Новые формы варварства - этика разбивается вдребезги - Exclusive
Поддержать

Новые формы варварства — этика разбивается вдребезги

Этический прогресс порождает полезную форму догматизма. Нормальное, здоровое общество не спорит о том, допустимы ли изнасилования и пытки, поскольку общественность “догматически” признает, что они недопустимы. Равным образом, общество, чьи лидеры говорят о “легитимном изнасиловании” – как однажды сказал бывший конгрессмен-республиканец в Соединенных Штатах – или о терпимых пытках, демонстрирует явные признаки морального разложения, и ранее невообразимые действия вскоре могут стать возможными.

Посмотрим на сегодняшнюю Россию. В непроверенном видео, которое начало распространяться в этом месяце, бывший наемник из связанной с Кремлем группы Вагнера обвиняется в том, что он перешел на другую сторону для “борьбы с русскими”, после чего неизвестный нападавший ударил наемника кувалдой по голове. На просьбу прокомментировать видео, размещенное под заголовком “Молот возмездия”, Евгений Пригожин, основатель группы Вагнера и близкий соратник Владимира Путина, ответил, что “собаке собачья смерть”. Как многие заметили, сегодняшнее поведение России идентично поведению “Исламского государства”.

Или возьмем все еще более близкого союзника России, Иран, где молодых девушек, арестованных в ходе протестов против режима, якобы выдают замуж за тюремных охранников, а затем насилуют на том основании, что по закону несовершеннолетняя не может быть казнена, если она девственница.

Или рассмотрим Израиль, который с гордостью позиционирует себя как либеральную демократию, хотя постепенно стал напоминать некоторые другие фундаменталистско-религиозные страны по соседству. Последним свидетельством этой тенденции стала новость о том, что Итамар Бен-Гвир войдет в состав нового правительства Биньямина Нетаньяху. Как известно, до того, как заняться политикой, Бен-Гвир повесил в своей гостиной портрет израильско-американского террориста Баруха Гольдштейна, который в 1994 году убил 29 палестинцев-мусульман и ранил 125 человек в Хевроне.

Нетаньяху, который до своего смещения в июне 2021 года дольше всех занимал пост премьер-министра Израиля, полностью причастен к этому этическому упадку. По сообщениям Times of Israel, в 2019 году он призвал “к борьбе с растущим мусульманским и левым антисемитизмом в Европе спустя несколько часов после того, как [израильское] правительство опубликовало доклад, в котором говорится, что крайние правые представляют наибольшую угрозу для евреев на континенте”. Почему Нетаньяху игнорирует крайне правый антисемитизм? Потому что он на него опирается. Западные новые правые могут быть антисемитами дома, но они также решительно поддерживают Израиль, который они считают одним из последних оставшихся барьеров против мусульманского вторжения.

К сожалению, это лишь одна сторона медали. Этический упадок также становится все более очевидным среди “пробудившихся” левых, которые становятся все более авторитарными и нетерпимыми, поскольку они проповедуют вседозволенность для всех форм сексуальной и этнической идентичности, кроме одной. Социолог Дуан Руссель охарактеризовал новую “культуру отмены” как “расизм во времена многих без Одного”. В то время как традиционный расизм очерняет злоумышленника, который представляет угрозу единству Одного (доминирующего в группе), пробужденные левые хотят сделать то же самое со всеми, кто не отказался полностью от всех старых категорий Одного пола, сексуальности и этнической принадлежности. Теперь любая сексуальная ориентация и гендерная идентичность приемлемы только, если вы не белый мужчина, чья гендерная идентичность соответствует вашему биологическому полу при рождении. Членам этой когорты цисгендеров предписано чувствовать себя виноватыми только за то, что они есть – за то, что им “комфортно в своей коже” – в то время как всех остальных (даже цисгендерных женщин) поощряют быть теми, кем они себя считают.

Этот “новый порядок пробуждения” становится все более заметным в абсурдных эпизодах реального мира. Буквально в этом месяце Ресурсный центр по гендерным вопросам и сексуальности при Геттисбергском колледже в Пенсильвании планировал спонсировать организованное студентами мероприятие для всех тех, кто “устал от белых цис-мужчин”. План состоял в том, чтобы участники “пришли и в рисунках и письмах рассказали о своем разочаровании в белых мужчинах, которым комфортно в своей коже”. После протестов и обвинений в расизме это мероприятие было отложено.

Есть парадокс в том, как пробудившаяся небинарная текучесть совпадает с нетерпимостью и отторжением. В Париже престижная École Normale Supérieure в настоящее время обсуждает предложение о создании в общежитиях коридоров, предназначенных исключительно для лиц, которые в качестве своей сексуальной идентичности выбрали смешение/разнообразие (mixité choisie), с целью исключить цисгендерных мужчин. Предлагаемые правила строги: любому, кто не соответствует критериям, будет запрещено даже ступать в эти коридоры. И, несомненно, такие правила открыли бы путь к еще более жестким ограничениям. Например, если достаточное количество лиц определят свою идентичность еще более узко, они, по-видимому, смогут потребовать свой собственный коридор.

Стоит подчеркнуть три особенности этого предложения: оно исключает только цисгендерных мужчин, но не цисгендерных женщин; оно основано не на каких-либо объективных критериях классификации, а только на субъективном самообозначении; а это требует дальнейших классификационных подразделений. Этот последний пункт имеет решающее значение, поскольку он показывает, как весь акцент на пластичность, выбор и разнообразие в конце концов приводит к тому, что можно назвать только новым апартеидом — сетью фиксированных, основных идентичностей.

Таким образом, вейкизм предлагает квинтэссенцию изучения того, как вседозволенность становится запретом: при режиме пробуждения мы никогда не знаем, будут ли и когда некоторые из нас отменены за то, что мы сказали или сделали (критерии туманны), или просто за то, что мы родились в запрещенной категории.

Вместо того, чтобы противостоять новым формам варварства, как это часто утверждается, пробудившиеся левые полностью участвуют в нем, продвигая и практикуя деспотический дискурс без иронии. Хотя он выступает за плюрализм и поощряет различия, его субъективная позиция высказывания – места, с которого он говорит – является безжалостно авторитарной, не терпящей дебатов в попытках навязать произвольные исключения, которые ранее считались бы недопустимыми в толерантном, либеральном обществе.

Тем не менее, мы должны учесть тот факт, что эта неразбериха в основном ограничивается узким миром научных кругов (и различных интеллектуальных профессий, таких как журналистика), тогда как остальная часть общества движется скорее в противоположном направлении. В США, например, в этом месяце 12 сенаторов-республиканцев проголосовали совместно с демократическим большинством за кодификацию права однополых пар на вступление в брак.

Культура отмены с ее скрытой паранойей – это отчаянная и явно обреченная на провал попытка компенсировать вполне реальное насилие и нетерпимость, от которых давно страдают сексуальные меньшинства. Но это является отступлением в культурную крепость, псевдо-“безопасное пространство”, чей дискурсивный фанатизм лишь усиливает сопротивление большинства этому.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Славой Жижек

Профессор философии Европейской высшей школы, международный директор Института гуманитарных наук им. Биркбека при Лондонском университете и автор недавно вышедшей книги Небеса в смятении (OR Books, 2021).




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.