Нам надо избавиться от иллюзии, что мы хорошо знаем Россию
Выпускник московского вуза Ильяс Мынжасаров не рекомендует казахстанским школьникам и их родителям вестись на «бесплатные плюшки» «Россотрудничества». Нам, казахам, кажется, что мы хорошо знаем Россию и россиян. Но это ложное ощущение.
– Во-первых, большинство из нас в совершенстве знает русский язык. Во-вторых, в Казахстане хорошо представлены российские СМИ и мы в курсе российских политических новостей. В-третьих, среди нас немало тех, кто учился в России, мы часто там бываем и т.д. Но это ложное ощущение – ловушка для нас, казахов», – считает выпускник Московского физико-технического университета, бывший младший научный сотрудник ТОП ФИАН, Ильяс Мынжасаров, оставивший аспирантуру в Москве за два года до окончания.
– В этом я лично убедился после 24 февраля прошлого года. Когда в Казахстане слышат о массовой поддержке россиянами войны и режима Путина, это вызывает недоумение. Можно предположить, что это удел малограмотных маргиналов. Однако я собственными глазами видел, как образованные люди, видные ученые, долгое время жившие за границей, вдруг начали транслировать тезисы из пропагандистских передач. Знаю человека, который отказался от американского гражданства в пользу российского и остался в РФ, хотя его приглашали в США. Знаком с историей молодого, тоже вполне образованного парня, который вдруг бросил семью и уехал добровольцем на фронт.
Или вот еще один пример. Один очень талантливый молодой ученый до меня работал в лаборатории, куда я устроился. К моменту, когда я пришел, он уехал в Швейцарию на PhD. Окончание его учебы там совпало с вторжением России в Украину. Он имел возможность остаться и работать в той стране, но вернулся на родину.
После всего этого лично мне кажется, что такие понятия как патриотизм и любовь к родине (пусть даже в российском понимании) и тезис «если наши – значит, правы» иррациональны и зачастую сильнее логики или критического мышления.
Я долго не мог понять мотивы их поведения, но, поставив себя на их место, нашел им простое объяснение – имперство. Склонность к агрессии и демонстрация своего превосходства есть в природе каждого человека, и ее очень легко разбудить. Например, мы, казахи, абсолютно не милитаризованная нация. Армия не является для нас чем-то сакральным, нам чужда военная романтика, нас не завораживает мощь военной техники. В России же все наоборот – там военная тематика возведена в культ. Это, наверное, было моим первым культурным шоком после нескольких лет пребывания в РФ. В Петербурге, например, одним из самых популярных музеев является крейсер «Аврора», куда всегда толпится очередь из людей разных возрастов. А с каким размахом там празднуется 9 мая и как готовятся к различным парадам! Это и есть признаки имперского мышления, которым пропитана в том числе и вся классическая русская литература. Отсюда и москвоцентричный взгляд и на мир в целом, и на своих соседей из постсоветского пространства в частности. Какими бы красивыми словами это не прикрывалось, но мы чувствуем некое покровительственное отношение к культуре других народов бывшего СССР со стороны России.
Конечно, далеко не все, кто решил сейчас остаться в России, являются извергами. Немало людей, которые в принципе не хотели бы этой войны. Видимо, дело в том, что они не воспринимают акт агрессии своей страны как личную ответственность. Для них это геополитическая игра, где все стороны виноваты. Это, скорее, наивность, граничащая с политическим невежеством в комбинации с любовью к своей родине. И не более.
Люди без стрежня
– Но если это еще можно как-то понять, то почему и часть казахов поддерживает войну и Путина? Среди них, как мы видим из соцсетей, и потомки великих казахов, например, Букейханова…
Прежде чем перейти к этой теме, хотел бы провести мысленный эксперимент, из-за которого меня могут возненавидеть. Будем откровенны и признаемся самим себе – большинство казахов высокомерно относятся к узбекам и кыргызам, потому что у них хуже экономическая ситуация и они приезжают к нам работать. К счастью, это не выходит дальше бытовых конфликтов и шуток в узком кругу. А теперь представим, что нас на протяжении 20 лет накачивают ненавистью к кыргызам и узбекам. Внушают, что кыргызский язык – диалект казахского, а Ташкент – исторически «наш» город. Я почему-то уверен, что у нас не хватило бы иммунитета противостоять этой идеологии и многие казахи добровольно пошли бы воевать с соседями под лозунгом «отомстим за последнего казахского хана Кенесары». Благо, у нас нет и не было на это ресурсов, но при желании этой идеологией можно отравить любое население.
Когда мы в 1991 году обрели независимость, коммунисты, продолжавшие руководиться страной, сразу, видимо, уяснили одну вещь – советским народом править было гораздо проще. Нам можно внушить все, что угодно, чтобы дальше без проблем пользоваться ресурсами страны. Поэтому, власти, я уверен, и не работали над поднятием национального самосознания. На это еще наслоилось самолюбие нашего первого президента и подхалимов в его окружении, которые очень долго вещали нам, что наша история началась с 1991 года, а Астана – это первая столица казахов, которую мы построили сами.
История – очень интересная наука. Ее знание или незнание в долгосрочной перспективе может сыграть злую шутку с целой нацией. Впервые наши идеологи и придворные историки поняли, что попали в ловушку из-за своего желания угодить Назарбаеву, когда слова о том, что у казахов не было государства, прозвучали из уст Путина. И тогда они схватились за голову и наконец-то вспомнили о 550-летии Казахского ханства и начали снимать фильмы о ханах Керее и Жанибеке
Знание истории вообще очень важно для адекватной оценки самого себя в контексте современности, а нация – это такой же живой организм, как и отдельный человек. Представьте, что вам просто стерли память и сказали, что ваша жизнь началась неделю или год назад. Такой человек окажется очень ведомым и слабым. Чингиз Айтматов очень хорошо описал это состояние в своем известном романе.
Если говорить конкретно про нас, то из-за тезиса о том, что наша история началась с 1991 года, у многих казахов есть ощущение, мы находимся на своей же территории на птичьих правах, являемся каким-то историческим недоразумением, и нам просто повезло, что к власти пришел Горбачев, развалил СССР и вот тут-то, наконец, появились казахи.
Однако, даже если не быть историком и подумать, то становится ясно, что это совсем не так. Будь мы просто разрозненными племенами, раскинутыми на большой территории, то просто вошли бы в состав России как какой-то «среднеазиатский округ».
Мы можем сколько угодно говорить о недостатках казахов, но одно можно сказать точно. За свою историю мы кровью доказали свое умение адаптироваться, продемонстрировав героический, а местами даже иррациональный инстинкт самосохранения как нации. В разные периоды истории у нас появлялась критическая масса пассионариев, которые заложили свой кирпич в формирование нации и строительства независимого государства. Это наши ханы, батыры, лидеры национально– освободительных движений и т.д. Такое не под силу слабой, ленивой или несформировавшейся, разъединенной нации, как нам пытаются внушить.
Мы пережили самые ужасные трагедии XX века: несколько голодоморов, сталинские репрессии, Вторую Мировую войну. Это был не локальные, а масштабные исторические испытания. Но мы выжили, поэтому никто не смеет говорить о слабости или несостоятельности казахской нации.
Но когда из года в год на протяжении нескольких веков империя вырезает самых лучших представителей нации, поощряет предателей, переписывает нашу историю и внушает, что ты ей всем обязан, то неудивительно, что появляется целое поколение «интеллигенции», которая мыслями живет в Москве и поддерживает имперскую риторику Кремля.
Эта «вата» – пережиток прошлого, следствие ментальной инертности. У молодежи совсем другие ориентиры. Мне, например, очень нравится, что входит в моду казахская айдентика в одежде и появляется много современных казахских исполнителей, выходят на публичное поле молодые ученые и историки, которые не изгажены советской пропагандой. Все больше популярности получает тема постколониализма, растет интерес к деятелям движения «Алаш». То есть молодежь разная. Есть те, кто едут в ЧВК Вагнер, но немало и тех, делает казахское модным и предлагает новый независимый взгляд на историю.
Наивные казахи
– Когда началась эта самая СВО, вы все еще были в России. Каково это – жить в стране, от которой отвернулся мир?
– Последние два года я работал и учился в аспирантуре, но, хотя оставалось всего два года, бросил ее, поскольку уже не видел в этом ни смысла, ни перспектив. Изолированность страны, тревожная атмосфера, невозможность международной коллаборации… Не знаешь, что еще российские власти придумают завтра такого, что усложнит твою жизнь.
– А в чем, кстати, выражались санкции?
– На следующий день после вторжения я приехал на работу. У нас были планы по строительству новой лаборатории. Деньги уже были выделены, предварительные договоры с немецкими компаниями заключены. Но все это полетело к черту: 25 февраля партнеры заявили, что работать с нами не будут. В этот день я впервые в жизни испытывал громадную тревогу, хотя сильно впечатлительным человеком себя назвать не могу.
– Сегодня многие российские вузы активно ведут наборы в Казахстане, «снимают сливки», что называется. Что бы вы сказали тем молодым казахстанцам, которые едут туда учиться?
– Пусть выбор каждый делает сам
– И все же?
– Я бы не стал этого делать. Нельзя ехать получать образование в страну с непредсказуемым и неясным будущим. В этой связи я бы хотел упомянуть про федеральное агентство РФ «Россотрудничество». Недавно прошла новость о том, что победителей конкурса чтецов один из его представителей – «Русский дом» Астаны – отправил в детский лагерь «Артек» в Крыму, где обстановка становится все более и более непредсказуемой. Самое интересное, наши власти не имеют никакого рычага воздействия на деятельность этого самого «Россотрудничества», работающего под контролем посольства РФ. Формально оно не нарушало наших законов, потому что родители этих детей дали свое согласие и все произошло добровольно. Но хотелось бы напомнить всем, что «Русскиие дома», как представители «Россотрудничества», являются «мягкой силой» Кремля во всех странах СНГ, в том числе и в Казахстане. На первый взгляд, все безобидно – культурно-образовательное сотрудничество, а в рамках него щедрая раздача грантов на обучение в российских вузах. Я сам обучился в России по их гранту. Но когда я, 17-летний выпускник РФМШ, получил его, то не знал о реальных масштабах деятельности этой организации. Поэтому считаю, что теперь наши спецслужбы должны пристальнее следить за деятельностью этой организации, которая активно двигает у нас идеологию страны-изгоя. Понятно, что с «мягкой силой» сложнее бороться, поэтому здесь нужен системный подход. Но у нас пока все упирается в одну проблему – идеологический вакуум делает наше население падким к чужим идеологиям. Поэтому у нас люди легко ведутся на пропаганду всяких деструктивных религиозных течений или «русского мира».
3 Комментариев
Какая лживая и подлая гнида☝️
Откажись от российского диплома. И принципиально получи иное образование.
Абсолютно адекватный студент.