Новое трио власти в Европе
Победа партии Фридриха Мерца – Христианско-демократического союза (ХДС) – на недавних федеральных выборах в Германии практически гарантирует, что Мерц станет новым канцлером страны, и это оптимистичное событие для Евросоюза. Высокая степень согласованности политики руководителей Германии и ЕС позволит провести в Европе экономические реформы, найти способы увеличить госрасходов на важнейших направлениях, разработать новые бюджетные правила.
Сразу после выборов Мерц начал переговоры о создании коалиции с Социал-демократической партией (СДПГ). Такая формула, проверенная временем (с 2005 года это будет уже четвёртая коалиция ХДС и СДПГ), обеспечит больше идеологической сплочённости и стабильности, чем предыдущая «светофорная» коалиция (СДПГ, Свободные демократы, Зелёные), которую раздирали противоречия. Впрочем, главным является сдвиг политического веса от левого центра к правому, что сближает правительство Германии с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и лидером Европейской народной партии (ЕНП) Манфредом Вебером.
Фон дер Ляйен, ветеран ХДС, политик с большим опытом министерской работы в федеральном правительстве Германии, повысила свой авторитет, добившись в прошлом году переизбрания на второй срок, и подкрепила его рядом политических успехов, включая новое торговое соглашение со странами МЕРКОСУР. Хотя отношения Мерца с фон дер Ляйен (она – протеже бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель, которая опередила Мерца в борьбе за лидерство в ХДС) напряжены, им пока что удаётся избегать прямого антагонизма.
Гораздо лучше отношения Мерца с Вебером – главой крупнейшей партии в Европарламенте и вторым наиболее влиятельным политиком в Брюсселе после фон дер Ляйен (а с ней у Вебера отличные отношения). Будучи членом сестринской партии ХДС – баварского Христианско-социального союза (ХСС), Вебер поддержал выдвижение Мерца на пост канцлера, а Мерц в ответ поддержал переизбрание Вебера на пост председателя ЕНП.
Это трио немецких христианских демократов способно провести экономические реформы, которые обеспечат необходимое повышение конкурентоспособности Европы. Да, в их подходах к бюджету есть заметные различия. Фон дер Ляйен, вдохновляемая докладом Марио Драги об усилении экономики блока, делает акцент на стимулировании предложения, в то время как «Программа 2030» Мерца больше ориентирована на сокращение социальных расходов, введение налоговых льгот для малого и среднего бизнеса, а также снижение возросших издержек, негативно влияющих на немецких промышленных гигантов, включая ThyssenKrupp и Volkswagen. Важно, что Мерц и Вебер обеспокоены тем, что зелёные инициативы и климатические цели тормозят рост экономики.
Впрочем, у этого трио есть также много общего, что позволяет им совместно действовать на четырёх ключевых направлениях. Во-первых, фон дер Ляйен, Мерц и Вебер могут совместно устранять бюрократические барьеры: упростить регулирование; облегчить требования к отчётности, касающейся оценки рисков (due diligence), корпоративной социальной ответственности и экологической устойчивости; ускорить цифровизацию государственного управления для сокращения издержек и повышения производительности.
Во-вторых, они должны провести реформы на стороне предложения, в том числе осуществляя масштабные госинвестиции в инфраструктуру (железные и автомобильные дороги, общественный транспорт), а также в декарбонизацию (возобновляемая энергетика, хранение энергии, энергосети). Чтобы заинтересовать тех, кто скептически относится к экологии, эти меры следует представить как промышленную политику, направленную на снижение энергозатрат и повышение конкурентоспособности. Следует также обсудить роль атомной энергетики в процессе декарбонизации.
В-третьих, для поддержки важнейших отраслей, включая медицинские технологии, биотехнологии, искусственный интеллект, квантовые и облачные вычисления, нужно сосредоточить внимание на инвестициях в университетские исследования, на создании единой правовой и налоговой системы для бизнеса (с налоговыми льготами для стартапов), на развитии глубоких, единых рынков капитала.
Наконец, учитывая новоявленное безразличие США к союзникам по НАТО, Мерц, фон дер Ляйен и Вебер должны сформировать единый фронт, чтобы довести Украинскую войну до справедливого конца и обеспечить надёжную защиту от всё более воинственной России.
Мерц, со своей стороны, продемонстрировал готовность отправить Украине больше оружия (включая ракеты Taurus немецкого производства) и вернуть призыв в армию. Но что самое главное, недавно он объявил о планах исключить расходы на оборону, превышающие 1% ВВП, от ограничений «долгового тормоза» (годовой дефицит бюджета не должен превышать 0,35% ВВП). Да, Мерцу потребуется поддержка либо Зелёных, либо Свободных демократов, чтобы получить две три голосов в Бундестаге, необходимые для внесения поправок в конституцию. И у него есть лишь несколько недель, чтобы добиться принятия этого закона – до того, как состоится первое заседание нового Бундестага, где крайне правая «Альтернатива для Германии» и крайне левая партия Die Linke могут сформировать блокирующее меньшинство.
Идея отменить ограничения госзаимствований ради финансирования военных расходов может оказаться более реалистичной, чем излишне оптимистичный план Мерца увеличения расходов на оборону путём сокращения социальных расходов, повышения эффективности в госорганах, ускорения роста экономики благодаря снижению налогов. В этой связи важно предложение фон дер Ляйен не распространять на оборонные расходы стран ЕС бюджетные правила в течение четырёх лет (в рамках более широкого плана перевооружения Европы). Впрочем, правительство Германии хочет пойти ещё дальше, призывая к полному пересмотру установленных пределов долга и бюджетного дефицита в ЕС.
Повышение военного потенциала Европы требует не просто увеличения расходов: Мерц, фон дер Ляйен и Вебер должны работать над созданием подлинно европейского оборонного рынка. Этого можно достичь с помощью таких мер, как совместные инвестиции национальных и европейских фондов в исследования и разработки технологий двойного назначения, например, дронов; единая система оборонных закупок, управляемая централизованно агентством ЕС; стратегия «покупай европейское», обеспечивающая предпочтение оборонным фирмам ЕС на государственных тендерах.
Согласно оценкам, для решения проблем с экономикой и безопасностью Германии надо тратить ежегодно $60 млрд в течение ближайших десяти лет, а европейские расходы на оборону должны в ближайшее время ежегодно увеличиваться на 250 миллиардов евро. Трио немецких христианских демократов, возглавляющих ЕС и экономически крупнейшую страну ЕС, уже представило бюджетные реформы, которые помогут осуществить эти инвестиции. В случае успеха они смогут расширить европейское сотрудничество в сфере обороны и безопасности (традиционно зона ответственности стран ЕС, у многих из которых государственные финансы в ужасном состоянии) и повысить общую конкурентоспособность Евросоюза.
Copyright: Project Syndicate, 2025. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет