Обосновано ли планируемое повышение минимальных резеврных требований для банков? - Exclusive
Поддержать

Обосновано ли планируемое повышение минимальных резеврных требований для банков?

11 апреля глава Нацбанка Тимур Сулейменов заявил о планируемом повышении минимальных резервных требований для банков (МРТ). В частности, повышение МРТ рассматривается как инструмент для борьбы с инфляцией и расширения кредитования бизнеса. Чтобы обосновать этот шаг, 10 февраля Нацбанк опубликовал на своем сайте аналитическую записку.

По моему мнению, в этом анализе и других документах Нацбанка не было должного обоснования необходимости повышения МРТ. Более того, его выводы и оценки напрямую противоречат лучшему мировому опыту с точки зрения борьбы с инфляцией и расширения кредитования. Также повышение МРТ противоречит режиму «инфляционного таргетирования». Эта мера нанесет вред развитию банковской системы и всей экономики в целом.

͟Д͟л͟я͟ ͟ч͟е͟г͟о͟ ͟х͟о͟т͟я͟т͟ ͟п͟о͟в͟ы͟с͟и͟т͟ь͟ ͟М͟Р͟Т͟?͟

Как отметил глава Нацбанка на пресс-конференции, повышение МРТ рассматривается как инструмент для борьбы с инфляцией и расширения кредитования бизнеса в Казахстане. Эта мера призвана снизить возможности банков свободно зарабатывать на инструментах Нацбанка, что, по мнению регулятора, будет способствовать росту кредитования экономики. На данный момент, по словам главы Нацбанка, в банковской системе есть стабильный профицит ликвидности в размере 8 трлн тенге. Поэтому, чтобы эти деньги не уходили на другие рынки, Нацбанк стерилизует этот профицит через депозитные аукционы и ноты Нацбанка. На этих депозитах и нотах банки зарабатывают процентные доходы.

Теперь же Нацбанк хочет эту возможность ограничить, чтобы банки держали часть из этого профицита ликвидности в Нацбанке в виде резервных требований без начисления процентов. В целом из общего профицита в 8 трлн тенге Нацбанк хочет изъять примерно 3-3,5 трлн тенге, из-за чего банки в целом недополучат процентных доходов в размере несколько сотен миллиардов тенге в год. Нацбанк ожидает, что повышение МРТ вынудит банки переключиться на другие способы зарабатывания, и банки таким образом увеличат кредитование бизнеса.

͟А͟н͟а͟л͟и͟т͟и͟ч͟е͟с͟к͟а͟я͟ ͟з͟а͟п͟и͟с͟к͟а͟ ͟Н͟а͟ц͟б͟а͟н͟к͟а͟ ͟о͟ ͟М͟Р͟Т͟ ͟п͟р͟о͟т͟и͟в͟о͟р͟е͟ч͟и͟т͟ ͟м͟е͟ж͟д͟у͟н͟а͟р͟о͟д͟н͟о͟м͟у͟ ͟о͟п͟ы͟т͟у͟

Интересно отметить, что в своей аналитической записке по повышению МРТ, опубликованной в феврале этого года, Нацбанк ничего не говорил о том, что главная цель планируемой меры – борьба с инфляцией и стимулирование роста кредитования бизнеса и, соответственно, документе не было никакого аналитического обоснования того, как повышение МРТ повлияет на эти факторы. В записке говорилось только о том, что в Казахстане есть проблемы, связанные со структурным профицитом ликвидности в банках, а также есть проблемы со значительными расходами Нацбанка на стерилизацию этого профицита в условиях высокой базовой ставки.

Например, вопрос международного опыта по борьбе с инфляцией с помощью МРТ совсем не был изучен в аналитическом документе Нацбанка. В нем есть отдельный раздел «Влияние МРТ на кредитование», в котором также не было никакого обоснования того, что повышение МРТ поможет расширению кредитования бизнеса. В то же время был сделан только довольно неожиданный вывод, что, исходя из эмпирических данных по пяти странам (Армения, Кыргызстан, Белоруссия, Узбекистан, и Россия), не выявлено прямой связи между уровнем МРТ и объемом кредитования экономики. Это вывод напрямую противоречит международному опыту, который четко говорит, что увеличение МРТ ведет к снижению кредитования экономики.

В аналитической записке Нацбанка есть ссылка на документ МВФ, опубликованный в 2022 году, в котором описывается обширный международный опыт по применению резервных требований в центральных банках и даются рекомендации МВФ, как правильно использовать МРТ, если какой либо монетарный регулятор решит внедрить данный инструмент у себя в стране.

Анализ аналитической записки Нацбанка показывает, что регулятор плохо изучил этот детальный документ МВФ, поскольку выводы в документе Нацбанка по МРТ во многом напрямую противоречат международному опыту, описанному МВФ.

Самым главным противоречием аналитической записки Нацбанка является то, что исследование МВФ очень четко говорит, что увеличение минимальных резервных требований используется центральными банками как инструмент для ограничения кредитования экономики, а не для его расширения, как говорит Нацбанк. Также в документе МВФ говорится, что увеличение МРТ может привести к росту процентных ставок на финансовом рынке, что увеличит стоимость кредитования для бизнеса и стоимость заимствования правительства на рынке казначейских облигаций (что увеличит нагрузку на и так проблемный госбюджет Казахстана). С учетом того, что активы банков занимают 80% финансовой системы, у меня нет сомнений, что рост МРТ однозначно приведет к росту рыночных процентных ставок в стране.

Также упомянутый документ МВФ четко говорит, что при использовании монетарной политики «инфляционное таргетирование» (как в Казахстане), применение МРТ для борьбы с инфляцией – это неоптимальный подход. МВФ считает, что использование МРТ искажает рыночные отношения в финансовой системе и мешает углублению и развитию денежного и валютного рынка в стране. МВФ напрямую рекомендует, что, если в стране хорошо развита система центрального банка по операциям на открытом рынке (а в Казахстане эта система хорошо работает, благодаря Нацбанку), тогда нет необходимости в использовании инструмента «минимальные резервные требования» для целей монетарной политики, поскольку МРТ будет искажать режим «инфляционного таргетирования».

͟Б͟о͟р͟ь͟б͟а͟ ͟с͟ ͟б͟а͟н͟к͟а͟м͟и͟ ͟в͟м͟е͟с͟т͟о͟ ͟б͟о͟р͟ь͟б͟ы͟ ͟с͟ ͟и͟н͟ф͟л͟я͟ц͟и͟е͟й͟ ͟и͟ ͟и͟с͟к͟а͟ж͟е͟н͟и͟я͟м͟и͟ ͟р͟ы͟н͟к͟а͟ ͟

В заключении, я хотел бы отметить, что в Казахстане в последние годы обострилась проблема с постоянно высокой базовой ставкой. В свою очередь, она является прямым следствием постоянно высокой инфляции в стране.

Уже много лет правительство и Нацбанк ставят перед собой цель снижения инфляции сначала в диапазон 3-4%, затем в диапазон 4-5%, а сейчас обещают снизить инфляцию где-то в район 5%. За десять лет с момента, когда в Казахстане начал использоваться режим «инфляционного таргетирования», инфляция в стране так и не приблизилась к этим целям, и эти цели постоянно откладывались.

Как я уже неоднократно писал, главными причинами постоянно высокой инфляции в Казахстане являются: (1) сильное искажение рыночных механизмов в экономике и (2) неверная бюджетная политика правительства, когда вместо контрцикличной политики используется процикличная.

Важно понимать, что именно высокая базовая ставка приводит к текущей высокой рентабельности банков. Однако, такая рентабельность банков имеет цикличную природу. Если бы сегодня инфляция составляла 5% (как это уже много лет планируется), а базовая ставка в этом случае была бы на уровне 8% (сейчас она 16,5%), то процентные доходы и чистая прибыль банков резко бы сократились.

По моему мнению, на сегодня, вместо того чтобы снижать инфляцию и базовую ставку, а также убирать государственные искажения рынка для расширения кредитования бизнеса, экономические власти страны для отвлечения внимания решили бороться с текущей высокой рентабельностью банков. В частности, правительство хочет увеличить корпоративный подоходный налог только для банков, а Нацбанк хочет увеличить МРТ для снижения процентных доходов у банков. В связи с этим хотелось бы отметить, что банки – это коммерческие организации, и такое командно-административное снижение цикличной рентабельности банков однозначно приведёт к росту стоимости финансовых услуг и к росту стоимости кредитов для бизнеса.

Мурат Темирханов

Финансист-экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *