Новый Налоговый кодекс убьет и без того слабую экономику Казахстана - Exclusive
Поддержать

Новый Налоговый кодекс убьет и без того слабую экономику Казахстана

Казахстан входит в десятку стран с самой сложной налоговой системой. Предприниматели, работающие в белую, вынуждены платить 43 налога, сдавать 221 отчет в 23 информационных системах, иногда содержащие дублирующие данные. Плюс 18 неналоговых платежей (утилизационный сбор, пенсионные и социальные отчисления, обязательное медицинское страхование и пр). Принятие нового Налогового кодекса сделает ситуацию еще хуже.

Таковы выводы независимого исследования налоговой и регуляторной системы Казахстана, которое провели эксперты аналитического центра CASE-Ukraine при поддержке региональной программы «Улучшение деловой среды в странах Центральной Азии» (IBECA).

С высоты птичьего полета

В ключевых международных рейтингах, в частности, рейтинге Всемирного Банка по качеству государственного управления Казахстан выглядит сравнительно неплохо по сравнению с соседями по региону: Узбекистаном, Россией, Таджикистаном. Но если сравнивать нас со странами, которые ориентируются на Европейский Союз, то картина другая. Та же Грузия по большинству показателей уже значительно опережает Казахстан, не говоря уже о таких странах, как Вьетнам или Малайзия.

Но главная проблема в том, что уровень нашего благосостояния зависит исключительно от продажи сырья. Это сомнительное преимущество постепенно будет утрачиваться за счет развития альтернативных источников, а значит, уже вчера надо думать о развитии других сфер экономики и малого среднего бизнеса в первую очередь.

При том, что доля МСБ достаточно высока – 33,5%, но позитивная динамика (19%) по росту численности малого бизнеса скорее всего связана с реакцией бизнеса на снижение на треть порога для обязательной постановки на учет по НДС.

И здесь Казахстан идет в обратном направлении. Весь мир сейчас для поддержки малого бизнеса и стартапов повышает порог регистрации. С 2025-го года в странах Евросоюза вступает в силу так называемая схема НДС для малого бизнеса. Она позволит 28 странам ЕС поднимать порог регистрации для малого микробизнеса до 85 000 евро.

Особенность нашей экономики в том, что доминирующими видами деятельности является оптово-розничная торговля и услуги (более 50%) и почти 90% из них осуществляют деятельность в форме индивидуального предпринимательства. Но, как правило, предприниматели делают выбор в пользу упрощенных режимов налогообложения несмотря на то, что экономически выгодным является общеустановленный режим. Но он является самым сложным в администрировании, что создает барьер для укрупнения игроков на рынке.

Вторая особенность – высокая доля неформальной экономики, которая по самым оптимистичным оценкам составляет не менее 20%.

Налоговое законодательство – вечно новое, вечно молодое

Все 30 лет наше налоговое законодательство непрерывно реформируется, а полностью оно менялось уже трижды. В последний документ уже внесено более 50 пакетов правок.

Сейчас те предприниматели, которые работают в белую, вынуждены платить 43 налога, сдавать 221 отчет, 23 информационные системы, иногда содержащих дублирующие данные. Плюс 18 неналоговых платежей (утилизационный сбор, пенсионные и социальные отчисления, обязательное медицинское страхование и пр).

Конечно, это очень много. Если сравнить в этом смысле нашу налоговую систему с другими странами, то в мире, может быть, наберется не более 10 стран с такой сложной налоговой системой. Но большинство из этих государств — США, Великобритания, Сингапур – сверхразвитые, технологические и развитые экономики. Говоря иными словами, Налоговый кодекс Казахстана как «обогнал» текущее состояние как экономики, так и развитие общественных институтов.

К счастью, видимо, в Акорде есть понимание тех рисков, которые это несет. Поэтому президент дал поручение разработать новый Налоговый кодекс, в котором обозначено несколько важных направлений: улучшение налогового администрирования, акцент на цифровизацию и внедрение механизма единого окна. Это достаточно хороший тренд, в рамках которого можно действительно создать эффективную налоговую политику.

Надо признать, что в нашей стране за короткий промежуток апробировано огромное количество передовых фискальных идей. Однако это привело к тому, что наше налоговое законодательство постоянно росло в размерах и сложности, что губительно для таких слабых экономик как наша. И уж тем более, в таком виде оно по определению не могло стимулировать экономический рост.

Общеизвестно, что, как минимум, для микро и малого бизнеса жизненно необходима примитивная налоговая система, чтобы отвлекать минимум времени и средств у налогоплательщиков. Это означает, что новый Налоговый кодекс, включая общую систему и специальные режимы налогообложения нужно не усложнять, а наоборот, упростить. По данным министерства финансов РК из 8 миллионов предпринимателей массово используются только два из семи специальных режимов: упрощенная декларация и специальный налоговый режим для крестьянских и фермерских хозяйств.

Еще одним последствием внедрения различных налоговых практик и правил стало то, что наше налоговое законодательство меняется с огромной скоростью. Последняя версия НК за шесть лет претерпела более 50 пакетов правок. По мировым меркам это высочайшая правовая турбулентность. Малому бизнесу крайне сложно отслеживать все изменения.

Откуда налоги?

Можно предположить, что с каждым разом НК становится все более эффективным. Но цифры говорят обратное. Например, в 2013 году отмечается наименьшее количество привлечений бизнеса к административной ответственности и наибольший размер ответственности предпринимателя в денежном выражении, что может свидетельствовать о большей эффективности налогового законодательства. А вот поступления в бюджет от административных штрафов (млрд. тенге) выросло с 35,5 млрд. до 114 млрд. в 2022 году. И это в условиях моратория на проверки! В то же время нельзя сказать, что изменения в НК принесли значительные дивиденды в бюджет. Если сравнивать этот показатель со странами ОЭСР, то у них он в среднем составляет 42%, а у нас – двое меньше. Впрочем, он выше даже у наших стран-партнеров по ЕАЭС – в Беларуси это больше 27%, в России 34%. То есть полтора раза больше, чем мы собираем.

Если посмотреть структуру доходов государственного бюджета, то с 2010 года 68% составляют налоги, а остальное – трансферты из Национального фонда. И несмотря на все декларации этот тренд ежегодно растет.

Если говорить о структуре налоговых поступлений, то их большую половину составляют КПН и НДС. При этом, 42% всех налоговых поступлений, которые идут в государственный бюджет и Национальный фонд, формируются за счет 20-ти компаний. А ведь у нас более 2 миллионов субъектов бизнеса.

Во многих странах НДС собирают при такой же ставке гораздо больше и это явно вопрос администрирования, о чем эксперты говорят уже многие годы. Что касается влияния порога НДС на количество плательщиков, то бизнес идет по пути дробления, чтобы его попросту избежать. И еще один интересный факт – до 40% всех предпринимателей сдают нулевую декларацию. Что касается ИПН, то в развитых странах его собирают больше, чем НДС и КПН и это говорит только о том, что официальные зарплаты у нас по-прежнему платить не выгодно. Но даже при этом, их доля в последние годы сокращается.

В целом же, анализ говорит о том, что из 9 млн. экономически активного населения минимум 2 млн. человек практически живут фактически в тени, поскольку их доход ниже прожиточного минимума. Между тем, если бы эти люди получали стабильный средний доход, бюджет получил бы дополнительно около полутриллиона тенге.

Фискалы знают, что повышение налоговой нагрузки и увеличение ставок – далеко не одно и то же. В то же время, исследование Всемирного банка говорит о том, что потери доходов от неэффективных налоговых льгот составляли 7-8% от общего объема ненефтенных налоговых поступлений. Только в 2022 года это было больше триллиона тенге. При этом, основными получателями налоговых льгот были крупные компании. Эти вывод подтверждает и Высшая аудиторская палата – упущенные доходы бюджета за последние 4 года составили порядка 30 триллионов тенге. В том числе и за счет 277 налоговых льгот.

Еще один резерв – сокращение теневой экономики, из-за которой теряется по разным оценкам от 2,5 до 4,9 триллиона или 3,6-6,6% ВВП ежегодно. Если добавить сюда 420 миллиардов в тенге неэффективных расходов (данные ВАП), то становится ясно, что наш скудный бюджет имеет хорошие резервы для пополнения. И это точно будет намного больше, чем предполагается получить от повышения ставки НДС.

Вот уже десять лет у нас очень сильно сокращается именно средний бизнес, который в мире называют становым хребтом экономики. И есть все основания полагать, что это целиков «заслуга» налоговиков, которые заставили бизнес буквально мельчать и дробиться.

В проекте нового Налогового Кодекса есть разные новации – с отрицательным и положительным вектором. Но совершенно очевидно одно – они не решают всех выше перечисленных системных вопросов нашей экономики. По крайней мере, они точно не будут стимулировать рост внутреннего производства товаров и услуг, не повысят сложности экономики, не изменят структуру доходов бюджета. И это может иметь фатальные последствия.

Максат Нурпеисов




10 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Точнее не бывает ,очень конкретно. А старикам ип вообще вдвойне тяжело,не понимают сложностей гаджетов,телефонов со всякими приложениями

  2. Кто хоть 1 раз открывал ИП и сталкивался с налоговой больше никогда не захочет этого делать.Ошибка бухгалтера на 1 тг и арест счетов в банке на 2 недели после исправления ошибки.Невозможность выезда из страны.Второго раза после закрытия уже точно не будет

  3. Ия солай болып тұр. Барлық ауыртпалықты кәсіпкерге аударып қойып заңды жұмыс істе дегені қызық екен.
    Таңертеңнен сағат 8 ден кешкі скғат 8 ге деиін жұмыс істеп напақасын тауып бала шағасын әрең асырап жүрген кәсіпкерді салықты былай төле , аудар болмаса бухгалтер жалда оған да 85000 теңге айлық, тазалықты сақта жұмысшы ал оған да 85000 теңге айлық, 8 сағат жұмыс күнін сақта оған жұмысшы жалда 85000 теңге айлық төлеп ж.т.б кәсіпкердің миына кіріп шықпайтын заңдылықтарды кәсіпкерке итермелеп жанған оттың көсеуі болып отырғанша опв, со,восмс,осмс,п/н,ипн, вопв ж.т.б салықтарды тықпайлай бермей неге бір салық етіп қоймайды. Айта кететін жағдай тым болмаса восмс пен оспмс тің не қажеті бар екен. Тегін мед қызметке кәсіпкердің қолы жетпейді және уақыты да жоқ.

  4. Очень высокий банковский налог 2-3%,в Америке он 0,3%,почему у нас такой завышенный? Медицинское обслуживание, за которое с нас берут деньги,ужасное!Обратилась в поликлинику,чтобы попасть к специалисту,надо сначала прийти к терапевту,терапевт может принять только через неделю!!!!!А за это время можно просто умереть от боли!!!Пошла в платную клинику!!!И так во всем….Куда бы не пошел,мы не защищены ни в чем!Я согласна платить налоги,но….Кто мне должен ответить,когда мои права не соблюдаются?Где моё любимое государство?

  5. Да и молодых эти налоговики давят и простые граждане платят по чему то налоги за крупные магазины и фирмы убивают народ как могут

  6. Правительство Казахстана целенаправленно загоняет народ в нищету и устраивает диктаторский надзор. Всё как в средневековье кароль собирает подать увеличивая год от года, а чтобы народ не возмущался и не поднимал голову ужесточают и увеличивают штрафы. Для устрашения устраиваю показательные казни и порки как прошлогодние январские события

  7. Абсолютно верно!
    У нас очень не эффективное налоговое законодательство для малого и среднего бизнеса!!! Налоговый Кодекс меняется в геометрической прогрессии!!! Предприниматели должны работать или изучать бесконечные пилотные проекты
    ???

  8. […] подумаем об этом завтра, которое может не настать», «Новый Налоговый кодекс убьет и без того слабую экономи…», «Расул Рысмамбетов: Мы теряем свободу воли в […]