На мировой киноподиум взошла новая казахская волна
Международный кинофестиваль «Евразия» вернулся в Алматы из Астаны. Причем произошло это не традиционно летом, а зимой. Шестнадцатый фестиваль стартовал 12 декабря в Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая.
– Для нас это долгожданное событие, потому что «Евразии» не было два минувших года, – говорит программный директор кинофестиваля, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнара Абикеева. – Это единственный казахстанский кинофестиваль, аккредитованный Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). Престижное британское издание Internаtional Film Guide включило «Евразию» в список 35 лидирующих мировых кинофестивалей. И конечно, нам очень не хотелось терять завоеванный годами престиж. К счастью, благодаря поддержке министерства культуры, «Евразию» все же удалось организовать в последний месяц этого года.
Увы, по красной дорожке не прошлись, как раньше, Николас Кейдж, Эдриан Броуди, Пьер Ришар, Барбара Брыльска, Жан-Клод ван Дамм, Катрин Денев, Орнелла Мути, Микеле Плачидо, Жерар Депардье, Жаклин Биссет, Сигурни Уивер, Настасья Кински. Организаторы сетуют: приехать к нам мировым знаменитостям помешало грядущее Рождество.
По словам Абикеевой, с момента зарождения кинофестиваля в 1998 году сформировалось поколение казахстанских кинематографистов, которое выросло на традициях «Евразии».
– Если в начале 2000-х годов на фестивале проводилась программа «Динамично развивающееся казахское кино», то сегодня наш кинематограф достиг такого уровня, что для него мы выделили отдельный национальный конкурс. Надо сказать, что проведение национального конкурса практикуется на многих кинофестивалях – например, в Салониках, в Греции. Зрители не только следят за международным конкурсом, но и ждут результатов национального.
Фестивальное кино – тяжелое по восприятию. Наша задача состояла в том, чтобы зритель не разочаровался в своих ожиданиях. Последнее время появилась череда казахстанских картин, которые легко смотрятся разными возрастными категориями. И в нашей программе – не только призеры международных кинофестивалей, но и такие поистине народные хиты как «Паралимпиец» и «Досмукасан».
В международном конкурсе участвует 15 артхаузных и философских картин из Европы и Азии. Среди них есть и номинанты на Оскара. Это картина «Иль Боемо» (Чехия – Италия – Словакия) Петра Вацлава, лента «Керр»» (Турция – Греция – Франция) Тайфуна Пирселимоглу. Также зрителей ждет мировая премьера «Прекрасная Елена» (Грузия – Турция – Франция) Георгия Овашвили. На фестивале решили соблюдать нейтралитет, и поэтому в конкурсе представлены картины и из России, и из Украины.
– Мы стараемся быть толерантными и открытыми для всех. Российское кино на «Евразии» представлено якутской картиной Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана». Лента «Памфир» – совместное производство Украины – Франции – Польши – Германии и Чили (режиссер Дмитрий Сухолитский-Собчук). На Евразию также приехал казахстанский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, член жюри Американской киноакадемии Сергей Дворцевой, который вошел в Состав международного жюри.
Примечательно, что в международном конкурсе принимают участие и казахстанские картины – «Боран» Сабита Курманбекова, которая была показана на церемонии открытия «Евразии», и картина «Братья» Дархана Тулегенова. Это работы двух поколений кинематографистов – мэтра казахстанского кино и дебютанта.
Впервые в рамках «Евразии» будет проведен Национальный конкурс полнометражных игровых картин по тем же номинациям, что и международный. На конкурс «Национальное кино» пришло 30 фильмов, из которых было отобрано 15. Для победителей как национального, так и в международного конкурсов предусмотрено идентичное количество денежных призов и памятных статуэток.
– Многие фильмы Национального конкурса уже побывали на мировых киноплощадках, – поделилась киновед, кандидат искусствоведения, член отборочной комиссии фестиваля Инна Смаилова. – Так, «Ақын» Дарежана Омирбаева – призер кинофестиваля в Токио, «Схема» Фархата Шарипова – лауреат Берлина, «Жизнь» – участник фестиваля в Торонто. Программа национального кино стала еще и рукопожатием поколений больших художников, например, мэтра «казахской новой волны» Серика Апрымова, представившего новую картину «Ауыл», и молодого и талантливого Алишера Жадигерова с фильмом «Отау». Переосмысление взгляда на историю и личность в картине «Мукагали» известного кинематографиста Болата Калымбетова пересекается с фильмом Яны Скопиной «Скоро кончится лето», который стал полнометражным дебютом автора. История семьи объединяет ленты «Подсолнух» Эли Гильман и «От» Айжан Касымбек. Рядом с ними – экспериментальные работы: условный мир композиционно-выстроенного общества в фильме «Жизнь» Эмира Байгазина, вольный по духу «Горный лук» Эльдара Шибанова, яркая статично-визуальная арт-фактура «Зере» Даурена Камшыбаева, энергетика фильмов «Мама, я живая!» Азиза Заирова и Мухамеда Мамырбекова и «Қызыл анар» Шарипы Уразбаевой.
По словам Смаиловой, в Казахстане, как, впрочем, и во всем мире, наблюдается интерес к остросоциальному кинематографу. Это фильмы, которые рассказывает о сегодняшних проблемах маленького человека. Представленные на конкурсе картины замечательны тем, что авторы в своих работах ставят вопрос этической и моральной ответственности социума перед своим выброшенным из жизни гражданином, а не наоборот.
Члены жюри единогласны в том, что современный кинематограф переполнен мрачными кинолентами, демонстрирующими полную безысходность бытия. Однако тому есть причина: кино – всего лишь отражение жизни.
– Сегодняшний зритель остро нуждается в правде, – уверен историк кино из Кыргызстана Султан Усувалиев. – Красивые картинки, которые мы раньше видели с экранов, прикрывающие огрехи реальности, сегодня мало кого могут тронуть. Что такое произведение искусства? Это разговор с реальностью. Именно этим и занимается современный кинематограф. Это не значит, что сегодня надо снимать какое-то тяжелое кино. Вот, например, лента «Горный лук» – очень легкий, но весьма поучительный фильм. В кино нам всегда хочется увидеть свет, оптимизм, как в ленте «Я шагаю по Москве». Но давайте вспомним «Осенний марафон» Георгия Данелии. Где там оптимизм? А ведь мы пересматриваем эту картину, так как она близка каждому из нас.
Кинокритик и журналист из Франции Нада Азхари-Гийон призналась, что сегодня во Франции из бюджета выделяется больше средств на то, чтобы снимать фильмы про сексуальные меньшинства, проблемы чернокожих, в то же время никто не думает о художественной ценности таких лент. С этим она категорически не согласна.
– На Варшавском кинофестивале я с удовольствием посмотрела казахстанский фильм «Жаным, ты не поверишь», – делится журналистка. – Он был очень светлым и смешным. Но, к сожалению, во многих фильмах сегодня прослеживается некий пессимизм. Почему? Да потому что сегодня такой мир и кинематограф его отображает.
– Авторское кино – рефлексия режиссера и молодое поколение озабочено своей судьбой, своим местом в этом мире, – мнение киноведа из Таджикистана Шарофат Арабовой. – Другое дело то, каким языком это сказано в кино. Можно сделать комедию, но говорить в ней о высоких вещах. Посыл режиссера, цель искусства, на мой взгляд, – не опускать зрителя на дно, а давать ему некую надежду.
Комментариев пока нет