Мини НПЗ получили «Черную метку» - Exclusive
Поддержать

Мини НПЗ получили «Черную метку»

Резкий рост безработицы, миллиардные потери, реальная перспектива остановки производств на десятках заводов – такими видят свое недалекое будущее представители казахстанских нефтеперерабатывающих заводов малой мощности.

И все потому, что 8 апреля этого года вступил в действие приказ Министерства энергетики Республики Казахстан от 24 марта 2023 года, согласно которому вводится запрет на вывоз ряда нефтепродуктов за пределы стран, входящих в Евразийский Экономический Союз. По официальной версии, запрет введен для устранения дефицита дизельного топлива внутри страны в преддверии посевной кампании. Однако, по мнению выступивших вчера на брифинге в Алматы руководителей ряда компаний отрасли он приведет лишь к разорению большинства мини НПЗ страны и возникновению социальной напряженности.

 Как заявил на брифинге юрист Фарид Алиев, этот приказ ставит мини НПЗ в безвыходное положение. Сегодня ни одна страна не способна в полной мере потреблять все изготавливаемое в ней топливо. Так называемые продукты «легких фракций» процесса переработки нефти в Казахстане не потребляются и не имеют спроса на внутреннем рынке. Полный запрет на вывоз не только дизельного топлива, но и ряда других нефтепродуктов, таких как печное, судовое топливо, нафта, бензин-растворитель и некоторых других приведет к закрытию многих НПЗ и сокращению производства на других предприятиях. Уже в ближайшее время, столкнувшись с этими неоправданными ограничениями, НПЗ будут вынуждены сократить штаты работников. По подсчетам нефтяников, десятки тысяч работников нефтяной отрасли могут остаться без работы. Одновременно возникнет «эффект домино» – будет парализована работа множества подрядных и сервисных организаций, логистических компаний, задействованных в производственном цикле процесса переработки нефти, логистики и реализации нефтепродуктов.

По мнению нефтяников, тотальный запрет на вывоз из Казахстана нефтепродуктов, введенный минэнерго, совершенно не продуман, а экономически – бессмыслен.

– Запрет вводится для предотвращения дефицита дизельного топлива в стране, но на деле этот приказ может иметь обратный эффект. – заявил на пресс-конференции представитель НПЗ малой мощности «Mangystau Oil Refining» Абдыманап Исабаев. По его мнению, из-за запрета продукцию малых НПЗ, а это именно те самые пресловутые «легкие фракции», попросту негде будет хранить, склады уже затоварены. Они будут вынуждены приостанавливать все производство, в том числе и дизтоплива, что, без сомнения, создаст его еще больший дефицит на рынке.

Нефтяники еще раньше, в январе этого года, поднимали этот вопрос, обращались в правительство. Тогда издание такого драконовского решения удалось отложить на время. И вот теперь эта беда, которая черной тучей нависала над мини НПЗ все это время, пришла к ним во всей своей угрожающей однозначности.

Приказ минэнерго, по мнению нефтяников, только обострит обстановку с дефицитом дизтоплива. Ведь НПЗ малой мощности, находящиеся в разных областях страны, как раз и закрывали дефицит в нем своих регионов.

Кстати, малые НПЗ, а их в стране 33, занимают до 20 процентов рынка нефтепродуктов в Казахстане, и их выход из строя грозит обострением проблемы. Это тем более несправедливо, а экономически просто убийственно для мини НПЗ, которые дизтопливо не производят совсем, а выпускают продукцию, на которую в стране нет потребителя. Те же печное топливо, мазут, судовое топливо, нафту хорошо покупают страны Европы, покупает и Россия, и туда шел их основной экспорт.

– А теперь куда нам теперь все это реализовывать? – задал риторический вопрос на брифинге директор по производству НПЗ малой мощности «Актобенефтепереработка» Берикжан Дарбеков. По его словам, всю отрасль мини НПЗ этим приказом рубят под корень. На его предприятии, ранее перерабатывавшем до 20 тысяч тонн нефти, производство в марте упало до 9800 тонн, а в этом месяце падение будет еще больше.

-У нас на заводе работают 137 человек, получают зарплаты, кормят свои семьи. – рассказал он. -Что с ними будет, если мы затоваримся и вынужденно закроемся? Об этом правительство не подумало.

Берикжан Дарбеков отметил, что казахстанские мини НПЗ чаще всего расположены в небольших городах и поселках, где проблема трудоустройства стоит чрезвычайно остро. Часто работа главы семьи на НПЗ является единственным источником дохода семьи.

Выступавшие на пресс-конференции спикеры подчеркивали, что приказ министерства провоцирует возникновение ряда дополнительных проблем. Вполне возможна приостановка разработки новых месторождений и недополучение государственной казной значительной части налогов. Ведь пострадают не только НПЗ, а еще и недропользователи, находящиеся на этапе разведки и пробной эксплуатации новых нефтегазовых месторождений. Ведь именно на этих объектах мини НПЗ покупает нефть, которую потом перерабатывает. Сокращение производства и остановка НПЗ больно ударит по этим месторождениям, потому что им некуда будет девать получаемые на этом этапе объемы нефти. Таким образом, процесс открытия и промышленной эксплуатации новых месторождений может быть заморожен до конца действия этого приказа, то есть до 31 декабря 2024 года.

Касательно налогов спикеры привели примерные цифры. Если предприятия НПЗ начнут закрываться, то государство может недополучить от 1 до 3 миллиардов тенге, а косвенный ущерб подсчитать вообще невозможно.

На вопрос, может ли отрасль мини НПЗ найти альтернативу сбыта своей продукции в странах Евразийского экономического союза, Абдыманап Исабаев ответил, что ни нафта, ни печное или судовое топливо или другие подобные нефтепродуктами в этих странах практически не используются, так что альтернативного Европе рынка сбыта там не просматривается. При этом, как ни странно, в России, например, экспортировать такие нефтепродукты «легких фракций» за пределы союза не запрещено. Вполне возможно предположение, что в такой патовой ситуации для казахстанских НПЗ россияне будут скупать их продукцию за гроши, и спокойно продавать ее за рубеж, получая неплохую прибыль.

Словом, отрасль мини НПЗ в Казахстане находится на грани разорения. Спикеры не исключили, что, если правительство на услышит их отчаянных призывов, они обратятся с обращением к Президенту. Они подчеркнули, что понимают и поддерживают инициативы уполномоченного органа в части обеспечения дизельным топливом и бензином внутреннего рынка, в особенности на период весенне-полевых работ. Но они против, чтобы в этом вопросе правительство «рубило с плеча», и предлагают найти правильный и эффективный подход к вопросу запрета на вывоз производимой ими продукции.

Дмитрий Слинько




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.