Меруерт Махмутова: Мы не ищем легких путей. Сначала создаем трудности, а потом их преодолеваем…
Поддержать

Меруерт Махмутова: Мы не ищем легких путей. Сначала создаем трудности, а потом их преодолеваем…

Наши интеграционные идеи выдохнутся по мере ухудшения экономической ситуации в РоссииРАС-МАХМУТОВА 5Добрый день, друзья! С вами программа «Айтарым бар» и Расул Жумалы. Сегодня наш гость — известный экономист, директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова.Одной из топовых новостей у нас в Казахстане является Послание Президента народу Казахстана, в котором презентована новая программа развития под названием «Нурлы Жол». Сейчас идет бурное обсуждение этого документа и, прежде всего, возникает вопрос в отношении даты презентации этого Послания. В последние годы обычно это делалось в начале года, в конце зимы и в начале весны, сейчас это произошло в ноябре. В этой связи выдвигается две основные версии. Первая основная версия – надвигаются тяжелые кризисные времена, мировую экономику, мировую политику ждут серьезные потрясения и Казахстан должен упредить и подготовиться к этим событиям. А вторая версия выдвигается отечественными экспертами — Послание может быть предвестником некоторых очередных внеочередных выборов в высших институтах власти. Меруерт, Вы к какой версии больше склоняетесь?М. Махмутова: В целом, я думаю это продиктовано логикой текущего момента. Ухудшение экономической и политической ситуации в России должно беспокоить наше руководство и заставить задуматься, с кем мы собираемся создавать союз и как это скажется на Казахстане. Поэтому Президент пытается предпринять какие-то меры, чтобы наш корабль, условно говоря, не пошел ко дну. Послания в последние годы, например до 2003-2004гг. обычно озвучивались осенью и перенос его на начало года был продиктован необходимостью изменений в бюджет, чтобы учесть все изменения. Но это привело, конечно, к другому эффекту. В нашем случае стал ломаться бюджетный цикл текущего года и изменения по ходу вносились в бюджет текущего года. В данном случае, как я думаю, попытка радикальных мер призвана обеспечить устойчивость экономики. Поэтому весь вопрос упирается в то, насколько эффективно будет расходование бюджетных средств, которые запланированы в таких объемах.— Одним из вызовов, действительно, является ситуация вокруг Украины и связанные с этим санкции, серьезное экономическое, политическое давление на нашего главного союзника Россию. Это уже накладывает определенный отпечаток на те или иные стороны нашей жизни, но здесь возникает немало вопросов, связанных с тем интеграционным институтом, который существует между Казахстаном, Россией и Белоруссией. Сначала это был Таможенный Союз, а с начала следующего года мы ожидаем действия Евразийского экономического союза. Как нынешние процессы вокруг России, санкции, международная изоляция отразится на ходе интеграции Евразийского союза? Насколько это объединение имеет перспективу в свете не только этих событий, но и взаимных претензий: Россия закрывает свой рынок для ряда казахстанских товаров, мы в ответ – закрываем свои?..М. Махмутова: Я очень надеюсь, что интеграционные идеи выдохнутся по мере ухудшения экономической ситуации в России. На какие-то логичные действия со стороны нашего руководства, нашего Парламента, надежд уже не осталось. С 1 января 2015 года Казахстан уже будет в одном Союзе с Российской Федерацией, а ситуация в российской экономике ухудшается. Я неоднократно повторяла, что и казахстанская, и российская экономики имеют нефтяную природу, поэтому здесь наши экономики не взаимодополняющие, а конкурирующие. Поэтому падение цен на нефть наносит удар и по бюджету Российской Федерации, и по бюджету Казахстана. В России усиление санкций может привести к тому, что будет наложено эмбарго на экспорт нефти из РФ. Поэтому, я думаю, что Казахстан должен серьезно озаботиться тем, что мы тоже используем каналы экспорта на мировые рынки через Россию. Для Казахстана главной задачей должно быть прогнозирование возможных сценариев ухудшения ситуаций и на каждый из этих сценариев разработаны меры на каждый конкретный случай. Все, что прозвучало в Послании Президента, хорошо, но я не увидела привязки к текущему моменту. Да, мы 23 года говорим о том, что надо развивать малый и средний бизнес, инфраструктуру… но все это уже было.Сейчас важно прогнозировать ситуацию в российской экономике в будущем году. Не исключено, что уже текущие 50 руб. за доллар окажутся далеким прошлым. Последняя встреча G20 показала, что стороны не готовы договариваться. Поэтому, однозначно, пока не будет урегулирована ситуация российской агрессии в Украине, ожидать снижения накала санкций, ожидать потепления в международных отношениях не следует. Поэтому нам сейчас, как говорится «Не до жиру, быть бы живу». В связи с перебоями топлива нас часто спрашивают, что можно сделать с тотальным дефицитом ГСМ? Тут, на мой взгляд, две радикальные меры. Одна – сделать цены выше, чем в РФ, потому что при отсутствии таможенных границ в приграничных областях весь бензин вывозится в Россию. Сейчас, когда в России на 15-20% подорожает бензин, разница с нашими 128 тг. за литр на самую популярную марку бензина Аи92/Аи93 увеличиться и наше антимонопольное ведомство опять будет вынуждено поднимать цены. Поэтому: либо цены придется сделать выше чем в России, чтобы исключить спекуляции нашим бензином, либо воссоздать таможенные границы, чтобы исключить «вымывание» бензина и любых товаров народного потребления. Последние контрмеры относительно запрета алкоголя из Казахстана в Россию и наоборот уже показывают, что стороны имеют проблемы во взаимной торговле. И чем далее будет ухудшаться экономическая ситуация, тем больше наименований товаров будет вовлекаться в проблемную торговлю между нами.— Вы предлагаете достаточно радикальные и обоснованные варианты решения этой проблемы, но, как мне кажется, наши власти не готовы ни к первому, ни ко второму варианту.М.Махмутова: Ну я очень надеюсь, потому что повышение цен на бензин чревато социальным взрывом.— А во втором случае это чревато ухудшением отношений с РФ, чего тоже мало кто хочет. Но Вы упомянули тему нефти. Продолжая ее, можно вспомнить, что отличительным моментом этого Послания от многих других является то, что часть средств, которые сейчас будут идти на реализацию программы «Нур Жол», будут браться из Нацфонда, который формируется как раз из нефтяных излишков. На Ваш взгляд, насколько обосновано и оправдано было решение запустить руки в Фонд будущих поколений? Насколько это будет эффективно, учитывая, что однажды уже оттуда были взяты 10 млрд $ и, по признанию самих чиновников, эти деньги исчезли.М. Махмутова: На самом деле не 10 млрд., там было больше. Только за 2008-2009 годы из Национального Фонда в республиканский бюджет было выделено шестнадцать, «с хвостиком», миллиардов долларов. Поэтому, объем средств, использованных для борьбы с кризисом, был значительный. Особенно в сравнении с другими развитыми странами. Соответственно, весь вопрос упирается в эффективность использования этих средств. Изначальная идея накопления средств в Нацфонде – это сбережение средств для будущих поколений на кризисные случаи. По последним статистическим данным, на 1 ноября там накоплено около 77 млрд. долларов. Весь пакет предложений, озвученных Президентом, журналисты назвали распечатыванием Национального Фонда. Как Вы верно заметили, распечатываем мы его не в первый раз. Более того, если посмотреть статистику Национального банка по международным резервам и активам Нацфонда, только в сентябре т.г. активы Национального Фонда уменьшились на 1.35% — более чем на один млрд. долларов. На что могли уйти эти средства в сентябре месяце? На мой взгляд, на поддержку текущего курса тенге. Поэтому, если весь пакет предложений, озвученных Президентом, будет реализован, то непонятно, как будет восполнена потеря миллиарда долларов только на поддержку курса тенге? В целом, если оценивать реалистичность того, насколько сейчас имеет смысл распечатывать Нацфонд и тратить средства, то 77 млрд. долларов — не такая уж и большая сумма и истратить их можно довольно быстро. А какова будет отдача, будут ли те проекты реализовываться и генерировать тенге для будущих бюджетов — это вопрос. Потому, если бы действительно все деньги, выделяемые для строительства дорог, тратились только на дороги, то они сейчас были бы уже золотыми. Весь вопрос упирается в то, что у нас нет реальных расчетов. Сколько стоит ремонт километра дороги? Сколько должно затрачиваться на строительные материалы?— Я читал, что километр дороги в тех же США стоит дешевле, чем километр дороги в Казахстане. При том, что американские дороги без капитального ремонта держаться около 30 лет, в то время как у нас латание дыр происходит ежегодно.М. Махмутова: Наша экономика очень сильно напоминает азербайджанскую. Помню, как по дороге из аэропорта в Баку я сказала, какие у них хорошие дороги, на что мне ответили, что километр дороги у них стоит 30 млн. долларов. В нашем случае, дороги — еще более больная тема, так как Казахстан обширен по территории. Несколько лет назад по оценке Всемирного банка по качеству автомобильных дорог Казахстан занимал 124 место в мире. Но если вернуться к теме средств Нацфонда, то я приведу пример Китая. Как они выстроили высокоскоростное сообщение железнодорожных дорог, насколько этим самым они значительно улучшили облик Китая! Если бы наши инфраструктурные проекты были хорошо рассчитаны, если бы мы были уверены, что они все будут эффективно реализованы, то, конечно, можно было бы использовать эти средств сейчас. Но если глобально задуматься, на что же имеет смысл тратить нефтяные доходы, то я думаю, что это образование и здоровье будущего поколения. У нас сейчас индекс здоровья один из самых низких в мире. Средняя ожидаемая продолжительность жизни очень низкая, особенно мужская. Поэтому приоритеты должны быть четко определены. А у нас в данном Послании, мне кажется, какие-то пожарные меры…— Да, системных шагов там, действительно, немного. Например, средняя заработная плата учителей в десять раз меньше, чем средняя зарплата нашего депутата. Но по поводу Национального Фонда — мы говорим, что это стабилизационный фонд на кризисные случаи, фонд будущих поколений. Но в прежние годы было немало критики в отношении того, что мы храним деньги в основном в западных финансовых институтах, под очень низкие проценты, которые едва успевают за мировой инфляцией, в то время как наши банки за гораздо большие проценты заимствуют деньги за рубежом, а потом перепродают нашим компаниям под 18-20% . Действительно, не лучше ли деньги пустить на развитие собственной экономики. Что этому мешает? М. Махмутова: Видите ли, по крайней мере, вложение в казначейские облигации США гарантирует сохранность этих денег. В случае с нашими банками, мы видим, что высокий уровень неработающих кредитов связано с их неэффективной кредитной политикой, системой контроля и мониторинга со стороны бывшего АФН. Ныне эти функции преданы Национальному Банку. Поэтому, при отсутствии эффективных институтов, те 77 млрд. «проесть» за три года, в принципе, недолго. Да, их можно отдать нашим банкам, да у нас появятся новые миллиарды, но легче широким слоям населения от э того не станет. В экономической теории считается, что снижение налогов — это самый беспроигрышный путь. Поэтому нет смысла отдавать деньги нефтяного фонда нашим банкам.— Действительно, парадоксально: вроде бы есть деньги, но мы не можем их использовать, в виду собственных упущений. Вспоминается семь парадоксов социализма: «Все работают спустя рукава, зато все планы выполняются досрочно, но ничего толком не производится, при этом у всех холодильники полны, но все при этом не довольны»… И так далее. Парадокс последнего Послания в том, что Глава государства предупреждает о том, что грядут тяжелые времена, надо потуже затянуть пояса, надо работать, чтобы дым столбом стоял, а, судя по официозной прессе, это рождает в обществе некий энтузиазм. Коллективы пишут приветственные письма, демонстрируя поддержку и оптимизм. Вы разделяете этот энтузиазм?М. Махмутова: Дополню, что социалистический энтузиазм — искусственное создание трудностей, а потом их преодоление. Поэтому мне весь энтузиазм нынешний, действительно, напоминает социалистический. Мы боремся с теми трудностями, которые рукотворно создавались все эти годы. К вопросу о том, пессимист или оптимист я, мне нравится такое определение «Пессимист – это хорошо информированный оптимист». Не смотря на то, что хотелось бы верить , что какие-то реформы у нас возможны, но та ежедневная лента новостей, которая на нас несется со всех сторон, не внушает оптимизма. Обратите внимание на то, как народ реагирует на новость, что бывший Премьер заключен под домашний арест. Это просто свидетельствует об усилении борьбы кланов. Если говорить о том, что он такой, растратил 6 млрд. тенге, то возникает вопрос: «А судьи то кто?». Следим за процессом по Арыну не от того, что это нам нужно, а потому что нам интересно, что происходит в стране и видим, что при желании, при системном решении проблемы коррупции, нужно снимать все Правительство, нужно снимать акимов областей и заводить аналогичные уголовные дела. Поэтому «отстреливание» отдельных элементов из этой системы внушает подозрение, что это показательная порка — борьба кланов друг с другом за место под солнцем, за возможность распиливать бюджетные потоки. — Хорошо, скажем мягче — необоснованная растрата государственных денег… С этим — то и связана, в конечном итоге, нереализованность многих благих задач и целей, которые озвучивались в тех или иных Посланиях главы государства. В основной своей массе ставятся хорошие приоритеты, хорошие задачи, но если бы только они выполнялись… И здесь стоит вопрос исполнительской дисциплины: каким образом приблизить вот эти две стороны: декларации благих намерений и их реализацию?М. Махмутова: Когда мы смотрим на все программы, которые принимались за прошедшие годы, главная слабость в том, что нет анализа реализации государственных программ. У нас не успевает закончиться одна государственная программа, принимается новая. Возьмем самое главное – программа 2030: кто-нибудь проанализировал для нас, что мы достигли? Мы ставим более дальнюю, более призрачную программу, 2050. В Программе 2030 одной из задач было формирование компактного правительства. Создали ли мы за эти годы, невзирая на многократные рокировки в госорганах, это компактное правительство? Если бы Правительство всерьез озаботилось реалистичностью целей, оно бы проанализировало, что в прошлых программах не было сделано и что нужно закладывать в новые программы, чтобы они не провалились. Мне всегда было интересно читать мысли покойного Бендукидзе: «Грузия — страна маленькая, компактная, но при наличии политической воли коррупцию можно изжить и реформы в экономике закладывать таким образом, чтобы они имели долгосрочный и позитивный эффект для всех». Бендукидзе сначала думал, что национальную элиту достаточно обучить на английском языке, но потом понял, что национальную элиту нужно обучать на родном языке. И эта мысль мне кажется показательной. Неудачи наших реформ должны заставить нас смотреть вперед и думать, сможет ли нынешнее поколение молодежи сделать то, чего не смогли сделать нынешнее Правительство и власть за прошедшие 23 года.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *