Международный аэрохаб в Казахстане: идея, опережающая время или шанс на прорыв? - Exclusive
Поддержать

Международный аэрохаб в Казахстане: идея, опережающая время или шанс на прорыв?

В начале года президент Казахстана озвучил амбициозную инициативу – создание международного аэрохаба. Несмотря на масштаб и значимость идеи, она не вызвала широкой дискуссии в обществе. Председатель совета директоров аэропорта «Сары-Арка», Ерлан Оспанов считает, что в этом предложении кроется не просто проект, а стратегическая возможность для всей страны.

Почему именно Казахстан?

По мнению Оспанова, Казахстан обладает важнейшим преимуществом – уникальным географическим положением. Страна находится в самом центре Евразии, на пересечении ключевых транспортных маршрутов между Востоком и Западом, Севером и Югом. Это дает Казахстану шанс стать внутриконтинентальным хабом, ориентированным на пассажирские и грузовые потоки между крупнейшими регионами мира.

Что такое аэрохаб и зачем он нужен?

Ерлан Оспанов подчеркивает, что аэрохаб – это не просто крупный аэропорт. Это слаженная система, где взаимодействуют инфраструктура, базовый авиаперевозчик и доступное авиационное топливо. Только в такой связке возможна эффективность и конкурентоспособность хаба.

Пример Панамы доказывает: даже маленькая страна с ограниченными ресурсами способна построить успешный транзитный центр. Панама стала логистическим ядром для Америки во многом благодаря эффективной модели взаимодействия аэропорта и национального перевозчика.

Инфраструктура: основа будущего хаба

Создание хаба потребует модернизации и развития инфраструктуры: удлинения взлетно-посадочных полос, расширения рулежных дорожек, строительства современных терминалов, складов, топливозаправочных комплексов и систем автоматической обработки багажа. Это капиталоемкий и сложный процесс. Аэропорт – это не разовый проект, а перманентная стройка с ежегодными инвестициями, которые в крупнейших хабах исчисляются миллиардами евро.

Где строить?

В Казахстане уже есть три потенциальные площадки: Алматы, Астана и Шымкент. Особенно выделяется новый терминал в Шымкенте, который был спроектирован с учетом транзитных потребностей. Главное – правильно организовать логистику и синхронизировать расписание рейсов.

Авиакомпании: кто станет ядром?

В стране действует несколько авиакомпаний: Air Astana – премиальный перевозчик, FlyArystan – лоукостер, SCAT и другие. По мнению Оспанова, Air Astana – наиболее вероятный кандидат на роль базового перевозчика хаба. Однако, для масштабного проекта понадобится расширение авиапарка, развитие маршрутной сети и доступ к дешевому топливу.

Проблема топлива

Сегодня Казахстан покрывает только 70% своих потребностей в авиационном топливе, остальное приходится импортировать, в основном из России. Это делает хаб уязвимым. Необходимо диверсифицировать поставки, строить новые топливозаправочные комплексы, в том числе с возможностью приема импортного топлива типа Jet A-1.

Инвестиции и риски

Иностранные инвесторы, по словам эксперта, неохотно вкладываются в инфраструктуру, если не видят гарантии возврата вложений. Поэтому государству нужно либо обеспечивать доходность проекта, либо привлекать профильных операторов с опытом управления крупными хабами. При этом сроки окупаемости могут достигать 10–15 лет.

Время действовать

Казахстан уже не первый год говорит о своей роли как логистического центра Центральной Азии, но реальный прогресс требует обновления транспортной и авиационной стратегии, включая пересмотр НДС, субсидий на топливо и правил “открытого неба”, которое пока не действует в полном смысле.

Конкуренты не спят

Узбекистан, по словам Оспанова, уже активно реализует аналогичную стратегию. В стране создано несколько грузовых авиакомпаний, закупается флот, развивается инфраструктура. Казахстану необходимо ускориться, чтобы не упустить шанс.

Инфраструктура первична

На вопрос, что важнее – спрос или инфраструктура, эксперт отвечает однозначно: сначала должна появиться инфраструктура, которая затем сформирует спрос. Пример Дубая – лучшее тому подтверждение. Там начали с “пустыни”, а сегодня это один из крупнейших узлов воздушных и морских перевозок в мире.

Идея международного аэрохаба в Казахстане – не утопия, а реалистичная и своевременная стратегия. Но для ее реализации нужны политическая воля, комплексный подход и масштабные инвестиции. Если все эти условия будут выполнены – у страны есть шанс стать настоящим авиационным узлом Евразии.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *