Национальный план неразвития: станет ли Казахстан правовым государством  - Exclusive
Поддержать

Национальный план неразвития: станет ли Казахстан правовым государством 

30 июля был принят Национальный план развития Казахстана до 2029 года. Надо признаться, что, если говорить о верховенстве закона (подраздел 4.5), то Национальный план вызывает недоумение: а действительно ли планируется улучшить положение дел в этом важном сегменте общественно-политической и экономической жизни страны?

В Национальном плане констатируется, что Казахстан достиг определенных успехов, которые «отразились в улучшении позиций Казахстана в международных рейтингах».

– За 10 лет страна поднялась на 20 позиций по показателю верховенства права Всемирного банка и в 2022 году заняла 137 место из 213. По индексу верховенства права World Justice Project в 2022 году Казахстан занял 65 место из 142, набрав 0,53 балла по шкале от 0 до 1, – утверждается в документе.

На диаграмме 1 отображена динамика индекса Верховенства закона для Казахстана в трех различных международных проектах, на два из которых, Worldwide Governance Indicators (WGI) и The World Justice Project (WJP), ссылаются в Национальном плане. У третьего проекта, The Bertelsmann Transformation Index (BTI), хорошая репутация и его показатели регулярно используется в международных сравнениях и анализе.

Диаграмма 1

На диаграмме 1 мы видим, что по двум проектам, WGI и BTI, у Казахстана наблюдается явный застой, но есть положительный тренд в третьем проекте, WJP. Поэтому, наверное, будет справедливо признать, что особых успехов у Казахстана в действительности нет. Наша страна просто топчется на месте.

Но все-таки стоит отдельно более подробно остановится на проекте WJP. Еще в начале года автор делал обзор по месту Казахстана в WJP (смотрите по ссылке: Жана Казахстан: рейтинги верховенства закона продолжают падать — Exclusive). Верховенство закона в этом проекте состоит из 8 компонентов, которые можно разбить на четыре группы. Первая группа – это те компоненты, по которым показатели Казахстана сильно хуже среднемировых. К ним относятся Ограничение полномочий государства и Соблюдение основных прав граждан Казахстана.

Вторая группа – компоненты, по которым показатели Казахстана умеренно хуже среднемировых значений. К ним относятся Отсутствие коррупции и Открытость государства. Третья группа – компоненты, по которым показатели Казахстана незначительно хуже среднемировых. К ним относятся Соблюдение законодательства и Качество уголовного судопроизводства. Наконец, четвертая группа — компоненты, по которым показатели Казахстана лучше среднемировых. К ним относятся Порядок и безопасность и Гражданское судопроизводство.

Вопрос: каким образом в Национальном плане собираются улучшить ситуацию с верховенством закона в нашей стране? Если читатель подумал, что за счет ограничения полномочий государства или за счет того, что будут соблюдаться права граждан, то он ошибается.

– Результатом усиления верховенства права станет достижение значения 0,60 в индексе верховенства права от World Justice Project к 2029 году. Прогресс будет обеспечен за счет улучшения качества правосудия и продолжения реформы правоохранительных органов, – говорится в документе.

Иначе говоря, усилия будут направлены туда, где положение дел, согласно проекту WJP (а как в реальности – это другое дело), и так обстоят неплохо. Таким образом, можно констатировать, что реальные и насущные проблемы верховенства права даже не будут пытаться решить. Авторы Национального плана решили пойти по самому легкому пути: приложить усилия туда, где уже есть успех.

Но, будем справедливыми, рост качества правосудия и правоохранительной системы, это тоже важные результаты. В самом документе говорится, что «независимость судебной власти является основой доверия граждан, бизнеса и инвесторов к судебной системе».

Уже проведена значительная работа по обеспечению независимости и справедливого правосудия (выделено мной – Ж.А.) через гарантированный минимальный размер бюджета судебной системы и его самостоятельное распределение. Дальнейшее укрепление судебной независимости будет развиваться посредством снижения влияния на суды законодательной и исполнительной власти, – утверждается в тексте Нацплана.

Но если верить WJP, как раз с независимостью судебной системы особого прогресса нет (смотрите диаграмму 2). Показатели Казахстана значительно хуже среднемировых значений, что в гражданском, что в уголовном суде.

Диаграмма 2

Разумеется, мы видим, что в последние пару лет индексы подросли, но положение дел как было отвратительным, так и осталось отвратительным. Очевидно, что без серьезных общественно-политических реформ реальной независимости суда добиться не удастся.

Если говорить о верховенстве закона, то после знакомства с Национальным планом складывается впечатление, что реальных усилий для того, чтобы улучшить ситуацию, даже не планируется прикладывать.

Жарас Ахметов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *