Мировые СМИ призывают ехать в Казахстан, но готовы ли мы принять иностранцев? - Exclusive
Поддержать

Мировые СМИ призывают ехать в Казахстан, но готовы ли мы принять иностранцев?

В самом начале нового года CNN Travel опубликовал список лучших мест для путешествия, и первое место в нем занял Алматы. Вероятно, теперь в Казахстан приедет еще больше иностранных туристов. Только в прошлом году их было 11,5 миллионов. Но может ли наша страна достойно принять столько гостей? Достаточно ли у нас специалистов, которые смогут качественно провести экскурсию? Exclusive.kz поговорил с Айгуль Каратаевой, координатором Саморегулируемой Ассоциации гидов и туристических объектов РК, о том, как устроена работа гида в Казахстане.

Ассоциация – единственный в Казахстане участник WFTGA – Всемирной федерации ассоциаций туристических гидов. Это профессиональная организация, в которую входят союзы гидов более чем из 80 стран. 

Как рассказала Каратаева, экскурсовод и гид – не одно и то же, как все мы привыкли думать. Экскурсовод проводит экскурсии для групп туристов по историческим, культурным и природным достопримечательностям. Он должен обладать глубокими знаниями по истории, культуре и географии региона, в котором проводит экскурсии. Кроме того, экскурсовод должен быть хорошим рассказчиком и уметь заинтересовать слушателей.

Гид сопровождает туристов во время их путешествия. Он помогает им сориентироваться на местности, решить организационные вопросы и получить максимум удовольствия от поездки. Гид должен быть хорошо знаком с регионом, в котором работает, и уметь решать возникающие проблемы.

– Конечно, обязанности экскурсовода и гида во многом пересекаются, но гид – это все же более широкое понятие, которое может включать в себя и функции экскурсовода – говорит Айгуль. – Именно так определяется профессия «гид» по мировым стандартам, которые мы хотим внедрить в Казахстане. Это необходимо, потому что поток туристов в страну нарастает, а многие структуры туристического бизнеса, к сожалению, работают по старинке, не учитывая возросшей требовательности иностранных, да и наших туристов.

По ее словам, в настоящее время на рынке экскурсионных услуг появилось много непрофессионалов, которые нигде не обучались, не имеют соответствующей подготовки, оказывают некачественные услуги, и тем самым портят имидж профессии экскурсовода. Айгуль Каратаева рассказала, что иногда случаются вопиющие случаи мошенничества, когда самозванные гиды везут группу в какое-то отдаленное экзотическое место, а затем попросту бросают их по дороге, прикарманив все деньги. И тогда обманутые туристы, растерянные и павшие духом, звонят по телефону, просят их выручить… Такие случаи повторяются неоднократно.

– Поэтому мы создали при ассоциации учебные курсы, где обучаем работе гидами по международным стандартам, выдаем сертификаты – рассказывает Айгуль. – Важно, чтобы туристы не поддавались броской рекламе в соцсетях, обязательно брали сертифицированных, подготовленных гидов. Этими вопросами должно заниматься и государство, наладить контроль за тем, чтобы в этот бизнес не шли случайные люди.

Эта ситуация – результат ошибок, допущенных еще давно, при разработке законодательства о туристической деятельности, считает она. В Законе «О туристской деятельности в РК» до сих пор нет четких определений, характеризующих субъектов туристско-экскурсионной деятельности.

Кроме того, в Казахстане все еще нет единых критериев по объему и содержанию учебной программы для профессиональной подготовки экскурсоводов и гидов. В Казахстане чётко не определены требования к учебным центрам, которые имеют право на обучение специалистов этого профиля. Каждый действует, руководствуясь своими стандартами и критериями. Отсюда идет неразбериха и хаос в деятельности гидов и экскурсоводов.

По мнению Айгуль Каратаевой, необходимо организовать встречу представителей туристических организаций, гидов, Министерства туризма и спорта с МВД.

– На рынке туристические услуги гидов очень часто предоставляют иностранные физические лица, без лицензий и чаще всего совершенно без подготовки. – говорит Айгуль Каратаева. – Необходимо отработать с МВД методы контроля, а именно: расширить обязательства и полномочия дорожной и туристической полиции. Обязать проведение проверок на постоянной основе, гидов («псевдогидов»), проверять лицензии, маршруты, транспортные средства на туристических локациях. Нужно наводить порядок. 

Необходимо разработать и утвердить правила и требования от туристического бизнеса к работе гидов, и они должны стать обязательными. Как во всех развитых странах.

Она также считает, что нужна регистрация саморегулирующих организаций турбизнеса, сведение их в единый реестр СРО (пока добровольное, далее обязательное) при Министерстве туризма и спорта. Передать часть полномочий в отраслевое СРО, например, в узконаправленную ассоциацию KazGuides, которая могла бы взять контроль над учебными центрами и их программами по обучению специалистов, а также решать оперативные вопросы по оформлению документов.

В Законе по туризму Ассоциация предлагает оставить только субъекта «гид», как это делается во всем мире, чтоб не было путаницы. И прописать все узкие специальности: гид-экскурсовод, гид-инструктор горного туризма, трансфертный гид и другие. В таком случае соискатель должен будет пройти обучение по двум специальностям. А если захочет – и больше.

Еще одна большая проблема гидов, о которой мы говорили с Айгуль Каратаевой – это владение гидами иностранными языками. Здесь положение просто катастрофическое. Из 280 действующих гидов, которые обучались в Ассоциации, английским языков в достаточной мере владеют от силы процентов 20… А немецким, французским, испанским, китайским – их вообще можно по пальцам пересчитать, они востребованы так, что их рабочий день рассчитан по минутам. И это в Алматы, крупнейшем городе страны. В провинции положение еще хуже.

Айгуль Каратаева считает, что исправить такое положение мог бы массовый приток переводчиков, которых в стране выпускают вузы ежегодно тысячами, в туристическую отрасль. Но для этого нужно менять систему подготовки в вузах, создавать новые учебные курсы по языкам, готовить молодых к работе в этой хлопотливой, но очень интересной профессии.

По словам Айгуль, китайские туроператоры говорили ей, что они могут легко довести число туристов из Китая в Казахстан до миллиона и больше в год. Но им необходима соответствующая инфраструктура, такая, как и во всем мире – хорошие отели, дороги, еда и занимательные туристические объекты. А наша инфраструктура и система услуг, включая гидов, пока еще далеки от мировых стандартов.

Дмитрий Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *