Наука в Казахстане есть, и она коммерциализируется, если работает на бизнес - Exclusive
Поддержать

Наука в Казахстане есть, и она коммерциализируется, если работает на бизнес

К качеству строительства зданий и дорог в Казахстане возникает все больше вопросов. На то, что научные исследования не соответствуют потребностям реальной экономики жалуются давно и много. Инжиниринговый центр по оказанию полного цикла аккредитованных услуг дорожно-строительному сектору ЕНУ намерен решить эту давнюю проблему. Директор департамента развития инноваций Асель Джексембаева рассказала о том, как и за счет чего это удалось сделать.

– Асель как вы оказались в этом проекте?

– По специальности я метролог, стандартизатор, но меня также всегда интересовали исследования. Мне нравится процесс испытаний, создания новых научных изобретений, новых материалов. Даже моя докторская работа была посвящена повышению качества цемента.

На втором курсе обучения в докторантуре по специальности «Стандартизация, сертификация и метрология» я подала заявку на грант Всемирного банка и прошла исследовательскую стажировку PHD в Michigan State University. Там я подтвердила, защитила докторскую по стандартизации и сертификации и весь год проводила испытания нового состава цемента. Так у меня появился интерес к строительной отрасли, к разработке новых строительных материалов и новых стандартов. Я попала в среду Civil Engineering, которое очень актуально в мире, оно тесно связано с зелеными технологиями, а именно с использованием отходов производства. Меня потрясло, сколько разных видов отходов есть за рубежом и в Казахстане, и как мир динамично движется в сторону их использования.

На базе Мичиганского университета есть крупнейшая лаборатория, где нужно все для глубоких исследований строительных материалов и я, конечно, этим воспользовалась. Очень скоро в высокорейтинговых изданиях появились совместные публикации с моим научным эдвайзером профессором Махмуд Хаком. В них я поделилась своим опытом использования отходов сталеплавильного шлака, который значительно схож по составу с цементом. Оказалось, эти исследования актуальны, поскольку ими занимается всего несколько десятков ученых в мире. С тех пор превращение отходов в качественные и экологичные материалы стало фокусом моих научных интересов. Вскоре нам удалось выиграть грант Всемирного Банка и МЦРИАП по созданию уже Центра компетенции по строительным материалам. Это стало следующим этапом моей научной работы. Мы создали команду по тематике исследования отходов промышленности, изучению наноструктур сырья для разработки новых «зеленых» строительных материалов. Мой практический опыт в работе со стандартами, с процедурой аккредитации лабораторий, имея квалификацию и степенью PhD позволил мне возглавить научно-производственный центр ENU-Lab.

Мы сравнили зарубежную и казахстанскую научные базы, проанализировали риски и возможности и поняли, что надо начать с максимального расширения области аккредитации лаборатории. Конечно, в Казахстане множество лабораторий, аккредитованных на различные виды услуг, но нет единого центра, где заказчику под «КЛЮЧ» предоставляют услуги начиная от идеи до ее внедрения.

Процедура получения гранта была очень сложной. Десятки международных экспертов Всемирного банка дали свои рекомендации, в соответствии с которыми мы переработали свою заявку. Нас очень вдохновило, что ее поддержал Международный совет по науке и коммерциализации Всемирного банка. За этот год мы приобрели нужное высоточное научное оборудование и аккредитовали нужные лаборатории для казахстанской строительной индустрии. К тому времени наши ученые разработали новые добавки в цемент и получили на них международный патент.

Параллельно мы работали над своей основной задачей – коммерциализацией услуг. Дело в том, что услуги аккредитации очень востребованы бизнесом. Например, нет оценки качества цемента на структурном уровне. И конечно, тем более никто не проверяет каждую партию. То же самое касается тестирования дорожных материалов и уж тем более разработки и внедрения новых инновационных решений. Все это стало следующим этапом развития. Мы укомплектовали дорожную лабораторию и расширили круг своих интересов. И рынок тут же отреагировал. К нам начали обращаться как государственные, так и частные структуры. Пошли первые заказы и теперь мы можем подумать о расширении штата.

Конечно, помимо нас есть специально уполномоченные НИИ, Министерство транспорта Комитет автомобильных дорог, но у всех у них есть один существенный пробел – большой разрыв с наукой, дефицит специалистов-дорожников, отсутствие между ними полноценного взаимодействия.

Поэтому мы стали налаживать профессиональные контакты, провели десятки встреч наших ученых с строительными и дорожными компаниями, чтобы выявить их потребности и болевые точки. Мы систематизировали их запросы и поняли, как все отрасли между собой взаимозависимы: и нефтехимия, и строительство, транспорт. Это позволило нам понять главный принцип – наука должна работать на потребности рынка. К сожалению, до сих пор это только декларировалось.

– Как бизнес реагировал на ваше желание наладить диалог? На каком уровне вы встречались с бизнесом?

– Понимаете, большой минус науки в том, что она не умеют разговаривать с бизнесом. Ученые имеют разработки, но востребованы ли они, как предложить их рынку? Отсюда и недоверие со стороны производственников к ученым. В том, чтобы наладить диалог с ними я вижу свою главную миссию. Меня очень вдохновляет интерес со стороны производителей к нашим разработкам. По сути, для них наука Казахстана – это терра инкогнито. А моим коллегам это дает замечательное ощущение того, что их работа, как оказалось, очень важна для страны. Секрет в том, что наука должна работать по заказу бизнеса, а не наоборот. К этой, казалось бы, простой мысли нужно дорасти. Именно здесь ключ к развитию собственной промышленности, к созданию инновационных материалов, к вытеснению импорта. Например, бизнес запросил альтернативу OSB панелям. Сейчас их закуп обходится дорого, усложнилась и подорожала логистика. Теперь наша задача – создать технологию конкурентную и по качеству, и по цене с зарубежными аналогами. Но самое главное – использовать промышленные отходы, которых в Казахстане очень много.

И уже сейчас наши разработки прошли испытания и даже есть инвестор, который готов инвестировать в проект по экопанелям. Это будет нашим первым совместным стартапом. В этом преимущество работы с бизнесом – он мобильнее и самостоятелен в принятии своих решений.

– Сейчас вы получили мегагрант. На каких условиях?

– В 2023 году в рамках конкурса Комитета науки мы получили мегагрант на создание строительно– технического Инжинирингового центра в РК. У нас уже есть порядка 20-30 разработок, которые мы можем предложить бизнесу. Тем более, что мы внимательно следим, куда и как идет развитие строительной индустрии во всём мире. Наши компании не всегда отслеживают новые тенденции на строительном рынке. Мы хотим действительно внести вклад в науку, в создание отечественного производства. Поэтому мы в поиске быстрых побед. А для этого нужно, чтобы ученые и производители объединились.

– Ощущаете ли вы поддержку государства в этом смысле? Насколько эффективны соответствующие госпрограммы?

– Мы на себе ощущаем, насколько глава государства и правительство нацелены на эффективность тех средств, которые выделяются на финансирование науки. Рабочая группа из нескольких десятков казахстанских и зарубежных из университетов Японии, Кореи, Польши, США ведут постоянный диалог о новых разработках и их внедрении в производство.

– Действительно, в Казахстаневыделяется немало средств на коммерциализацию науки. Назовите причины, по которым эти деньги не будут потрачены зря?

– Во-первых, у нас уже есть аккредитованная лаборатория, которая приносит доход. Во-вторых, мы исходим из потребностей бизнеса и у нас уже есть два-три потенциальных инвестора, которые готовы купить наши разработки и запустить производство. В-третьих, наши ученые публикуют результаты исследований в высокорейтинговых международных журналах, что подтверждает их актуальность во всем мире, а их разработки запатентованы. В-четвертых, мы создали рабочий консорциум в составе не только ЕНУ, но и целого ряда НИИ, КазНИИСА, Центра качества дорожных активов, а также других технических университетов. И наконец, мы пока единственные, кто пошел по такому пути.

Но главное, мы создали команду ученых, которые понимают, что такое потребности рынка, что любой процесс нужно стандартизировать и сертифицировать. Мы завоевали доверие заказчиков за счет того, что максимально стараемся переориентировать научный потенциал ученых ближе к бизнесу.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Не путайте дорогие мои инжиниринговую деятельность с научными исследованиями. У каждого вида деятельности свои цели и задачи!!!