Новые партии Казахстана: who is who.
Бурные процессы в политической жизни Казахстана дали старт новой волне партийного строительства. Судя по всему, максимальную роль в этом играют заметный рост гражданской активности, апогеем которого стали январские протесты, и заданный руководством страны вектор на реформирование политической системы.
В том числе это касается анонсированных мер по либерализации законодательства о политических партиях (сокращение требуемого минимального количества членов партии с 20 тыс. до 5 тыс., а ее регионального актива – с 600 до 200 человек, увеличение сроков формирования филиалов вновь создаваемых партий с 6 месяцев до 1 года и т.д.). На текущий момент, начиная с 2019 года, заявлена 21 инициатива по созданию новых партий. При этом четыре из них уже проходят процедуры государственной регистрации.
Сегодня мы видим, как известные персоны, которые в силу различных обстоятельств были вынуждены взять своего рода тайм-аут, заявили о своем намерении вернуться в политику вопреки известной мудрости о том, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Запустил этот процесс поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, объявив еще в марте 2019 года о создании политической партии «Жасыл әлем» во главе с собой. Предполагалось, что эта партия будет создана на основе действующего с 2016 года РОО «Экологического альянса «Байтақ болашақ». Однако теперь эта инициатива преобразовалась в создание Народной экологической партии «Байтақ» во главе с Азаматханом Амиртаем в то время, как Олжас Сулейменов с группой соратников заявили о воссоздании руководимой им в 1991-1995 гг. партии «Народный конгресс Казахстана» (НКК).
Следует отметить, что НКК в своей первой версии был создан на базе знаменитого антиядерного движения «Невада-Семей», пройдя путь от лояльной до оппозиционной партии. Пик влияния НКК пришелся на время депутатства большой группы его представителей в Верховном совете РК 13 созыва (1994-1995 гг.). С роспуском же последнего и уходом Сулейменова на дипломатическую работу партия фактически прекратила свою деятельность, а в 2003 году была ликвидирована в судебном порядке как непрошедшая перерегистрацию в соответствие с требованиями нового закона «О политических партиях».
В феврале этого года Олжас Сулейменов заявил о возрождении «Народного конгресса Казахстана», правда, в качестве общественного движения. Но уже в апреле было проведено заседание оргкомитета по созданию партии. Известно, что данную инициативу поддержали 15 тыс. человек. Какой-либо четкой политической позиции воссоздаваемый НКК пока не обозначил. Вместе с тем его лидер выступил в поддержку официального курса президента РК Касым-Жомарта Токаева, включая проведение конституционной реформы. Судя по всему, НКК пополнит собой лояльную часть партийного спектра страны.
Максимальную противоположность демонстрирует вернувшийся в политику известный предприниматель Булат Абилов. Его политический бэкграунд включает участие в создании и деятельности в 1994-2013 гг. движений «Новое поколение», «Демократический выбор Казахстана», «За справедливый Казахстан», партий «Отан», «Ак жол», «Настоящий Ак жол» и «Азат». Причем, его уход с поста председателя последней из этих партий привел к прекращению ее деятельности, что также показывает неустойчивость партий лидерского типа, привязанных к конкретным персонам.
Возвращение Абилова в политику началось с его активного участия в траурном митинге, проведенном 13 февраля в Алматы в память о погибших во время январских событий. Поскольку митинг был не согласован с акиматом города, бизнесмена привлекли к административной ответственности с выплатой штрафа. А спустя чуть более два месяца он с группой соратников объявили о создании партии «Bizdin Tandau». При этом ими представлена довольно обширная политическая платформа, сочетающая в себе идеи либерально-демократического и национально-патриотического характера.
В последнем случае наиболее выделяются предложения о переименовании страны в Казахскую республику (Қазақию) и ее столицу – в Алаш-Орду. Булат Абилов также призвал к выходу Казахстана из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В качестве альтернативы предложено сближение с другими тюркскими странами, включая сотрудничество в военной сфере. По линии же демократизации страны представители «Bizdin Tandau» выступают за принятие новой конституции, установление парламентской республики, построение экономики на принципах свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности и конкуренции, ликвидацию Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» и т.д.
Из всего этого понятно, что «Bizdin Tandau» рассчитывает заполнить вакуум на фланге легальной оппозиции. При этом среди ее инициаторов присутствуют Рысбек Сарсенбай и Бэлла Орынбетова. Последняя из них еще в 2019 году заявила о создании движения «Respublika» с перспективой преобразования в партию. Однако, судя по всему, эффект новичка на публичном поле не сработал на мобилизацию необходимого количества потенциальных сторонников. Поэтому оптимальным решением «республиканцев» стало вхождение в команду более авторитетной и располагающей необходимыми ресурсами для создания партии персоны.
Еще более оппозиционной является инициативная группа по созданию по созданию партии «Алға, Қазақстан!». Ее руководитель Жасарал Куанышалин известен как один из лидеров Гражданского движения Казахстана «Азат», активно проявившего себя в 1990-х гг. Однако в 2008 году он, будучи членом президиума Демократической партии Казахстана «Настоящий Ак жол», не согласился с ее переименованием в «Азат» и покинул ряды партии. В ноябре 2010 года Куанышалин заявил о намерении баллотироваться в президенты страны, но выдвигать свою кандидатуру на досрочных президентских выборах, прошедших 3 апреля 2011 года, не стал, назвав их незаконными и абсурдными.
Продолжительное время Жасарал Куанышалин тесно взаимодействовал с незарегистрированной партией «Алга!», хотя и не входил в состав ее руководства. Из-за аффилированности с известным бизнесменом и политэмигрантом Мухтаром Аблязовым эта партия не получала регистрацию, а в 2012 году вообще была запрещена в судебном порядке как «экстремистская организация». При всем этом политическую и информационную поддержку Аблязов и Куанышалин открыто оказывают друг другу до сих пор.
Судя по всему, именно это обстоятельство повлияло на недавнее торможение процедуры регистрации партии «Алға, Қазақстан!» в минюсте. Власти вполне могут опасаться попытки очередной легализации сторонников Аблязова после запрета в судебном порядке движений «Демократический выбор Казахстана» (воссоздан в 2018 г. – прим.) и «Көше партиясы». Но и какого-либо прессинга в отношении инициаторов создания «Алға, Қазақстан!» не наблюдается. Поэтому, чем в итоге завершится ситуация вокруг этой партии, пока не ясно. Нигде пока не обнародована и ее четкая политическая позиция. Единственно, судя по заявлениям Куанышалина, она выступает за восстановление Конституции РК 1993 года и выход Казахстана из ЕАЭС и ОДКБ.
Свою политическую партию создает еще один достаточно активный в прошлом политический деятель Уалихан Кайсаров. В его послужном списке 1999-2016 гг. находятся депутатство в Сенате Парламента РК, попытки создания Казахстанской партии социальной защиты «Абырой», баллотирование в президенты страны на выборах 2005 и 2011 гг., участие в парламентских выборах 2012 и 2016 гг. по спискам лояльной Демократической партии «Әділет» и оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии. Причем в 2011 году, являясь членом президиума политсовета объединенной тогда ОСДП «Азат», Кайсаров выдвинул свою кандидатуру на пост главы государства самостоятельно и вопреки отказу партии от участия в данных выборах. За это он был исключен из ее рядов, что, впрочем, не помешало ему вернуться уже просто в ОСДП позже.
Поскольку сейчас Уалихан Кайсаров занимается созданием новой партии, ряды социал-демократов он, видимо, снова в какой-то момент покинул. Причем в феврале этого года в интервью газете «Общественная позиция» («ДАТ») он назвал партию «Алаш жолы», а позднее на своей страничке в Фейсбуке – «Алаш Орда». Какой-либо иной открытой информации об этой партии и ее политической повестке пока не наблюдается. Возможно, Кайсаров и его соратники заняты сейчас решением организационных вопросов. В то же время позиция самого лидера остается критической по отношению к действующему руководству Казахстана и его политике. Разве что менее жесткой и активно проявленной, чем у тех же Абилова и Куанышалина.
Создание еще одной партии под эгидой движения «Ел мен Жер» недавно анонсировал его лидер Балташ Турсумбаев. Его политическая карьера в суверенном Казахстане делится на две части: высокопоставленный чиновник до января 1999 года и общественно-политический деятель оппозиционного толка – после. Продолжительное время он был членом президиума ОСДП, но покинул ее ряды в силу внутрипартийных разногласий. Примечательно, что Турсумбаев вместе с Рысбеком Сарсенбаем, Гульжан Ергалиевой и другими активистами образовали осенью 2020 года движение «Ел бірлігі», переименовав его позднее в «Халық билігі». Учитывая же теперь участие Сарсенбая в создании партии «Bizdin Tandau», а Турсумбаева – партии «Ел мен Жер», деятельность данного движения, видимо, следует считать завершенной.
Что касается «Ел мен Жер», то, по словам его лидера, оно тоже было образовано в 2020 году и, в частности, активно выступало за проведение земельной реформы. Создаваемая на его основе партия обозначена как социально-демократическая, но пока без четкой политической позиции. Правда, сделаны акценты на возврат Конституции РК 1993 года, введение выборности акимов всех уровней, усиление борьбы с коррупцией, формирование здоровой и сильной духом нации и превращение Казахстана в цивилизованную и развитую страну. В то же время, по словам Турсумбаева, количество инициаторов создания партии «Ел мен Жер» составляет 60 тыс. человек. В связи с этим они вполне готовы начать процедуру прохождения государственной регистрации.
Наконец, в очередной раз заявил о себе еще один известный общественно-политический деятель Мэлс Елеусизов. В недавнем комментарии интернет-журналу «Vласть» он сообщил о том, что занимается подготовкой необходимых документов для создания и регистрации экологической партии «Табиғат». Но, скорее всего, приступит к этому процессу с обновлением законодательства о политических партиях. Общеизвестно, что с инициативой создания данной партии Елеусизов периодически выступает с 1993 года, а в 2006 году в Алматы было даже проведено учредительное собрание с принятием программы и устава партии. Однако, каких-либо конкретных шагов по дальнейшей ее регистрации в минюсте предпринято не было. Проведенная же в октябре 2019 года пресс-конференция с очередным заявлением о намерении создать партию «Табиғат», скорее всего, стала ответом потенциальным конкурентам из Экологического альянса «Байтақ болашақ».
Мэлс Елеусизов также известен своим участием в качестве кандидата в президентских выборах 2005 и 2011 гг. Правда, он практически не использовал это участие в интересах создания своей партии, включая мобилизацию потенциальных сторонников. Не исключено, что он и его периодически меняющиеся соратники не имеют финансовых и иных ресурсов, необходимых для достижения рассматриваемой цели. Однако непоследовательность Елеусизова серьезно обесценивает саму идею по образованию и деятельности в Казахстане экологической («зеленой») партии. По крайней мере, более перспективными в положительном решении этого вопроса представляются инициаторы создания партии «Байтақ».
Комментариев пока нет