Нур-Султан: центр северной Евразии или город для чиновников? - Exclusive
Поддержать

Нур-Султан: центр северной Евразии или город для чиновников?

Город, выросший в степи за пару десятков лет, выбрал себе амбициозную цель: стать, ни много, ни мало, “бизнес-хабом” Центральной Азии. Но при пессимистичном сценарии он может остаться городом для чиновников.

Нур-Султан пытаются позиционировать как центр северной Евразии. В этом смысле есть несколько трендов в пользу такого вектора. Во-первых, это тренд на регионализацию, который стал особенно активен на фоне пандемии и российско-украинского конфликта. По сути, это означает концептуальную перестройку финансово-логистических потоков в Центральной Азии с учетом того, что в новых условиях становится еще более актуальным прохождение самых важных транспортных коридоров в Пакистан и Индию через наш регион, где, по прогнозам Boston Consulting Group, через 20 лет будет проживать порядка 100 миллионов человек. И уже сейчас понятно, что Казахстан будет играть ключевую роль в привлечении инвестиций и освоении этого рынка. С этой точки зрения у Нур-Султана есть сильный географический потенциал, который может быть конвертирован в развитие по оси Центральная Азия — Монголия — и западный Китай, а также регион Кавказа, и Закавказье.

Развитие Нур-Султана, как города-хаба северного макрорегиона Казахстана, обеспечивающую продуктивную трудовую занятость и благоприятную среду жизни населения, отражено в Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны, где столице отводится роль центра, связывающую по лучевому принципу все макрорегионы Казахстана.

Ставка на деловой туризм.

После долгих метаний столица, климат которой считается одним из самых суровых в мире, решила, что она будет развивать деловой туризм в своих многочисленных пафосных и не очень отелях, где проходят выставки, конгрессы, конференции и пр.

Инфраструктура для этого создана: есть современный аэропорт, способный принимать и обслуживать любые типы самолетов и пассажиропоток более восьми миллионов пассажиров, 229 отелей различной звездности, сотни ресторанов, более 100 конгрессно-выставочных объектов, площадь которых составляет более 50 тысяч квадратных метров. Все это при эффективном использовании может стать драйвером роста делового и событийного туризма.

Нур-Султан стал первым и пока единственным в Казахстане городом-членом Международной Ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), включающей более 950 членов (компаний и организаций) в 88 странах мира. В итоге в столице проходят десятки международных конференций и форумов, а в этом году в сентябре планируется съезд мировых религий.

Но проведение международных мероприятий – дело затратное и хлопотное, хотя организаторам и в целом стране это приносит большой доход. К примеру, в 2023 году акиматом Нур-Султана запланировано проведение пяти международных мероприятий, которые привлекут в страну более двух тысяч делегатов и обеспечат доход экономике города в сумме более двух миллионов долларов США. Эта цифра складывается из общих расходов делегатов, которые тратили в среднем 1 438 долларов каждый при посещении страны, начиная от проживания в отеле, транспорта, питания, до приобретения дополнительных услуг и сувенирной продукции.

Как правило, мероприятия также генерируют доход в местную экономику через аренду и оформление помещений, услуг технических специалистов, переводчиков, таким образом поддерживая локально от 100-200 рабочих мест.

Самыми частыми туристами в столице Казахстана являются жители России – только за первый квартал 2022 года Казахстан посетили 10 тысяч россиян, на втором месте – граждане Турции. В топ-10 входят также жители Германии, Китая, ОАЭ. При этом самыми высокооплачиваемыми туристами Казахстана являются жители Поднебесной, которые, судя по карточным платежам, тратят от ста и более тысяч тенге в сутки.

Словом, интерес к Казахстану на международной арене растет. За 2019 год Нур-Султан, занимавший 335-е место в 2018 году, поднялся на 221-е место в мировом рейтинге в 2019 году. И хотя пандемия внесла свои коррективы, людям интересно посмотреть своими глазами на то, во что превратился Казахстан как наследник СССР.

Власти столицы поставили перед собой амбициозную цель – войти в топ-100 рейтинга ICCA. Для этого необходимо проводить не менее 30 мероприятий международных ассоциаций. Для ее достижения брошены все силы и потенциал МФЦА (Международный финансовый центр “Астана”), Nazarbayev University, ассоциации KAZENERGY и НПП “Атамекен”, и конечно, правительства.

К слову, еще одним перспективным направлением развития отрасли в столице является медицинский туризм. Наличие современного медицинского кластера, оказывающего высокотехнологичные медицинские услуги, развитая сеть современных медицинских клиник, стоматологических, косметологических и эко центров и многое другое. Шесть клиник г. Нур-Султан сертифицированы международной аккредитационной комиссией JCI (Joint Commission International), которая является золотым стандартом качества медицинских услуг и безопасности пациентов. Основной поток медицинских туристов идет из стран Узбекистан, Россия, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан.

Впрочем, официальная статистика не учитывает многочисленных гостей столицы, которые размещаются в съемных квартирах, а среднее количество времени, проводимое туристами в столице, составляет около полутора суток. И конечно, высокие цены при низком качестве услуг и инфраструктуры.

Тем не менее, за четверть века численность населения столицы выросла в четыре раза и сегодня составляет более 1 200 миллиона жителей. К 2050 году предполагается, что столичное население составит 3 миллиона жителей (12 % населения страны).

Ежегодно население столицы Казахстана увеличивается на 40-50 тысяч человек, а это требует строительства новых поликлиник, детских садов, школ и жилья. На сегодняшний день в городе есть130 школ. За счет высокого темпа миграции и естественного прироста с 2010 года контингент учащихся увеличился в 2,6 раза, с 74 тысяч до 193 тыс. Дефицит — 26 тысяч мест, четыре школы с трехсменным обучением и 14 школ с переуплотненным режимом работы. По прогнозу в ближайшие 5 лет прибытие составит более 80 тыс. детей. Акимат, чтобы избежать коллапса, планируют построить до 2025 года 67 школ. Большая часть из них будет возведена в рамках ГЧП и за счет частных инвестиций.

Уже много лет столица удерживает первенство по темпам строительства. В 2020 году построено 3,079 млн кв м жилья. В этом плане показатели Алматы немного скромнее – 2,4 млн кв м.

Нур-Султан также стремится стать «Умным городом». Делается это по госпрограмме «Цифровой Казахстан», в которой обозначено шесть ключевых направлений: образование, здравоохранение, безопасность, архитектура, ЖКХ и транспорт. Некоторые smart-проекты уже реализованы. К примеру, мобильное приложение Smart Astana предоставляет более 70 сервисов (государственные и городские услуги, коммерческие сервисы, платежи). Количество скачиваний мобильного приложения более 247 тыс., а количество уникальных активных пользователей более 7,5 тыс в месяц.

За последние двадцать лет уровень урбанизации в стране увеличился с 53% до 58%. Нур-Султан, наряду с Алматы и Шымкентом, становятся точками экономического роста и миграционного притяжения.

В 2020 году города Нур-Султан и Алматы, где суммарно проживают около 18% населения, обеспечили 30% всего национального ВВП и 12% от всех экспортных операций в стране, однако, в этих городах стоимость жизни составляет 190% и 240% соответственно по отношению к среднему уровню по стране. Это может являться причиной более низкого уровня урбанизации, если сравнивать со странами ОЭСР. В таких странах как США, Канада и РФ доля населения проживающих в городах составляет 82%, 81% и 74% соответственно.

Однако, в Казахстане в связи с массовым притоком сельского населения в города возникает вопрос о качестве урбанизации: состояние общественный транспорт, доступное жилье с высоким уровнем удовлетворённости жилищными условиями, устаревшие инженерно-социальная инфраструктура, загрязнение воздуха.

В этом контексте у столицы есть как очевидные преимущества, так и уязвимости. К сильным сторонам можно отнести тот факт, что, являясь административным, политическим и событийным центром государства, город стал площадкой для проведения общегосударственных и международных мероприятий. В этом смысле Нур—Султан может стать управленческим центром макрорегиона в целом. Не последнюю роль играет и наличие объектов с особым правовым статусом: образовательного кластера (Nazarbayev University) и специальных экономических зон, а также МФЦА.

В то же время, мегаполис все еще не решил проблему устойчивости своей экономической модели и, как следствие, низкой инвестиционной привлекательности. Кроме того, высока доля государственного и квазигосударственного сектора.

Являясь магнитом для мигрантов, столица не имеет эффективной системы учета прибывающего населения. Это порождает проблемы, связанные с дефицитом инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры и возможностями адаптации значительной части групп населения, не имеющих навыков, востребованных в городе. Ключевой проблемой остается несоответствие градостроительной политики и регламентов природно-климатическим условиям города.

Безусловно, город должен стать центром креативной экономики, создающей стоимость на знаниях, компетенциях и инновациях, одним из ключевых компонентов которого и есть деловой туризм. В городе растет количество инновационных компаний и складывается кластер креативной экономики. Идет процесс «приземления» новых университетов и образовательных центров. Для участников СЭЗ предусмотрены налоговые и таможенные льготы. Более того, существуют упрощенный порядок найма иностранной рабочей силы и бесплатная выдача земельного участка на срок до 10 лет. Стоит отметить, что рост значимости «зеленой» экономики также может сыграть свою роль в росте инноваций и развитии альтернативных источников энергии.

Что касается использования потенциала внешней миграции для привлечения талантов то глобальное повышение мобильности населения создает возможности по привлечению мобильных высококвалифицированных профессионалов, предпринимателей и талантов с Евразийского макрорегиона.

Но есть объективные препятствия для реализации подобной стратегии, главным из которых можно назвать удаленность от основных глобальных рынков и низкая технологическая сложность экспортируемых товаров. В силу большой территории страны и центрального расположения, Нур-Султан находится вне основных торговых потоков, центров производства и потребления. В связи с этим внешняя торговля для города является в основном трудоемкой и затратной. Более того, в экспорте товаров города преобладают товары с низкой технологической сложностью, которые создают малую добавленную стоимость.

Кроме того, текущий анализ благосостояния населения выявил ухудшающуюся динамику. Сохраняется двукратный разрыв между среднемесячной и медианной заработной платой. Занятое население сосредоточено в отраслях с низкой и средней заработной платой. Увеличение доли расходов на продовольственные товары указывает на «обеднение» населения. Доступность жилья остается крайне низкой. На данный момент присутствуют признаки структурной безработицы. В городе нет проблем с количеством рабочих мест, но есть проблема с их качеством и разрывом между компетенциями жителей и их ожиданиями по заработной плате. Необходимо изменить структуру экономики города: увеличить количество новых и развить существующие сектора, создающие качественные рабочие места. Сильное влияние квазигосударственных и сырьевых компаний сдерживает диверсификацию рынка. Экономика города все еще зависима от конъюнктуры цен на сырье, что создает риски для устойчивого развития.

В результате значительного роста выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, растет загрязненность воздуха, при этом показатели столицы значительно выше страновых.

Демография – это судьба

По оценкам экспертов, при различных сценарных прогнозах, зависящих от экономического развития, качества жизни и привлекательности для внешней и внутренней миграции население города может составить от 1,8 млн. человек в пессимистичном сценарии до 2,43 млн. человек в оптимистичном сценарии.

Прогнозная модель экономики города до 2050 года с учетом совокупности факторов, влияющих на развитие, была построена OxfordEconomics. Этими факторами являются цены на сырье, валютные курсы, процентные ставки и прочие макроэкономические параметры. Для прогноза использовались суммы добавленных стоимостей торгуемых и неторгуемых секторов, где учитывались темпы развития мировой экономики и страновые тренды.

По этим расчетам, к 2035 году при оптимистичном сценарии развития города ВРП составит 17,3 трлн. тенге, а к 2050 году– 43,3 трлн. тенге. Среднегодовой темп роста за 2017-2050 гг. составит 6,3%. Большая часть роста до 2050 года будет обеспечена за счет финансовых и бизнес услуг и потребительских услуг.

Годовой прогноз ВРП до 2025 года показывает, что среднегодовой темп роста также составит 6% в ближайшие 5 лет.

Прогноз ВРП г. Нур-Султана до 2025 года, трлн. тенге

Источник: OxfordEconomics и анализ Рабочей группы

Таким образом, у столицы есть разные варианты развития. Самый привлекательный, безусловно, это Нур-Султан – глобальный город. Это предполагает его тесную интеграциюв международные проекты, сопровождающуюся с ростом миграционного притока талантов из других регионов Казахстана и макрорегиона в целом. Город превращается в транспортный хаб макрорегиона и транзитной точкой торговых потоков, с широким доступом к иностранным инвестициям и развитой инфраструктурой. Безусловно, это потребует существенных инвестиции на улучшение социальной и коммунальной инфраструктуры, создание благоприятной среды для субъектов бизнеса и развитие специализированных факторов для секторов экономики будущего.

Второй, более умеренный сценарий предполагает дальнейший миграционный приток талантов за счет населения стран Центральной Азии. Однако привлечение качественного человеческого капитала будет иметь ограниченный эффект ввиду слабой интеграции в международные проекты. Этот сценарий также предполагает более низкий уровень иностранных инвестиций. Создание площадок для реализации международных проектов и концентрация офисов международных организаций повысят привлекательность столицы.

«Нур-Султан» – город чиновников»

Это сценарий наиболее пессимистичный – неготовность города к приему новых талантов извне и слабая международная интеграция. Медленный миграционный прирост по причине низкого качества жизни негативно скажется на общих демографических показателях. Слабая интеграция в рамках международных проектов будет консервировать неторгуемый характер экономики города.

Единственным потребителем в городе будет выступать государственный сектор, что не будет способствовать развитию и диверсификации экономики города. Преобладание государственного аппарата будут оказывать высокую нагрузку на бюджет, который будет иметь несбалансированный характер ввиду низкой доли налоговых поступлений от частного сектора.

Таким образом, у столицы есть все шансы стать центром принятия решений в регионе, но это потребует пересмотра всей концепции внутристранового и регионального развития мегаполиса. Вопрос только в том, сможем ли мы воспользоваться этим шансом.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *