Не стоит пока исключать вероятность ядерной сделки между США и Ираном - Exclusive
Поддержать

Не стоит пока исключать вероятность ядерной сделки между США и Ираном

Прекращение огня – а уже тем более прочный мир – между Россией и Украиной остаётся далёкой перспективой. Тем временем ни Израиль, ни ХАМАС явно не считают долгосрочное перемирие в Газе приоритетом. Единственным светлым пятном на глобальной дипломатической шахматной доске могут стать отношения между Америкой и Ираном.

Да, вы правильно прочитали. Это та самая Америка, которую религиозные лидеры Ирана называют «Великим Сатаной» ещё со времён Исламской революции, случившейся почти полвека назад. Та самая Америка, которая поддерживала шаха, пока он не был свергнут в 1979 году. Та самая Америка, которая всего пять лет назад убила Касема Сулеймани, командовавшего могущественным спецподразделением «Аль-Кудс» в Иране.

В свою очередь, Иран – это та самая страна, которая удерживала 52-х американцев в заложниках в течение 444 дней (с конца 1979 по 1981 годы). Тот самый Иран, который поддерживает группировку ХАМАС, ответственную за теракты против Израиля 7 октября 2023 года, и йеменских хуситов, нападающих на американские военные и международные грузовые корабли. Тот самый Иран, который, как сообщается, изучал варианты убийства президента США Дональда Трампа и членов его первой администрации.

Почему же Иран может быть заинтересован в подписании нового соглашения с Трампом, который во время первого срока в одностороннем порядке объявил о выходе из ядерного соглашения 2015 года между Ираном и несколькими крупнейшими мировыми державами – «Совместного всеобъемлющего плана действий» (СВПД)?

Выделяются две причины. Во-первых, соглашение поможет Ирану избежать прямой военной атаки со стороны Израиля и/или США. Как выяснилось в октябре, когда Израиль успешно атаковал иранские объекты по производству ракет и дронов, а также системы ПВО, Иран плохо подготовлен к защите. Учитывая, что слабая, больная экономика Ирана висит на волоске, новое соглашение может принести столь желанное смягчение санкций и потенциально ослабить внутриполитическое давление на режим.

А зачем соглашение Трампу? Он явно хочет добиться выдающегося дипломатического успеха. Во время первого срока его подходы к Северной Корее не сработали, и он пока ничего не может добиться, пытаясь договориться о прекращении войн в Украине и Газе. Ядерное соглашение с Ираном открывает перед ним наилучшие шансы.

Кроме того, Трамп публично пообещал, что, пока он у власти, Иран не будет создавать или приобретать ядерное оружие. А эта проблема действительно очень остра, поскольку Иран постепенно и неуклонно приближается к получению компонентов, необходимых для создания одной или нескольких ядерных бомб.

Кроме того, у Трампа есть веские стратегические причины стремится к сделке с Ираном. Если дипломатия и военная сила потерпят неудачу, и Ирану удастся заполучить ядерное оружие, результатом станет гонка ядерных вооружений на всём Ближнем Востоке. Обладая ядерным оружием, Иран сможет использовать свои многочисленные прокси-силы, включая «Хезболлу», ХАМАС и хуситов, с растущей безнаказанностью.

Однако есть множество вопросов, на которые нужно ответить, прежде чем можно будет подписывать соглашение. Во-первых, какие ядерные материалы Ирану будет разрешено сохранять или производить? В частности, будет ли ему разрешено обогащать или хранить обогащенный уран, и если да, то в каком количестве и до какого уровня обогащения?

Второй вопрос касается мониторинга. Как США смогут убедиться, что Иран выполняет свои обязательства? И в какой степени Иран, закрытая страна, будет готов открыться для внешних экспертов, которым поручат оценивать соблюдение условий соглашения?

Третий блок вопросов касается масштабов соглашения. Оно ограничится лишь ядерными материалами или же будет охватывать и другие важнейшие элементы, включая компоненты бомб, ракеты, испытания, поддержку Ираном региональных прокси-сил?

В-четвертых, каким будет срок соглашения? Будут ли в нём указаны сроки действия тех или иных положений, как в СВПД, или же оно будет бессрочным? Наконец, каким будет его форма? Иран может потребовать гарантий соблюдения договора Трампом и его преемниками из обеих партий, возможно, настаивая на его одобрении Конгрессом.

Потенциально возможен компромисс, который даст обеим сторонам то, что им нужно. Ирану будет разрешено сохранить небольшое количество низкообогащённого ядерного топлива, пригодного только для гражданских целей. И будет осуществляться тщательный внешний мониторинг. Взамен Иран получит частичное смягчение санкций с возможностью большего смягчения, если соглашение охватит и другие вопросы. Соглашение может быть бессрочным или действовать, скажем, до 2050 года, а ещё лучше до 2075 года. Конгрессмены – и их иранские коллеги – должны будут одобрить сделку.

В результате прогресс Ирана на пути к производству ядерного оружия удастся не просто приостановить, но и развернуть вспять. В то же время соглашение позволит Ирану получить экономические выгоды, заявляя при этом, что ядерный вариант остаётся у него в запасе. Всё это будет, вероятно, позитивно воспринято значительной частью населения страны, желающего повышения уровня жизни и уменьшения международной изоляции.

Самое важное – это желание руководства Ирана сохранить ослабшую систему, созданную в ходе революции 1979 года. Эта цель приводила в прошлом к серьёзным политическим сдвигам: в 1988 году аятолла Рухолла Хомейни согласился закончить войну с Ираком, так не добившись победы (он сравнил это согласие с решением выпить яд), ради спасения Исламской Республики. Аналогичные аргументы применимы сегодня.

Трамп, со своей стороны, сможет заявить, что ему удалось заключить более всесторонний договор, чем тот, который он ранее аннулировал, – и на значительно более долгий срок. Нет сомнений, что кое-кто в Израиле и США начнёт ворчать, будто Трамп уступил слишком много, однако его политические фланги достаточно сильны, чтобы довести дело до конца. Соглашение позволит ему избежать новых военных конфликтов.

Отношения США и Ирана оказались на критической развилке. Перед Америкой возникла такая же дилемма, как в начале 1990-х, когда у неё был шанс ударить по ядерным объектам КНДР, но в итоге она воздержались, опасаясь, что в качестве возмездия КНДР вторгнется в Южную Корею, где были размещены десятки тысяч солдат США.

События после атаки 7 октября показали, что сегодняшний Иран не создаёт сопоставимой угрозы. И всё же Трамп может не захотеть проверять на практике эту оценку, учитывая, что Иран может нанести вред соседним странам и поднять цены на нефть, усилив инфляцию и замедлив рост экономики. Такая комбинация рисков и интересов делает ситуацию удивительно благоприятной для дипломатического прорыва.

Copyright: Project Syndicate, 2025. www.project-syndicate.org

Ричард Хаасс

Почётный президент Совета по международным отношениям, старший советник в компании Centerview Partners, заслуженный учёный в Нью-Йоркском университете, автор еженедельной рассылки Home & Away.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *