Нурбулат Масанов – промелькнувший метеор казахстанской политики
Ему, как и многим другим, не дали реализовать в полной мере свой политический потенциал. Его не хватает особенно сегодня, – говорят о нем. Сегодня, в условиях идеологического вакуума, стало особенно ясно, какой долгосрочный эффект имеет зачистка политического поля. К сожалению, эта традиция все еще продолжается. А тем временем, молодое поколение не только не помнит, а просто не знает профессора Нурбулата Масанова – политика и политолога, историка и этнолога, публициста и просто настоящего Гражданина.
Не мифологизированная история
Нурбулат Масанов был прирожденным историком и этнологом в прямом смысле слова. Его отец, Эдигей Масанов, несмотря на свои молодые годы, являлся известным на весь Союз этнографом-практиком, но тоже ушел из жизни молодым. Его так же, как Шокана Уалиханова, называли «промелькнувшим метеором казахской науки».
После окончания университета Нурболат Масанов пошел на работу в Институт истории, археологии и этнографии АН Каз.ССР, пройдя путь от старшего лаборанта до старшего научного сотрудника. Уже в 32 года он становится ученым секретарем Академии наук, а к моменту развала СССР – докторантом Института этнологии и антропологии РАН. После чего переходит на работу в КазГУ (КазНУ имени аль-Фараби), где вскоре стал доцентом, а потом и профессором.
Здесь он оказался, что называется, в своей стихии – стал одним из самых «продвинутых» преподавателей, лекции которого приходили послушать не только студенты-историки, но и школяры с других факультетов. Они не были не только интересными и познавательными, но и заставляли делать то, что еще несколько лет назад было запрещено – думать, анализировать, конструировать выводы. А вот это уже становилось потенциально опасным для нарождающегося режима.
Кстати, профессор Масанов еще тогда, в первой половине 90-х, давал своим студентам семинарские задания о том, как они видят ближайшее будущее страны, с учетом, как он был уверен, развивающегося авторитаризма. Об этом же он писал и в многочисленных статьях в различных газетах (независимой прессы тогда было больше), комментировал в телепрограммах, говорил на «круглых столах». Примерно в это же время он стал самым первым и наиболее значимым политологом в истории современного Казахстана. Нурбулат Эдигеевич всегда мог найти «изюминку» в тех или иных событиях, которые оказывались не только верными, но и пророческими. И это, конечно же, не могло нравиться режиму и его тогда еще молодым носителям.
Но Масанов всегда и во всем выступал за объективность – касалось ли это политики или науки. Он действительно был многогранен, но его деятельность в политике, науке, политологии, общественной жизни и даже в спорте (футбол для него был настоящей страстью) всегда сводилась к одной формуле – быть объективным и относиться критически, а не эмоционально к любым процессам. В первую очередь, к науке – на волне «нового взгляда» на национальную историю, он вместе с некоторыми коллегами (в первую очередь, это Ирина Ерофеева) выступал против ее мифологизации.
Скрытый лидер
За это он и сам подвергался критике, которую воспринимал даже не с готовностью, а некоторой радостью, так как это давало возможность для полемики. Поговорка «В споре рождается истина» в данном случае не очень подходит – ведь консенсус не всегда является истиной, которую могут принять обе (если не больше) стороны. Тут до банальности просто – спор и полемика являются основой демократии, к которой мы тогда шли (или думали, что к ней идем) в ту пору. Поэтому открытие вместе с Сергеем Дувановым дискуссионного клуба «ПолиТон» стало логичным продолжением этой идеи, которую полностью разделял его друг и соратник.
Но это было немногим позже – в 2002 году. До этого Масанов успел многое сделать в политической, научной и общественной жизни страны. Так, в 1996-ом он становится соучредителем Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности – того самого «Бюро Жовтиса», без которого сейчас трудно представить правозащитное поле Казахстана. Наукой и культурой Масанов тоже не прекращает заниматься – с 1996 по 1999 годы он является членом правления фонда «Сорос-Казахстан», пишет труды по номадизму и его влиянию на современную историю, активно участвует в различных научных конференциях.
В качестве публициста на исторические и общественно-политические темы он, как говорят сейчас, создает тренды, которые нередко вызывают бурную, в том числе и критическую реакцию в обществе. Но это автор считает не только правильным, но и нужным – именно так должно формироваться «общественное мнение», а не его аморфность или сплошной «одобрям-с».
Одновременно Масанов принимает самое активное участие в жизни казахстанской оппозиции, желая того или нет, став одним из ее лидеров. Но, в отличие от многих соратников, у него не было политических амбиций – его взгляды сами вытолкнули его в лидеры, сделав тем, за которым могли бы пойти не только миллионы граждан, но и сами «большие оппозиционеры». При этом он бы с легкостью мог баллотироваться в президенты, если бы не один существенный минус – незнание казахского языка.
Тем не менее, с октября 1999 года Нурубулат Масанов становится сопредседателем Форума демократических сил Казахстана. В 2001-ом принимает активное участие в организации движения «Демкоратический выбор Казахстана», а с декабря того же года – президент Казахстанской ассоциации политической науки, главным инициатором которой был сам.
Выдавить Масанова
Теперь создается впечатление, что он знал о своем коротком сроке пребывание на этой земле, и поэтому стремился сделать побольше, став в итоге, как и его отец, «промелькнувшим метеором», но не только в отечественной истории и этнографии, но и в политике и политологии.
Очевидно, такая кипуча деятельность не могла понравиться властям, вплоть до Верховного. Масанова уволили из КазНУ, но наукой он заниматься не перестал. Его публикации в прессе вызывали критику, в том числе целенаправленную, а он как будто этого и ждал. Он много раз привлекался к административной ответственности, но бывали случаи, когда он сам сдавался в полицию, заявляя, что является организатором несанкционированных митингов. Были попытки уголовного преследования, различные провокации и то, что сейчас называется буллингом (но через печатные издания, в основном контролируемые Даригой Назарбаевой и Рахатом Алиевым, хотя с последним их объединял тот же футбол). Но казалось, что от этого Масанов все больше укреплялся в вере в необходимости менять страну изнутри.
Но в конце 2005 года – уже после убийства Заманбека Нуркадилова и одних из самых горячих президентских выборов – появляется противоречивая для восприятия новость. Позитивная ее часть сводилась к тому, что в Казахстане появился Институт культурного наследия номадов, а печальная – что его возглавит Нурбулат Эдигеевич, и, судя по всему, с условием ухода из политики.
Мы не знаем, кто и какими аргументами убеждали переговорщики (хотя на поверхности лежит личность тогдашнего министра культуры Ермухамеда Ертысбаева, который, якобы, содействовал появлению такого института) и чем пригрозили они Масанову. Равно как и не можем осуждать его за это выбор, хотя некоторые в то время и корили его за «слабохарактерность». Более того, этот его шаг можно считать победой, так как новый институт даже за то короткое время, когда его возглавлял Нурбулат Эдигеевич, сделал очень многое. И даже после его смерти, пока его не закрыли. Почему был ликвидирован – вопрос отдельный, и, как нам представляется, тоже с большой примесью политики, в том числе и касающейся взаимоотношений с Россией.
Загадки смерти
5 октября 2006 года все общество потрясла новость о скоропостижной смерти Масанова. Первая реакция – убили неугодного политолога, который хоть и ушел из политики в науку, но все равно представлял угрозу режиму. По официальной версии – последствия застарелой болезни, которую усугубила аллергическая реакция на какую-то еду. «Скорая» не смогла его спасти то ли из-за некомпетентности врача, то ли из-за отсутствия каких-то лекарств и элементарного оборудования. Как бы то ни было, можно (и нужно) констатировать, что его убила коррумпированная власть – ведь если бы «скорая» была укомплектована, если бы врач соответствовал требованиям, а… Впрочем, Нурбулат Эдигеевич, как и всякий историк, не особо жаловал сослагательное наклонение, поэтому обойдемся без «если бы…».
Вот что сказал Евгений Жовтис на панихиде по другу и единомышленнику 7 октября 2006 года:
«Он болел страной и в общем-то умер, как мне кажется, от того, с чем он и боролся – от нелепости, от глупости, от отсутствия порядка, от медицины, которая позволяет уходить человеку, у которого приступ астмы. Он боролся за цивилизованную, развитую страну. Сейчас для Казахстана это огромная пробоина. Это пробоина расширяется, она сначала была пробита Алтынбеком Сарсенбаевым, который был больше политиком и идеологом политических реформ. А теперь и Нурбулатом, который был по существу идеологом общественного развития».
Похоронили, кстати, Нурбулата Масанова рядом с Алтынбеком Сарсенбаевым, которого он пережил на восемь месяцев.
Также вы можете прочитать материалы по теме:
Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника противостояния двух коммунистов
Каратай Турысов: расплата за собственную позицию
Марат Оспанов: загадочная смерть реального конкурента Назарбаева
Ерик Асанбаев: тот, кто привел к власти Назарбаева, оставаясь у него в тени
Как Назарбаев устранил Сулейменова не огнем и водой, но медными трубами
Как Назарбаев избавлялся от политических конкурентов.
5 Комментариев
[…] Нурсултана Назарбаева – и что получил в ответ?Нурбулат Масанов – промелькнувший метеор казахстанск…Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника […]
[…] Нурсултана Назарбаева – и что получил в ответ?Нурбулат Масанов – промелькнувший метеор казахстанск…Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника […]
[…] Нурсултана Назарбаева – и что получил в ответ?Нурбулат Масанов – промелькнувший метеор казахстанск…Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника […]
Масанов сатқын болған СССР кезінде, қазақ тілін мұрағатқа қою керек деп, орыс тілін жаппай оқытып,білім алсын деп жария айтқан кезінде
Он никто для нашего народа. Человек который был за то что б народ не учил казахский, свой де язык