как сыграла в кино Джамилю – другую айтматовскую героиню, и как снималась в роли Маншук Маметовой в военном фильме Мажита Бегалина «Песнь о Маншук». Эту роль актриса до сих пор считает самой любимой, хотя сегодня на её счету 76 фильмов. Почему же не Алтынай? Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале ведь просто так не дают?

– В «Первом учителе» я ничего не умела, играть меня учил Кончаловский. А в роли Маншук я уже была сформировавшейся актрисой, хоть и училась ещё во ВГИКе.

«Песнь о Маншук», 1970 г.

Кстати, в институте Сергей Герасимов открыл в начинающей актрисе и комедийный дар, написав для нее роль бурятской балерины Кати Олзоевой в фильме «У озера». Очень смешно сыграла ее Аринбасарова. В последующие годы она с удовольствием снималась в характерных ролях. Сыграла жену метеоролога Мангулова в «Корабле пришельцев», бомжиху по прозвищу «Милая» в комедии «Система “Ниппель”», музыковеда Марину в детективе «Визит к Минотавру», повариху в сериале «Наследство». Дважды актриса снималась у польских режиссеров. И это неспроста. Мама актрисы Мария Константиновна имеет польские корни. Случайно узнав об этом, к Наталье Утевлевне проявили интерес Ежи Гоффман и Ежи Кавалерович. У Гоффмана она сыграла японскую гувернантку в «Прекрасной незнакомке», а у Кавалеровича – жену коменданта крепости в экранизации рассказа Льва Толстого «За что?» (комендантом был Анатолий Кузнецов – легендарный товарищ Сухов).

Актриса продолжает часто работать и в Казахстане. Среди ее лучших ролей на наших студиях – тетушка Катира у Сатыбалды Нарымбетова в замечательной картине «Молитва Лейлы», Жиде у Сабита Курманбекова в лирической комедии «Нежданная любовь». А в Москве она сыграла шаманку в историческом байопике о Марии Волконской «Одна любовь души моей» в постановке сокурсницы и подруги Натальи Бондарчук, жительницу таёжного поселка (которую все называют просто Петровной) у Екатерины Двигубской в «Хозяйке горы», и у неё же – учительницу музыки Софью Игоревну в сериале «Врачиха».

«Хозяйка горы», 2020 г.

В 1971 году, после окончания института, актрису приняли в труппу Московского театра киноактера. На его сцене она играла главную роль в спектакле «Третье поколение», была занята в шефских концертах и детских новогодних спектаклях, участвовала в поэтических вечерах, которые устраивала Ольга Гобзева.

О несостоявшемся

– В 1992 году в театре киноактера задумали поставить к Рождеству «Щелкунчика». И мне предложили роль Мари. Но мне показалось, что я уже старовата. Отказалась, хотя в хореографическом училище все девочки мечтали о Мари.

И ещё жалею, что не приняла приглашение Юрия Любимова участвовать в его знаменитом спектакле «Добрый человек из Сезуана» по Брехту. Но тогда я много снималась в кино и мне трудно было бы совмещать съемки с работой в театре…

Помимо работы в театре и кино актриса участвовала в радиопостановках. Вместе с Александром Кайдановским записала цикл передач о древней корейской поэзии, а в радиоспектакле Алексея Баталова по роману Лермонтова «Герой нашего времени» играла роль Бэлы.

И снова об Айтматове

В 2011 году актриса приняла участие в программе международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, проходившего в Астане. По инициативе Веры Таривердиевой (алматинки, дочери преподавателя журфака КазГУ Горислава Валентиновича Колосова) Наталья Утевлевна между выступлениями конкурсантов читала отрывки из произведений Чингиза Айтматова. Позже эта уникальная программа была представлена ещё только раз – в Калининграде.

После концерта Наталья Утевлевна сокрушалась, что вступила с текстом чуть раньше музыки, на что я сказал, что ничего не заметил, как и публика, впрочем. Подарил актрисе букет местных роз, a она пообещала, что обязательно заберёт цветы в Москву…

Актриса и сейчас числится в штате театра, который сегодня называется Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова. К сожалению, звёзды театра в многолетнем проекте Михалкова «Метаморфозы» не заняты – мэтр предпочитает работать с молодежью. А портреты ветеранов украшают на сайте театра раздел «Легенды». Открывает фотогалерею портрет Заслуженной артистки РСФСР и Республики Казахстан, Лауреата Государственной премии СССР, лауреата премии ВЛКСМ и премии Ленинского комсомола Казахстана Натальи Аринбасаровой, которая 24 сентября отмечает день рождения.




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Замечательно! Такое чувство, что ты все время был рядо́м с ней. Сейчас так не пишут. Самое главное ты пишешь правду и это знакомит молодых киноманов с великими артистами прошлого.Спасибо и больших творчёских успехов Сергей!