Найден системный сбой в промышленном развитии Казахстана - Exclusive
Поддержать

Найден системный сбой в промышленном развитии Казахстана

Вы не поверите, но в Казахстане немало талантливых ученых, которые имеют революционные разработки, но они тихо гибнут, запрятанные в глубине ящиков столов. Причина в том, что отраслью управляют ветеринары и политологи, которые просто не подозревают, что для развития собственных инженерных разработок нужны опытные образцы.

Жизненный цикл любого изделия предполагает целый ряд этапов разработки. Вначале это опытно-конструкторские работы (ОКР) или научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР), и только потом изготовление и эксплуатацию. На этапе ОКР происходит доработка идеи, прорабатывается технология изготовления в соответствии с требованиями потребителя, но финансирование этого очень важного этапа не предусматривается ни одним документом. Главное требование сводится к публикации в престижных научных журналах, но, увы, опытный образец из статьи, даже очень хорошей, не получиться.

Беспилотники грузоподъемностью до 20 тонн, работающие на водороде и гелии со временем беспосадочного полета до 5 лет могли бы использоваться для систем телерадиокоммуникаций, мобильной и радиосвязи, дистанционного мониторинга земли. Очень пригодились бы для наших расстояний многофункциональные электродирижабли для перевозки грузов до 400 тонн со скоростью 150 – 200 км/час и дальностью до 2000 км. И как воздух нужны «искусственные ледники», полученные в результате извлечения влаги из окружающей атмосферы для решения острейшей проблемы нехватки пресной воды. Все это предусматривают идеи казахстанских инженеров, которые уже не один год безуспешно пытаются найти финансирование для создания опытных образцов своих разработок.

Причины бесхребетной индустриализации

Долгое время мы наивно думали, что наша страна сможет «перепрыгнуть» этап индустриализации, оказавшись сразу в постиндустриальном обществе. При этом никого не смущало, что такой рывок не получился ни у одной из развитых стран. Посему, пора бы уж снять розовые очки и посмотрев реальности в глаза понять очевидное – пока мы не научимся делать что-то руками, зарабатывать только на сервисе и услугах не получится.

Уровень технологического развития любой страны в первую очередь определяется состоянием машиностроительной промышленности, которая является хребтом любой экономики. В рыночной экономике все определяется наличием спроса на определенный, конкретный вид технологий и соответственно тем, что может предложить современное производство, в данном случае машиностроительная промышленность.

Вот уже 30 лет Казахстан мечтает отойти от роли поставщика сырьевых ресурсов, что невозможно сделать без собственной индустрии. Но чтобы воплотить мечту в реальность, вначале следует дать возможность конструкторам и технологам создавать опытные образцы. Впрочем, здесь парадокс заключается в том, что ни один тенге из тех огромных средств, которые сейчас выделены на коммерциализацию науки, не может быть потрачен на такую, казалось бы, очевидную вещь.

Причина настолько же банальна, сколь абсурдна – отсутствие статьей в базе цитируемых международных журналов. Именно поэтому казахстанские конструкторы и технологи лишены возможности участия в конкурсах и грантах, финансируемых из государственного бюджета. Они также исключены из состава экспертных советов, а вместо них этим занимаются эксперты, не имеющие даже базовое техническое машиностроительное образование и профессиональный опыт работы в области современного инжиниринга.

Проблема заключается еще и в том, что в современном машиностроении не все достигнутые результаты могут быть выставлены в открытый доступ. В большинстве случаев результатами уже реализованных проектов являются комплекты конструкторско-технологической документации (КТД), реальные модели технических устройств или серийные изделия. И ни одному адекватному специалисту не придет в голову их публиковать. Поэтому требование цитируемых публикаций от авторов проектов в машиностроительной отрасли у нас в стране практически блокирует развитие технологий в Казахстане.

По крайней мере, никому не придет в голову требовать публикации КТД во всех ведущих университетах мира в области аэрокосмического машиностроения: ни в МГТУ им. Баумана, ни в Московском авиационном институте, ни в Самарском аэрокосмическом университете, ни в Берлинском техническом университете, ни в Высшем институте аэронавтики и космоса в Тулузе, ни в Университете Суррея в Великобритании и, наконец, даже Илону Маску.

Когда наукой занимаются юристы и экономисты

Для всего мира давно уже стало аксиомой то, что отсутствие профессиональной компетенции неизбежно приведет к дилетантизму. Между тем плоды такого подхода мы пожинаем уже не первое десятилетие и по-прежнему теряем профессиональные кадры. Быть может поэтому, радея за отечественную науку, но, не видя поддержки от государства, они сами пытаются найти выход из сложившегося капкана.

По крайней мере, так действует Умирзак Касымов – выпускник конструкторско-механического факультета им. Н.Э.Баумана, имеющий многолетний практический опыт работы реального проектирования в качестве ведущего конструктора различных по функциональному назначению технических изделий, в том числе оперативно-тактических и крылатых ракетных комплексов в оборонной отрасли СССР. Ему удалось собрать команду из 15 инженеров-конструкторов. Все они выпускники аэрокосмических университетов: России (МГТУ им. Н.Баумана, МАИ, Самарский АКУ), Украины (Днепропетровский НУ), Франции (Тулуза), США (университет Индиана), Казахстана (КБТУ, КазНУ им.Аль-Фараби, ЕНУ, КазНТУ им.Сатпаева).

По словам Умирзака Касымова, их многочисленные обращения в министерство образования и науки так и остались без ответа. А недавно ученые узнали, что денег на опытно-конструкторские разработки (ОКР) вообще не будет. На этом фоне злой карикатурой выглядят сообщения Антикора, по данным которого, 90% выполненных проектов не имеют никаких результатов, а 70% проектов, которые получили финансирование, на выходе имеют только публикации статей.

– Я не против статей в престижных журналах, но для производства этого, мягко говоря, мало, – говорит ученый.

Он также отмечает, что, будучи членом научно-технического совета аэрокосмического комитета, не видит ни одного из проектов, который бы имел какое-либо практический, рыночно-ориентированный результат:

– Мы объясняем, что нужно финансировать опытно-конструкторские работы, как это делается во всем мире, но не у нас. Почему? Никто объяснить не может. Возможно, дело в том, что у нас наукой занимаются люди, которые не имеют даже базового представления о том, как она должна развиваться. В основном это юристы или экономисты. Одно время президентом Союза машиностроителей был ветеринарный врач, а директором бывшего ракетного завода президент футбольного клуба…

Если говорить о финансировании из частных крупных компаний, которые гипотетически могли бы выделять в Фонд науки хотя бы один процент на развитее науки, то и здесь, по словам, ученого, все упирается в палку о двух концах:

– Есть определенный алгоритм. Наши партнеры не рискуют выделять такие средства без опытного образца изделия, а без него невозможно выйти на промышленное производство. В то же время, запрос на наши разработки огромный. Например, они могли бы использоваться в сельском хозяйстве, решить проблему дефицита воды. Я считаю, что это сейчас вопрос номер один как для Казахстана, так и для всего мира. При этом мы не изобретаем велосипед, а лишь усовершенствуем его. Например, сейчас много говорят о технологии капельного орошения, которую применяет Израиль. У них земля гораздо суше, чем у нас, но они умудряются это сделать. Мы же предлагаем свой вариант решения. Дело в том, что количество влаги в атмосфере гораздо больше, чем во всех реках и озерах вместе взятых. Мы искусственно понижаем температуру воздуха, и за счет этого получаем влагу. То есть, если израильские ученые исходят из задачи максимально эффективного использования имеющейся воды, то мы предлагаем получать саму воду буквально из воздуха. Нечто подобное уже использует Саудовская Аравия.

В связи с этим довольно сложно понять логику казахстанских чиновников, готовых покупать зарубежные разработки за бешеные деньги, вместо того чтобы развивать свои. А между тем, по словам Умирзака Касымова, отечественные ученые не копируют чужие разработки, а в некоторых случаях даже намного их опережают:

– Например, новейшие аэромобили имеют длительность полета максимум полчаса. В 2013 году мы начали заниматься летающим автомобилем одними из первых в мире. А сейчас таких уже реализованных проектов тысячи. При этом мы предлагаем проект, который обеспечивает дальность полета не менее чем на 1000 км, но никто не хочет вкладываться в опытный образец. А без этого этапа тестирования невозможно перейти к серийному производству. Очевидно, что на это требуется как минимум 3-5 лет. Но нашим инвесторам нужна сиюминутная прибыль.

Да, это риск. Но государство в жизненно необходимых направлениях может и должно рисковать, на крайний случай делить риски с бизнесом. Такие программы в Казахстане есть. Но относительно разработок казахстанских ученых, они не действуют. Как результат, в 2022 году Антикор возбудил уголовное дело в связи с неэффективным расходованием 65 миллиардов тенге на развитие аэрокосмической отрасли. И это далеко не исключение. Поэтому, по словам Умирзака Касымова, отечественные ученые решили действовать иначе:

– Нам, конструкторам, в первую очередь нужен заказчик и, как правило, им может быть только государство. Но у нас все это тонет в бюрократии. Поэтому теперь мы решили заниматься разработками, которые найдут себе потребителя на открытом рынке. Не на казахстанском, а на международном. Если мы сделаем генератор воды доступным для большого количества людей, этот проект разойдется и по Африке, и в Азии. Понимаете, в наше время даже идея – это деньги. И конечно, наши разработки готовы покупать за рубежом. Но меня по-прежнему не покидает наивная надежда, что мы все же сможем что-то сделать и для своей страны.

Умирзак Касымов отмечает, что на самом деле для этого потребовалось бы совсем немногое. Для начала выделить опытно-конструкторские проекты (ОКП) в отдельную самостоятельную категорию научно-технических разработок с соответствующим финансированием и грантным конкурсом.

– Следующим этапом, конечным результатом опытно-конструкторских проектов, является конструкторско-технологическая документация и опытные образцы технических устройств, поэтому требования к таким проектам должны исходить только из технологической и экономической целесообразности в условиях рыночной экономики современного машиностроительного производства, – говорит ученый.

Затем, по его словам, следует отменить к ОКП обязательное требование о наличии публикаций в цитируемых международных изданиях. Такие публикации возможны только при соблюдении требований коммерческой, интеллектуальной и государственной безопасности публикуемых материалов.

Подводя итог вышесказанному, казахстанский ученый, также отметил, что в состав экспертных советов в обязательном порядке необходимо привлекать только инженеров с производственным и конструкторско-технологическим опытом, пока они еще каким-то чудом сохранились.

Карлыгаш Еженова




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Советы постороннего, на статью Карлыгаш Еженовой.
    До этого отправил письмо, но оно исчезло, надеюсь эта депеша багополучно дойдёт до адресата.
    Во 1-ых, если у Вас «мощная» идея сделайте патент в Казахстане и далее подайте заявку в международное патентное ведомство PCT- ( пи — си- ти),которое -закрывает40 стран мира и;
    Во 2-х параллельно публикуйтесь в престижных рейтинговых журналах
    ( после получения ПРИОРИТЕТА ИЗОБРЕТЕНИЯ);
    В 3- х, ищите бизнс-ангелов и венчурных инвесторов. Они рискуют СВОИМИ деньгами, а Вы должны убедить их, что риски МИНИМАЛЬНЫ.
    Сейчас на Западе КРИЗИС ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ, а инвесторы толпами ищут КОММЕРЧЕСКИЕ идеи- поэтому Желаю Вам попутного ветра в осуществлении задуманных Идей.