Национальный план может стать Общественным договором - Exclusive
Поддержать

Национальный план может стать Общественным договором

Согласно новому Национальному плану развития, за пять лет ВВП РК должен достичь 450 млрд долларов. Это почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. Среднегодовые темпы роста экономики запланированы на уровне 6-7%. Но в ряде моментов планы государства по улучшению благосостояния граждан вызывают обоснованный скепсис.

Ещё в начале февраля текущего года казахстанской общественности предложили обсудить Национальный план развития Казахстана до 2029 года, разработанный Агентством по стратегическому развитию и реформам РК. Проект Национального плана до 2029 года во многом совпадает с видением развития Казахстана, отражённом в докладе Всемирного банка «Об экономике Казахстана – Зима 2023-2024». Правда, цифры по индикаторам в проекте Нацплана значительно выше, что должно предполагать и более радикальные шаги. Ведь только при кардинальных экономических и политических изменениях достижим высокий качественный рост.

Нацплан прогнозирует рост экономики в течение пяти лет на уровне 6–7%. Очень похоже на цифры, полученные просто указанием желаемого темпа роста. Другие индикативные цифры также нереальны при существующих условиях ведения бизнеса. Например, удвоение производительности труда в сельском хозяйстве, рост выпуска инновационной продукции на 80%, удовлетворенность работодателей качеством подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием с 60 до 90%.

Также по Плану предполагается сохранение жёсткой денежно-кредитной политики. Но если сейчас базовая ставка находится на уровне 14,75%, то ставка для бизнеса – около 20%. А потому очевидно, что это будет продолжать тормозить развитие бизнеса и увеличивать суммы обслуживания долга бюджета. Хотя Всемирный банк настоятельно рекомендует такую политику, утверждая, что в противном случае нас ждёт рост инфляции.

Почему инфляция должна вырасти при снижении ставки?

Если бизнес, выйдя из тени, начнет активно кредитоваться и наращивать производство, то вырастет количество занятых людей, следовательно, и доходы населения. И даже если общий уровень цен поднимется, то это произойдёт синхронно с оплатой труда. Возможно, это меньшее из зол, учитывая постоянные жалобы на более высокие цены у соседей, на что мы в любом случае реагируем искусственным ростом цен на то же дизтопливо и другие товары.

Едва ли вырастет и потребительское кредитование, этот индикатор и так приблизился к максимальному уровню.

Так всё же, может быть, стоит существенно снизить ставку? Ведь совсем недавно, в 2012 году, ставка была 5,5%.

Ещё одна проблема, которая наблюдается в течение нескольких лет – нерентабельность тарифов на энерго- и газоснабжение, пассажирские и грузовые перевозки и прочие процессы. Говорить о модернизации отраслей без повышения тарифов просто нереально, но и продолжать дотации тоже уже невозможно.

Есть апробированный в мире механизм – тариф в обмен на инвестиции, но с учётом того, что в стране много населения, живущего за чертой бедности, тарифы должны быть дифференцированы.

Использование бюджета

Спрос на основные товары и услуги в нашей стране в основном определяет государство. Поэтому нужно обязать все министерства и акиматы покупать все товары и услуги у отечественных производителей. Тогда как закуп у иностранных компаний должен производиться лишь при отсутствии товара внутри страны.

Дефицит бюджета покрывается из Нацфонда и за счет госдолга. При этом постоянно идут публикации о не освоении полученных средств администраторами бюджетных программ. В связи с этим возникает вопрос: «Может, нужно убрать функцию финансирования проектов из министерств?».

Ведь если министерства будут заниматься исключительно формированием отраслевых политик, регуляторными функциями, тогда изменится качество министерств.

Есть и другой не менее важный вопрос, требующий решения. Проблема в том, что квазигоссектор и около 6 000 небольших, в основном нерентабельных предприятий при различных государственных органах (доклад ВБ – Ред.) создают неравные условия для частных предприятий. А если нет конкуренции, то не растет и производительность.

Не нужно ли сделать анализ содержания квазигоссектора и предприятий при госорганах?

Условия работы бизнеса

Сегодня всё больше становится очевидным, что условия ведения бизнеса не располагают к инвестициям. Налоги и платежи: КПН, НДС, платежи за работника (ОСМС, соцналог, часть пенсионных отчислений и другие обязательные отчисления в бюджет) – все вместе составляют больше 40%.

Очевидно, что нам необходимо снижать и сокращать налоги, хотя осторожные госслужащие и говорят, что у других стран налоги выше.

Но, во-первых, какое нам дело до них? Нам нужно думать о наших предпринимателях.

Во-вторых, есть страны с налоговым раем.

Например, в ОАЭ: КПН — 9%, НДС — 5%, налогов с физических лиц нет.

За счет чего формируется бюджет ОАЭ? Иностранные компании, занятые добычей нефти и газа, платят от 55 до 85% от операционной выручки! И базовая ставка при этом составляет 5,4%. Конечно, при таких благоприятных условиях бизнес процветает и даже не просит помощи у государства.

Теневая экономика

Скрытая экономика составляет около 35%, по международным оценкам. Хотя по ощущениям бизнеса – больше.

Чтобы бизнес вышел из тени, государству нужно создать для него условия.

О чем говорит бизнес:

  • › Высокие налоги и что их много. Следовательно, по данному пункту необходимо снижать и сокращать налоги.
  • › Поборы проверяющих органов, особенно налоговой службы. Здесь единственный путь для решения проблемы – полная информатизация и исключение прихода налогового инспектора, а также других проверяющих, не связанных с безопасностью для здоровья и экологии.

Но даже после этого выйти бизнесу из тени все равно рискованно, поэтому государству необходимо будет забыть о наказании и, возможно, принять решение об освобождении от налогов на пару лет ряда отраслей. Данный вопрос, безусловно, должен обсуждаться между бизнесом и государством.

Бизнесу будет выгодно работать по-белому, потому что при условии снижения ставки они смогут брать кредиты для расширения, так как смогут показывать обороты. А значит, и соответствовать Нацплану, где четко написано:

«Качественной составляющей экономического роста станет кратное увеличение инвестиций в основной капитал и производительности труда».

Повышение производительности труда

Этот показатель нельзя получить искусственно. Нужно ли либо повышать уровень образования выпускников вузов и колледжей, либо всё, что возможно, заменять роботами и ИИ.

Очевидно, что лучше вкладывать в образование. Тогда люди с высокой квалификацией создадут еще лучше роботов и больше инноваций.

Иначе мы всегда будем догоняющими.

Инвестиции в основной капитал иностранные и отечественные

Инвестиции предпочтительнее всё-таки отечественные. В этом случае собственность будет казахстанская, соответственно и подрядные работы будут в основном выполняться казахстанцами, увеличивая занятость.

Конечно, за исключением проектов, когда не хватает компетенций у наших специалистов или у нас нет выхода на международные рынки. Но даже в этом случае нужно договариваться об обучении наших работников.

«Отсутствие таможенных пошлин и НДС на импортные товары, поставляемые на проекты крупных нефтегазовых игроков с иностранным участием, значительно ограничивает развитие конкурентоспособных местных аналогов», – говориться в Нацплане.

Поэтому не без основания казахстанские предприниматели задаются немаловажным вопросом: «Почему преференции, гарантированный закуп предоставляются иностранным компаниям, а не отечественному бизнесу?».

Что еще мешает бизнесу (особенно МСБ):

  • › Проверки налоговой инспекции (надо все информатизировать).
  • › При оплате QR комиссия 0,5-0,9%.
  • › При оплате через терминал карточкой другого банка комиссия 1,5-3%.

На первый взгляд может показаться немного, но от общих сумм для малого бизнеса это много!

Конечно, банкам тоже нужно зарабатывать, но поскольку у нас приоритет — развитие реального сектора экономики, то нужны регулярные переговоры между бизнесом, финансовым сектором и государственными органами.

Создание новых производств в обрабатывающей промышленности

Предприятий обрабатывающей промышленности реально мало!

Почему? Чтобы создать товар более-менее высокого передела, нужно рассчитать план на минимум 5 лет, нужно купить оборудование, привлечь деньги, найти рынки сбыта – это все финансово затратно и связано с рисками. Поэтому таких предприятий мало.

Просто уговоры правительства не дадут результата. Но для увеличения количества производств нужно освобождение от налогов при создании нового производства на 3 года.

Государство ничего не потеряет, поскольку налоговых поступлений всё равно не было бы. Зато вкладом этих предприятий будет создание рабочих мест, увеличение спроса на товары и услуги, и предложения в своей сфере.

Вода – основа жизни

В настоящее время уже ни для кого не секрет, что снижается качество воды при угрозе возникновения дефицита водных ресурсов.

По данной проблеме в Нацплане прописано примечательное, исключительной важности выражение:

«Продвинутая аналитика данных может применяться для сбора и анализа больших объёмов данных о погодных условиях, потреблении воды, уровнях воды в резервуарах и реках и других параметров для более точного прогнозирования водных потребностей и управления различными рисками, связанными с климатическими изменениями (засуха, наводнение и др.), ростом спроса и т. п.».

И тогда вновь возникает вопрос: «Почему может?»

Все решения, и не только по вопросам водоснабжения, должны быть на основе анализа данных!

Основной объём водных ресурсов Казахстана обеспечивают поверхностные воды. Да, конечно. Но почему не поднимается вопрос использования подземных озер, которых в стране 60?

Цель в области экологииповышение экологической устойчивости

Ввиду большой территории в нашей стране несколько расслабленное отношение к вопросам охраны природы, а зря. Вопросы экологии охватывают множество проблем:

  • › Воспитание нового поколения детей.
  • › Развитие туризма.
  • › Сохранение качества территории для будущих поколений.
  • › Обеспечение людей работой в этой сфере во всех регионах.

Но здесь необходимо учитывать самый главный фактор любой страны – мышление людей. Природоохранные мероприятия – хороший способ менять мысли людей в сторону: сбережения, аккуратности, уважительного взаимодействия с обществом и природой, любви к своей земле.

Достижение углеродной нейтральности

Вопрос декарбонизации давно актуализирован в международной повестке дня.

Для Казахстана он тоже важен.

Но ВИЭ (возобновляемые источники энергии) неустойчивы и дорогостоящи. К тому же в данном сегменте экономики возникает и ряд других проблем. Достаточно посмотреть, на каких условиях приходят инвестиции Китая, арабских и европейских стран в РК:

  • › Казахстан предоставляет территорию, обеспечивает технические условия, обеспечивает приемлемые для инвесторов тарифы (т. е. тарифы, по которым иностранные компании будут возвращать свои вложения гарантированную прибыль).
  • › Тарифы на электроэнергию, полученную из солнца и ветра, более высокие, и платить их будут население и предприятия.
  • › Такие станции неустойчивы – энергетики решают, как сделать, чтобы ВИЭ не мешали основным источникам энергии. Нонсенс.

Как решать эти вопросы не в убыток стране:

  • › Использовать технологии сбора углевой пыли на шахтах.
  • › Солнечные и ветряные станции отдать в частный сектор. Поддерживать бизнес, работающий в данном направлении, путем информационной рекламы и каких-то стимулирующих мер.

Все добывающие сырье отрасли выделяют большое количество парниковых газов.

Значит, необходимо развитие отраслей реального сектора экономики, которым нужны низкая процентная ставка и отсутствие административных барьеров.

Сельское хозяйство

Сегодня многие задаются вопросом, почему при отличном качестве казахстанская продукция сельского хозяйства неконкурентоспособна по цене с китайскими, российскими товарами. Теперь еще белорусские магазины заполнили казахстанские города. Ответ очевиден: надо заниматься протекционизмом, учитывая низкую платёжеспособность населения.

Субсидии и другие меры поддержки называют искажениями рынка и рекомендуют от них избавляться (ВБ).

Но нам всё же следует помнить:

Первое. Сами развитые экономики вовсю используют меры поддержки своих производителей прямо и косвенно.

Второе. Нереально сейчас снизить меры поддержки ввиду того, что большинство экономических отношений в нашей стране построено не по рыночным правилам.

Третье. Можно сокращать налоговые льготы, если создать условия, благоприятные для развития бизнеса.

Человеческий капитал

«Казахстан имеет высокий потенциал участия в глобальном буме прорывных технологий, для извлечения выгод из которого потребуются широкая трансформация навыков и наращивание человеческого капитала», – говорится в Национальном плане.

Однако при этом демографический рост считается как усиливающий демографическое давление.

Но прежде чем рассматривать данную статью, следует углубиться немного в историю.

В целом считалось, что для развития страны нужен спрос на товары и услуги и оптимальная цифра населения страны – 40 млн человек. После развала СССР потенциальным лидером в Центральной Азии считался Узбекистан, поскольку численность населения у них была 20 млн человек и уровень предпринимательства был выше. В Казахстане в то время было 16 млн человек.

Теперь же, когда мы после массового отъезда и спада рождаемости, наконец, дошли до 20 млн человек, это оценивается как давление на экономику. Хотя сегодня Казахстан в состоянии обеспечить и 20, и 40 млн человек. Дело только в организации жизнедеятельности в стране и управлении.

Итоги

По проекту Нацплана Казахстан должен уложиться в мировые тенденции – углеродной нейтральности, повсеместного внедрения искусственного интеллекта, участия в глобальных цепочках создания стоимости, высокого уровня передела и множества других высоких планок.

Но планы – это еще не есть свершение. Одним мановением руки госбюджет не сможет все профинансировать и заодно искусственно вложить в головы казахстанцев инновационное мышление.

Стране необходимы системные изменения, причём во всех сферах. Нужна взаимная заинтересованность всех участников процесса.

Общественный Договор

Проект Национального плана предложен к обсуждению. Но пока он ещё не обсуждался с участниками процесса – с теми, кого это будет непосредственно касаться: предпринимателями, врачами, учителями, гражданским обществом в целом.

И поскольку План не утверждён, то в настоящее время возникает настоятельная необходимость организовать обсуждение этого документа со всеми участниками рынка.

Нужно сделать много площадок для обсуждения.

Лишь когда бизнес скажет, при каких условиях он выйдет из тени и будет платить налоги; учителя объяснят, при каких условиях мы сможем творчески проводить уроки; энергетики дадут четкий ответ, при каких условиях страна будет обеспечена электричеством и топливом и так далее, то именно этот План станет Общественным Договором! И именно тогда будет возможен высокий качественный устойчивый рост экономики.

Анар Мешимбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.