Моральная проблема родом из 1990-х: цель по-прежнему оправдывает средства?
Алматинские подростки поставили спектакль по самой скандальной пьесе 1980-х годов. «Дорогая Елена Сергеевна» с тех пор не только не утратила актуальности, а, кажется, сегодня звучит еще острее.

Идейно вредная
Эта история знакома многим, только благодаря не пьесе, а одноименному фильму, который снял по ней Эльдар Рязанов. История, которая начинается, казалось бы, очень даже тепло, на самом деле обнажает многие болевые точки общества, как конца восьмидесятых годов, так и сегодняшнего дня. Доказать, что «Дорогая Елена Сергеевна» – история вне времени и пространства, взялись юные актеры алматинского школы-театра «Игра».
Итак, начинается все очень душевно. Старшеклассники приходят навестить любимую учительницу. Можно только порадоваться благородному порыву молодых людей, однако очень быстро становится понятно, что цель у визита корыстная. Дети хотят подменить неудачные экзаменационные работы, однако правильная Елена Сергеевна ни за что не откажется от своих идеалов, но и подростки просто так не отступят. У них своя правда, и они готовы пойти на все ради своей цели, которая, по их мнению, оправдывает средства. Особенно когда тобой движет юношеский максимализм и ты видишь только черное и белое, не осознавая, что есть грань, переступив которую уже нельзя оправдать поступки достижением желаемого…
Понятно, что эта история всколыхнула в свое время советское общество. Чтобы образцовая молодежь, воспитанная в духе морали, могла творить нечто безнравственное, да еще и на сцене или большом экране? А как же воспитательно-нравственная функция кино и литературы? Это же просто непостижимо!
Впрочем, фильм Эльдара Рязанова вышел на экраны в 1988 году, когда молодые люди уже отчетливо чувствовали ветер перемен и не верили в советские идеалы всеобщего равенства, а старшее поколение все еще держалось за них. А вот пьесу Людмила Разумовская написала гораздо раньше – еще в начале восьмидесятых, уже тогда предчувствуя большие изменения в стране. И сначала по произведению поставили спектакль, причем в Театре Ленинского комсомола. Дело было в 1982 году, постановка прошла с большим успехом более двадцати раз, и только потом власти «прозрели» и запретили ее. Весной 1983 года КГБ СССР настоятельно рекомендовало ЦК КПСС снять с репертуара спектакль по пьесе Разумовской как идейно вредный. Вопрос вынесли на заседание Секретариата ЦК. В итоге пьесу не только сняли с репертуара, но и вовсе запретили.

На все времена
Впрочем, с тех пор прошло уже больше сорока лет. Времена давно изменились, а пьеса звучит все также, а иногда даже еще более актуально, и ставить ее продолжают во многих театрах. Все потому что «Дорогая Елена Сергеевна» – история не просто о конфликте поколений, времен и мировоззрений, она о вечных ценностях, а потому вне времени и пространства. А еще, в какой-то степени, о коррупции, которую мы никак не можем победить. «К сожалению, это только начало. В жизни придется давать и давать», «Мой батя говорит, если кто-то не берет, значит, просто мало дают…», – такими фразами перебрасываются герои постановки. А вот этот монолог вообще звучит сегодня более чем актуально: «Дело в том, что человечество действительно подошло к какому-то страшному рубежу. Информация такова, что каждый день удивляешься, как мы до сих пор еще живы. Постоянно какие-то войны, катастрофы, болезни! А что мы сделали с природой! Ужас! Проблем масса. Неразрешимых, трагических. Наши дети… Да, что-то творится невообразимое».
– Мы давно хотели, чтобы в нашем репертуаре появился спектакль по пьесе Людмилы Разумовской. Именно с нашими юными актерами, многие из которых как раз возраста героев этой истории, важно ее разобрать, проговорить какие-то важные вещи. Однако проблема была в том, что долго не могли найти актрису на роль Елены Сергеевны, – рассказал художественный руководитель школы-театра «Игра» Рауф Хабибулин.
Наконец вопрос решился. В театральный проект пригласили известную казахстанскую киноактрису и телеведущую Гульнару Дусматову, и она с большой радостью согласилась.
– У меня большой опыт работы в кино и на телевидении, а на театральную сцену в последний раз выходила еще в 1990-е годы, так что это было безумно волнительно, – делится Гульнара Дусматова. – Это в кино можно сделать множество дублей, поменять ракурс, а в театре не спрячешься. Здесь ты весь как на ладони, поэтому ответственность огромная. Очень приятно было поработать с юными актерами. Многие из них уже, можно сказать звездочки, влюбленные в профессию. У них старшему поколению поучиться чему-то не зазорно. Я же, со своей стороны, объясняла им, как важна дисциплина на площадке.
В постановке заняты юные актеры Анастасия Южакова, Катя Шарунова, Феликс Кирпичев, Богдан Полищук и многие другие. Каждый из ребят смог максимально раскрыть своих персонажей.

Правильного ответа нет
Репетиции под руководством режиссера спектакля Рустама Сафарова проходили строго по расписанию, и это тоже сыграло свою роль в том, какая атмосфера сложилась на площадке. Актеры будто не просто играли, каждый из них словно проживал свою роль. Было заметно, насколько темы, которые поднимает спектакль, актуальны не только для них, а, пожалуй, для всех сегодняшних подростков, да и для взрослых. Нужно ли до конца стоять за свои принципы, продолжая жить в идеальном мире, далеком от реальности, как это делает Елена Сергеевна? А идти к своей цели, нарушая все нравственные правила и используя любые средства – стоит ли оно того, да еще и в самом начале пути? Есть точка невозврата, грань, перейдя которую уже нельзя оправдать поступки подростковым максимализмом, обратить все в шутку…
С одной стороны, можно ведь было и пойти на уступки ученикам. Не знаю, как во времена пьесы и фильма по ней, но в 1990-е и начале 2000-х учителя могли сами вызвать в школу преуспевающего ученика, чтобы он переписал работу и ее не стыдно было отправлять в высшие инстанции. С другой стороны – всегда ли цель оправдывает средства? Вопрос только в том, насколько далеко человек готов зайти, отстаивая свои убеждения…
Впрочем, правильного ответа нет, но выбор сделать надо. Именно поэтому так важно, что в спектакле сохранили открытый финал. Таким образом, не только актеры, но и каждый зритель может сам поразмышлять и дать ответы на свои вопросы, которые возникают по ходу спектакля. Огромную роль в восприятии происходящего на сцене играет музыка, которая как будто усиливает драму, но также и словно намекает на время, в которое разворачиваются события. Композитором спектакля стал Азим Абдуллаев, во время работы он вдохновлялся песнями группы Pink Floyd, которая была популярна в ту эпоху, когда создавалась пьеса.
– Что касается непосредственно истории, то мы вообще решили, что не будем ничего менять в пьесе, только добавили одного персонажа, исходя из нашего актерского состава. Главная идея состояла в том, чтобы в спектакле играли дети и взрослая, опытная актриса в роли Елены Сергеевны. Мы очень рады, что главную роль исполнила заслуженный деятель Казахстана Гульнара Дусматова. Она – настоящий профессионал, талантливая актриса и очень чуткий человек, – поделился Рустам Сафаров.

Роль как подарок
Сама же Гульнара Дусматова призналась, что предложение сыграть Елену Сергеевну стало для нее большой удачей.
– К сожалению, сегодня в казахстанском кино практически нет интересных ролей для актрис моего возраста. Зачастую все, что предлагают – это мама главного героя. Так что роль Елены Сергеевны стала для меня настоящим подарком. Я хорошо понимаю свою героиню, мотивы ее поступков, но не дай Бог мне оказаться на месте героев пьесы, стоять перед таким выбором. Хорошо, что в моей жизни не было такого опыта. Эта история не только ведь про учеников и учителей, на мой взгляд. Такая ситуация может произойти в любом коллективе.
Именно из-за актуальности темы эту пьесу берут в работу в разных странах. В Алматы это тоже не первая постановка. Например, спектакль по мотивам пьесы Людмилы Разумовской есть в репертуаре театра «Жас сахна» – постановку «Последний экзамен» воплотил режиссер Барзу Абдураззаков. В его версии речь тоже не о проверке знаний. Герои сдают экзамен на человечность, в том числе и учительница, которую играет заслуженная артистка РК Татьяна Цой.
Фото предоставлены школой-театром «Игра»
Комментариев пока нет