Новые правила грузоперевозок в РК: китайские товары не доедут до Европы? - Exclusive
Поддержать

Новые правила грузоперевозок в РК: китайские товары не доедут до Европы?

В Казахстане вступают в силу новые правила для международных грузоперевозчиков. Работники сферы возмущены и утверждают, что писали их люди, которые не понимают, как происходит перевозка грузов между странами. Причем за несоблюдение формальных предписаний грозят жесткие ограничительные меры. Результатом этих новшеств может стать полный коллапс системы грузоперевозки – а от этого пострадают не только сами работники сферы, но и заказчики в Европе, России, Турции и Китае.

Новые ограничения

Костанайские транспортные компании высказались о новых Правилах разрешительной системы автомобильных перевозок в РК в международном сообщении, которые утвердили в июле 2024 года. И в большинстве своем мнения перевозчиков негативные. С ними согласны и их коллеги из других регионов. Новые правила, подчеркивают бизнесмены, приведут к кризису всей отрасли.

Сама подача заявок на получение бланков разрешений, так называемые «дозвола», остается прежней – через портал Е-license. Готовые документы нужно будет так же забирать в ЦОНах. Однако новые правила предполагают ужесточение наказания за нарушения в использовании этих бланков.

Так, после получения дозвола грузоперевозчик должен отправить свой транспорт за пределы Казахстана в течение 30 дней. Этим же сроком обозначен возврат бланка в транспортную инспекцию уже после возвращения в Республику. Если сроки эти соблюдаться не будут, подчеркивают в областной транспортной инспекции, то вводятся ограничения в выдаче бланков на грузовые авто бизнесмена до полугода. При этом, если нарушения будут иметь регулярный характер, то меры наказания ужесточаются – вводятся ограничения не только на авто, но и на самого перевозчика.

Еще одно важное изменение – заявки на каждый автомобиль теперь нужно подавать отдельно. Причем в базу данных вбивается не госномер, а VIN-код техники. Кроме того, ограничили и выдачу бланков на каждую машину, которые будут напрямую зависеть от наличия свободных дозволов. Причем заменить полученный бланк можно только до выезда автотранспорта за границу, а дефицитные дозволы и вовсе заменить никак нельзя.

– Бывали случаи, когда перевозчик передавал бланки другим перевозчикам. Теперь будут наказывать и того, кто передал документ и того, кто его взял. Вводятся шестимесячные ограничения на выдачу бланков. В новых правилах ограничения ставятся на автотранспорт. Даже после продажи транспорта новый хозяин не сможет его эксплуатировать пока не истечет срок ограничений, – подчеркивают в транспортной инспекции Костанайской области.

Почему против?

Костанайские предприниматели, в свою очередь, заявляют, что правила написаны людьми, которые, по их мнению, мало представляют, как осуществляются международные перевозки грузов автомобильным транспортом.

– Многие из нас едут в Китай, а потом в Европу. Прежде чем поехать в Китай, мы берем дозвол Литвы, а когда едем в Германию – документы для Латвии, Польши, Бельгии. Заезжаем в Китай, а они мне говорят: «Мы тебя грузить не будем, у тебя есть груз для России». От нас это не зависит. РФ ввела санкции, китайцы приостановили отгрузку товара для Европы. Я в таком случае сдаю дозвола и еду в Россию. Раньше эти же документы потом мог использовать другой перевозчик. А если будут вносить в бланк имя получателя и данные авто, то ни я не смогу поехать, ни другой по этому бланку выехать не сможет. Машину просто заблокируют по независящим от нас обстоятельствам. Кому это выгодно? – сетует руководитель транспортной компании Алдан Менкеев.

По словам бизнесмена, новые правила содержат только ограничительные меры. К примеру, пункт, согласно которому перевозчик обязан после получения иностранного бланка разрешения выехать с территории РК. В случае, если транспортная компания сдала бланки неиспользованными, VIN-код авто этого перевозчика блокируют, как и всю транспортную компанию.

– По моему мнению, человек вправе использовать свое имущество в предпринимательской деятельности, а государство уже налагает на него ограничения. Я не знаю, как эта норма прошла через юстицию? Эти правила за три года переписывались уже три раза. О чем это говорит? О некомпетентности тех, кто их пишет, – подчеркивает он.

По мнению бизнесменов, в итоге в правилах оказались не учтены форс-мажорные обстоятельства, которые так или иначе возникают в дороге. И зачастую причинами их становятся вовсе не сами грузоперевозчики. Ограничение действия документа в 30 дней однозначно, отмечают эксперты, станет причиной многих трудностей.

– Я еду в Турцию, гружусь с Омска. Получаю сначала дозвола. Выехал в Россию. Зафиксировали выезд. С Омска заехал через Петропавловск, Казахстан в данном случае я прохожу транзитом. Но отсчет уже пошел, хотя я только поехал в основной рейс. База этого не учитывает. Я доезжаю до Турции, а мне нужно сдавать дозвала. У меня же ограничения. И это будет с каждым, поверьте. Эти правила написаны против нас. Не пройдет и два месяца, как мы все встанем, – подчеркнул Алдан Менкеев.

Как отмечают грузоперевозчики, нередко во время рейсов на Европу грузоотправитель сам определяет маршрут транспорта, который не всегда совпадает с бланками у водителя этой техники. До прошлого года больших проблем этим не было – можно было вернуть дозвол без штрафов. По новым правилам такой возможности у транспортной компании нет.

– А если машина поломалась? Она на гарантии. Ожидание нового двигателя до 5 месяцев. Что будет с бланками за это время? – добавляют другие перевозчики на совещании.

Костанайские грузоперевозчики подчеркивают, что новшества приведут их бизнес в тупик, так как однозначно увеличивают риски потери права использования транспортных средств в международных перевозках, лишают гибкости в операционной деятельности, рабочих мест, ухудшают инвестиционную привлекательность транспортной отрасли страны и снижают конкурентоспособность казахстанских перевозчиков на международной арене. Все остальные доводы более подробно представители транспортных компаний изложили в протоколе, который подписали более 45 бизнесменов. Этот документ через Палату предпринимателей Костанайской области отправили в Нацпалату.

Татьяна Мороз




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *