Новая госполитика экономического роста Казахстана: результатов не будет, но госденег будет потрачено в разы больше

Экономист-финансист Мурат Темирханов прокомментировал состоявшееся на днях заседание экспертного совета при министерстве национальной экономики (МНЭ). Теперь, когда все планы правительства по росту частных инвестиций в экономике Казахстана провалились, МНЭ не стало анализировать, что пошло не так со старыми планами по привлечению частных инвестиций, а с «чистого листа» предложило новый план, но теперь не за счет роста частных инвестиций, а за счет государственных денег и за счет государственных гарантий (что означает рост государственного долга).
На заседании было рассмотрено видение новой проактивной политики экономического роста Казахстана. Согласно презентации, перед правительством поставлена задача удвоить ВВП страны к 2029 году. Но, как поясняет МНЭ, главная проблема по достижению данной цели заключается в том, что показатель «Отношение объема инвестиций к ВВП» в Казахстане находится на крайне низком уровне – 14%. Тогда как в Китае этот показатель составляет – 43%, в Узбекистане – 35%, а в Кыргызстане – 27%.
Напомню, что в Стратегии «Казахстан-2050», утверждённой в 2012 году, была поставлена цель увеличить долю инвестиций в основной капитал до 30% от ВВП к 2050 году, что являлось ключевым условием для достижения амбициозных показателей экономического развития страны, включая ежегодный рост ВВП на уровне 6%.
В 2021 году был кардинально переделан Национальный план развития Казахстана до 2025 года, и в нем правительство поставило себе задачу «довести объем инвестиций в основной капитал до 30% к ВВП» уже к концу 2025 года. При этом, очень важно подчеркнуть, и в 2012 году, и в 2021 году речь шла о росте частных инвестиций.
Теперь, когда все планы правительства по росту частных инвестиций в экономике Казахстана провалились, МНЭ вдруг не стало анализировать, что пошло не так со старыми планами по привлечению частных инвестиций, а с «чистого листа» предложило новый план – «в период 2025-2029 годов отношение объема инвестиций к ВВП должно вырасти с текущих 14% до 23%», но теперь не за счет роста частных инвестиций, а за счет государственных денег и за счет государственных гарантий (что означает рост государственного долга).
Со стороны такой поход выглядит так. По разным причинам частные инвесторы не стали вкладывать деньги в экономику Казахстана, и теперь вместо того, чтобы проанализировать проблемы и решить их, чиновники хотят сами заняться инвестициями в «конкурентоспособный/экспортноориентированный бизнес» за государственный счет. Как поясняет МНЭ, «в рамках проактивной политики экономического роста государственные структуры получат новые функции – не только привлекать, но и организовывать крупные экспортоориентированные проекты, обеспечивая их структурирование, финансирование и управленческую поддержку».
И хотя МНЭ утверждает, что оно предложило «новый» государственный подход для роста инвестиций, однако это совсем не так. Государство в лице ФНБ «Самрук-Казана» занимается инвестициями в бизнес с 2008 года, то есть с момента создания этого холдинга для госкомпаний.
После финансового-экономического кризиса 2008–2009 годов в Казахстане правительство уже приняло проактивную позицию по индустриализации, диверсификации, инновациям, и привлечению инвестиций в экономику РК. Однако ͟д͟а͟н͟н͟а͟я͟ ͟п͟р͟о͟а͟к͟т͟и͟в͟н͟а͟я͟ ͟п͟о͟з͟и͟ц͟и͟я͟ ͟т͟а͟к͟ ͟и͟ ͟н͟е͟ ͟д͟а͟л͟а͟ ͟в͟и͟д͟и͟м͟ы͟х͟ ͟р͟е͟з͟у͟л͟ь͟т͟а͟т͟о͟в͟.͟ ͟М͟е͟р͟ы͟,͟ ͟п͟р͟е͟д͟л͟а͟г͟а͟е͟м͟ы͟е͟ ͟в͟ ͟д͟а͟н͟н͟о͟й͟ ͟п͟р͟е͟з͟е͟н͟т͟а͟ц͟и͟и͟,͟ ͟п͟р͟а͟к͟т͟и͟ч͟е͟с͟к͟и͟ ͟н͟и͟ч͟е͟м͟ ͟н͟е͟ ͟о͟т͟л͟и͟ч͟а͟ю͟т͟с͟я͟ ͟о͟т͟ ͟м͟е͟р͟,͟ ͟к͟о͟т͟о͟р͟ы͟е͟ ͟п͟р͟и͟м͟е͟н͟я͟л͟и͟сь п͟р͟а͟в͟и͟т͟е͟л͟ь͟с͟т͟в͟о͟м͟ ͟н͟а͟ч͟и͟н͟а͟я͟ ͟с͟ ͟2͟0͟1͟0͟ ͟г͟о͟д͟а͟.͟ ͟И͟з͟-͟з͟а͟ ͟ч͟е͟г͟о͟ ͟н͟е͟п͟о͟н͟я͟т͟н͟о͟,͟ ͟ч͟т͟о͟ ͟и͟з͟м͟е͟н͟и͟т͟с͟я͟ ͟в͟ ͟э͟т͟о͟т͟ ͟р͟а͟з͟?͟ ͟
Единственное отличие прошлых мер от мер, предлагаемых в данной презентации, – это масштабный уровень финансирования инвестиций за счет государственных денег и за счет государственных гарантий (что означает рост государственного долга).
Как говорит МНЭ, «масштабное вовлечение институтов развития, в первую очередь холдинга «Байтерек», позволит создать финансовую инфраструктуру, которая обеспечит движение капитала от государства к конкретным отраслям и проектам внутри страны». Планируется, что Байтерек профинансирует проекты на сумму около 100–120 млрд долларов в период 2025–2029 годов.
͟С͟у͟м͟м͟а͟ ͟л͟ь͟г͟о͟т͟н͟ы͟х͟ ͟к͟р͟е͟д͟и͟т͟о͟в͟ ͟д͟л͟я͟ ͟б͟и͟з͟н͟е͟с͟а͟ ͟в͟ ͟1͟0͟0͟–͟1͟2͟0͟ ͟м͟л͟р͟д͟ ͟д͟о͟л͟л͟а͟р͟о͟в͟ ͟с͟о͟ ͟с͟т͟о͟р͟о͟н͟ы͟ ͟Б͟а͟й͟т͟е͟р͟е͟к͟а͟ ͟о͟д͟н͟о͟з͟н͟а͟ч͟н͟о͟ ͟н͟е͟р͟е͟а͟л͟ь͟н͟а͟,͟ поскольку эти деньги Байтерек получит частично от государства, но в основном будет получать деньги под государственную гарантию (прямую или косвенную). Не буду останавливаться на качестве такого громадного кредитного портфеля Байтерека, где заемщиками будут выступать государственные бизнес-проекты, остановлюсь только на больших бюджетных рисках.
На сегодня республиканский бюджет сильно разбалансирован и в нем есть очень большие проблемы. Именно из-за этих проблем была затеяна налоговая реформа с повышением некоторых налоговых ставок. Планы МНЭ по ежегодной капитализации Байтерек из Нацфонда в размере 2–4 млрд долларов, увеличат и так большие проблемы Нацфонда и госбюджета, а повышенные ставки налогов здесь никак не помогут. Рост государственных гарантий (прямых и косвенных) на сумму более 80 млрд долларов создаст колоссальные бюджетные риски, которые однозначно сильно выстрелят при падении цен на нефть.
Как отмечается в презентации МНЭ, финансирование экспортных инвестиционных проектов для обеспечения ускоренных темпов роста ВВП будет обеспечено вне зависимости от роста активности банковского сектора в кредитовании бизнеса. Однако, более высокая кредитная активность банков будет способствовать достижению более высоких темпов экономического роста.
Далее в презентации попробовали дать рекомендации о том, как нарастить банковское кредитование бизнеса в Казахстане и снова получилось не в тему. Такое впечатление в МНЭ не читали действующий «Национальный план развития РК до 2029 года» (НПР 2029), утвержденный в июле 2024 года.
В НПР 2029 верно определены причины низкой степени участия банков в кредитовании бизнеса, однако в презентации МНЭ на них не обратили должного внимания. В частности, в Нацплане говорится о следующем (что мешает кредитованию бизнеса):
• низкая диверсификация (высокая нестабильность) экономики,
• высокая базовая ставка из-за высокой инфляция,
• рыночные искажения от государственной поддержки,
• дефицит качественных корпоративных заемщиков,
• слабый уровень прозрачности и практики ведения бизнеса, в особенности в сегменте малого бизнеса.
Хотя в НПР 2029 достаточно хорошо описаны причины, препятствующие росту уровня кредитования бизнеса в Казахстане, к ним можно добавить следующие проблемы:
• Недобросовестная конкуренция со стороны государства в виде льготного кредитования
• Искаженная роль финансовых институтов развития, входящих в НУХ «Байтерек»
• Слабое развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане
• Неразвитость рынка корпоративных облигаций, лизинга, факторинга, микрокредитования и других кредитных инструментов для бизнеса.
• Плохая система банкротства и поддержки несостоятельных компаний.
В презентации, помимо некачественного анализа проблем рыночного кредитования бизнеса, так же попытались дать пояснения, почему в Казахстане постоянно высокая и нестабильная инфляция. И снова, такое впечатление, что в МНЭ не читали действующий «Национальный план развития РК до 2029 года», утвержденный в июле 2024 года.
В Нацплане, в частности, говорится: «Одним из приоритетов в реализации макроэкономической политики станут неукоснительное следование контрцикличным бюджетным правилам и поддержание устойчивости бюджетных параметров. Это будет способствовать обеспечению сбалансированности государственных финансов, снижению ненефтяного дефицита, обеспечению сохранности и накоплению активов НФ, а также в целом координации фискальной политики с монетарной, что позволит снизить инфляционное давление.»
К сожалению, в презентации МНЭ об этом не слова, хотя ͟т͟а͟к͟о͟е͟ ͟г͟о͟с͟у͟д͟а͟р͟с͟т͟в͟е͟н͟н͟о͟е͟ ͟ф͟и͟н͟а͟н͟с͟и͟р͟о͟в͟а͟н͟и͟е͟ ͟г͟о͟с͟у͟д͟а͟р͟с͟т͟в͟е͟н͟н͟ы͟х͟ ͟б͟и͟з͟н͟е͟с͟-͟п͟р͟о͟е͟к͟т͟о͟в͟ ͟б͟у͟д͟е͟т͟ ͟о͟д͟н͟о͟з͟н͟а͟ч͟н͟о͟ ͟п͟р͟о͟т͟и͟в͟о͟р͟е͟ч͟и͟т͟ь͟ ͟к͟о͟н͟т͟р͟ц͟и͟к͟л͟и͟ч͟н͟ы͟м͟ ͟б͟ю͟д͟ж͟е͟т͟н͟ы͟м͟ ͟п͟р͟а͟в͟и͟л͟а͟м͟.͟
В целом можно отметить, что, судя по презентации, правительство продолжит использовать нерыночные подходы по стимулированию инвестиций и планирует максимально расширять деятельность государственных компаний и институтов развития (расширять роль государства в экономике) за счет государственных средств и гарантий. Т͟а͟к͟о͟й͟ ͟п͟о͟д͟х͟о͟д͟ ͟н͟а͟п͟р͟я͟м͟у͟ю͟ ͟п͟р͟о͟т͟и͟в͟о͟р͟е͟ч͟и͟т͟ ͟У͟к͟а͟з͟у͟ ͟П͟р͟е͟з͟и͟д͟е͟н͟т͟а͟ ͟«͟О͟ ͟л͟и͟б͟е͟р͟а͟л͟и͟з͟а͟ц͟и͟и͟ ͟э͟к͟о͟н͟о͟м͟и͟к͟и͟»͟,͟ утвержденному в мае 2024 года.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.