Новая фишка Токаева: добиться академического превосходства науки Казахстана - Exclusive
Поддержать

Новая фишка Токаева: добиться академического превосходства науки Казахстана

Если сегодня провести опрос: «Каковы главные достижения высшего образования Казахстана за последние 10 лет?», чаще всего будут упоминать Назарбаев Университет, как отечественный вуз мирового уровня. Насколько это удалось, вопрос дискуссионный, но, тем не менее, это самый амбициозный и известный проект прошлого десятилетия в сфере высшего образования Казахстана.

А вот назвать стратегические цели казахстанских вузов на будущую 10-летку трудно даже профессионалам. С 2022 года Казахстан, по сути, приступил к переходу новой, открытой модели науки, уже доказавшей свою эффективность во многих странах. Ее три основных элемента – экономическое, прежде всего налоговое, стимулирование бизнеса для инвестиций в НИОКР, устойчивое развитие университетской науки через эндаумент-фонды и создание Национального научного совета для определения научно-технической политики на сменяемой основе вместо академии наук.

Именно поэтому в 2022 году было создано отдельное министерство науки и высшего образования. Заявлено, что сеть исследовательских вузов вырастет до 10 в 2023 году, 5 филиалов ведущих зарубежных исследовательских вузов уже открыто, их число планируется довести до 10 к 2024 году. Это будет способствовать интернационализации высшего образования. Для устойчивого финансирования университетов разработана концепция закона о фондах целевого капитала и дорожная карта по открытию эндаумент-фондов в 5 пилотных вузах уже в 2024 году.

Но самой амбициозной является объявленная президентом инициатива по созданию 20 Центров академического превосходства на базе 15 региональных вузов и 5 педагогических вузов.

Инициативы академического превосходства университетов – один из главных трендов современного развития сферы образования в мире. В общей сложности с 2000 года в более 30 странах мира реализуется около 40 инициатив академического превосходства, в которые инвестировано около $60 млрд. в год.

Первые центры появились в США еще в 1960-е годы. Опираясь на опыт научных центров, созданных во время Второй мировой войны и успешно осуществивших ряд проектов военного назначения (Манхэттенский проект и др.), Национальный научный фонд США выступил с инициативой создания Центров «первоклассной науки» (Centers of Scientific Excellence) в университетах. В 1964-1966 гг. в рамках этой программы 20 вузов страны получили субсидии от федерального правительства, составившие в целом $78 млн. (из которых 39% израсходовано на оплату персонала, 32% – на приобретение оборудования, 29% на постройку лабораторий). Помимо этого, каждое федеральное ведомство должно было оказать поддержку Центрам «первоклассной науки» в областях своих основных научных интересов, большая часть которых оказалась связанной с оборонными программами.

Реализация этого проекта стала основой не только в высшем образовании, но и в технологическом лидерстве и инновационном развитии США. Перед Казахстаном стоят аналогичные цели и американский опыт интересен для нас в силу схожести целей и перехода к новой открытой модели науки.

Второй важный этап в развитии центров превосходства был следствием индустриального кризиса в развитых странах. К концу 1970-х у крупных частных компаний появилось новое видение организации бизнеса. Оно состояло в замене устаревших стратегий массового производства гибкими адаптивными механизмами, диверсификацией, кастомизацией и максимально быстрым внедрением инноваций. В этот период достигают расцвета японские корпорации Sony, Toshiba, Mitsubishi, Honda, известные своими высококлассными исследовательскими лабораториями. В США стремительно развиваются инновационные фирмы Кремниевой долины. В 1970–1980-х гг. заметно рос венчурный бизнес, благодаря которому ученые получали доступ к средствам, во много раз превышающим государственные ассигнования, что позволяло создавать инновационные компании на базе университетских лабораторий. Центры превосходства становились передовыми участниками рынка, способными обеспечить научные исследования и трансфер знаний в рамках инновационной деятельности крупного и малого бизнеса. Благодаря значительным инвестициям со стороны частных фирм многие центры переориентировались с узких исследовательских приоритетов на инновационные рынки во всем их многообразии.

В то же время центры превосходства «первой волны» продолжали успешно развиваться в первую очередь благодаря оборонным программам.

На рубеже XXI в. с развитием глобальной экономики знаний возникли новые подходы к миссии и формам центров превосходства. Благодаря частному финансированию, в 1990-е годы Программы развития Центров академического превосходства на базе университетов появились в странах Западной Европы, Японии и Корее.

Российский «Проект 5-100», немецкая Exzellenzinitiative, французский «Campus France», как и большинство подобных инициатив, нацелены, в первую очередь, на повышение позиций в мировых рейтингах ведущих университетов мира и, в конечном счете, рост числа студентов. Высшее образование и экспорт образовательных услуг стал весомой статьей в ВВП, а университетское образование стало рассматриваться как приоритет экономического развития.

Программы национальных лидирующих научных центров (KNOWs) в Польше проводились дважды – в 2012 и 2014 годах. В Испании инициатива академического превосходства (International Campus of Excellence) впервые была запущена в 2009 году. В 2014 году Австралия вступила в «глобальную рейтинговую гонку». Цель была проста: как минимум один австралийский вуз должен был войти в топ-20 и, как можно больше, – в топ-100. Канадская инициатива исследовательского превосходства (CERC) предусматривает переустройство системы финансирования научной деятельности. Китай с 2017 года реализует проект Double First Class, в который входят 42 вуза. Проект напоминает уже упомянутый нами российский 5-100: от его участников требуется развивать значимые для мировых университетских рейтингов показатели. Вузы, демонстрирующие высокие результаты в рейтингах, получают значительное дополнительное финансирование от государства.

Своим путем идет и Израиль, где был организован «Центр передового опыта» – ассоциация выдающихся исследователей по узким областям знания, которые преподаются в высших учебных заведениях, что сделала страну виднее на ландшафте мировой науки.

Главной целью, которую преследует инициатива – вхождение в ведущие рейтинги университетов. Но в этой гонке есть свои риски. Например, опыт Китая показал разрыв между хорошо финансируемыми вузами развитых восточных провинций и вузами менее обеспеченных центральных и западных регионов. К тому же, произошла утечка мозгов с запада на восток страны. Снизилось разнообразие предлагаемых курсов, стали закрываться «слабые» программы, которые не дают высоких показателей цитируемости, что привело к закрытию некоторых факультетов. Уже сейчас в университетах-участниках 77% предлагаемых программ относятся к STEM. Началась искусственная накачка показателей цитируемости за счет «теневых ученых», уже имеющих успешные публикации в англоязычных журналах. Теневые сотрудники, как правило молодые ученые и аспиранты, зачастую даже не появляются на территории кампуса, а их рабочие контракты являются «номинальными».

Поэтому практика одержимости рейтингами постепенно уходит и уступает место более продуманным стратегиям. Южнокорейские и японские программы, запущенные в 1999 и 2002 годах соответственно, сделали ставку на кооперацию с сильными американскими и британскими университетами и научными организациями, обеспечение академической свободы и усиление интернационализации. Но не только.

Японская Top Global University Program (2014–2023) включает в себя два плана: план А нацелен на занятие высоких позиций в мировых рейтингах вузов, план Б сфокусирован на приобщении японского общества к процессам глобализации. Это реформы вуза в части руководства, управления, структуры, учебных планов, приема студентов.

Корейский комплекс программ BK21 PLUS (21 программа для ведущих университетов и студентов) ориентирован на обновление исследовательского потенциала вузов и подготовку специалистов мирового уровня. Также в стране действует «Проект университета мирового класса». Специфика корейских инициатив превосходства – концентрация на третьей миссии университетов, как драйвера социально-экономического развития страны и региона. Инициатива академического превосходства направлена на повышение экономической ценности вуза в развитии цепочек добавленной стоимости, особенно в инновационной сфере, вовлекая вузы в глобальные сети, предоставляющие информационно-интеллектуальные услуги – от форсайт прогнозирования будущих трендов и поиска новых идей, до проведения прикладных исследований и внедрения инноваций и далее продвижения новой продукции на рынок. Университеты-участники получают возможность укрепить исследовательский потенциал в стратегических областях, усилить свою роль на международной арене и создать подразделения и центры мирового уровня.

Таким образом, международный опыт позволяет выделить укрупненно три целевых стратегии академического превосходства:
1. Ориентация на ведущие рейтинги университетов мира с целью привлечения наибольшего количества студентов.
2. Ориентация на крупный бизнес и создание центров первоклассной науки и финансирование НИОКР.
3. Ориентация на социально-экономическое развитие страны и региона, включая кастомизацию подготовки кадров под потребности рынка труда, в том числе будущие, и главное – абсорбция новых знаний, т.е. трансферт, адаптация и генерация новых идей и технологий, внедрение в умы и компетенции выпускников и сотрудников вузов.

Эти три стратегии удивительным образом отражают три миссии современного университета – служить образованию, науке и обществу.

Какую стратегию выбрать Казахстану?

Президентская инициатива академического превосходства должна стать основной идеологией развития высшего образования Казахстана в предстоящие годы. По масштабу задач, глубине изменений и региональному охвату, ожидаемых результатов и значению в инновационном развитии страны у сферы высшего образования просто нет другой альтернативы.

Чтобы стать Центром превосходства, нужно достичь определенного уровня не только в науке (привлечение финансирования, публикации статей в авторитетных научных изданиях), но и модернизации институтов управления (попечительские советы, эндаумент-фонды), в создании новых школ в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, новые программы обучения и обмена, кастомизация квалификаций выпускников под требования рынка в целом и конкретного работодателя. Есть набор базовых элементов в организации вуза, наличие которых позволяет говорить о совершенстве в том или ином направлении.

Таким образом, центр превосходства в современном понимании – это не отдельная лаборатория или здание. Это понятие распространяется на весь университет.

Понятно, добиться этого сразу сложно. нужна планомерная, кропотливая работа, четкие цели, концентрация ресурсов на главных приоритетах и, главное, человеческий капитал, компетентный и мотивированный – ресурс, которого всегда не хватает.

Для модернизации казахстанских вузов в соответствии с лучшей мировой практикой нужна комплексная государственная программа развития академического превосходства.

Учитывая ограничения в ресурсах, имеющиеся расхождения в понимании академического превосходства, разный уровень развития, специализации и потенциал вузов наиболее оптимальным представляется продуктовый подход, т.е. ориентация на внедрение отдельных элементов превосходства, или продуктов трансформации, исходя из готовности самого вуза:

По направлению качества высшего образования это может быть открытие филиалов ведущих зарубежных вузов (МИФИ, РГУ нефти и газа им. Губкина, de Montfort University, Новосибирский госуниверситет), создание консорциумов вузов, отраслевых школ или совместных программ обучения.

В научных исследованиях – этоновые исследовательские лаборатории, общего пользования и специализированные по приоритетным направлениям, или даже технопарки и академгородки при вузах и в индустриально-инновационных зонах.

Для совершенства в управлении и устойчивом финансировании безусловно нужно продолжить создание независимых Попечительских советов по образцу ведущих университетов мира, эндаумент-фондов для устойчивого финансирования науки, рассмотреть вопрос передачи в трастовое управление активов вуза для обеспечения устойчивости вуза на долгосрочной основе.

Третья миссия «университет – для общества» активно реализуется в регионах черезфорсайт-прогнозирование развития локальных рынков и разработку Атласов профессий. По опыту Павлодарской области сегодня в регионах на базе вузов создаются центры компетенций и форсайт-школы.

Примечательно, что некоторые проекты уже успешно реализуется вузами самостоятельно. Однако крупные инфрастуруктурные проекты потребуют значительного финансирования, без господдержки здесь не обойтись. В бюджете на эти цели помимо средств на проекты ЦАП предусмотрены т.н. мегагранты до 4 млрд. тенге. Также планируются поправки в законодательство по налоговым и инвестиционным преференциям для частных инвестиций в университетскую науку.

Часть задач связаны поддержкой, главным образом, институционального характера – принятия отдельных законодательных норм по фондам целевого капитала (эндаумент-фондах), трастовом управлении активами вуза, а также мер стимулирования, в т.ч. налоговых льгот, и т.п. Например, в рамках проекта «Мамандығым болашағым» разработан отдельный законопроект о профессиональных квалификациях, который уже рассматривается депутатами в парламенте.

Для реализации третьей миссии вузов в отношении инноваций и взаимодействия с бизнесом, вероятно, потребуется время. Заявленная правительством новая модель инновационно-индустриального развития экономики пока еще не принята.

Министерством науки и высшего образования ведется активная подготовительная работа для запуска уже 2023 году инициативы академического превосходства в высшем образовании. Создан Проектный офис, обсуждается программа сотрудничества со Всемирным банком, планируется создание региональной Обсерватории инициатив превосходства в высшем образовании, разработана Дорожная карта создания центров академического превосходства на 2023-2025 годы.

Первые центры академического превосходства должны стать точками роста для масштабирования опыта по всей стране. Тогда, на наш взгляд, модернизация университетов может стать прологом к кардинальному развороту Казахстана к экономике знаний и реализации Нового экономического курса.

Фархад Куанганов

Руководитель Проектного офиса Министерства науки и высшего образования РК




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.