Опасные елки, новые дневники и единый часовой пояс
Под занавес прошлого года сферу образования сотряс совсем не связанный с образованием скандал. В Семее учителей трех школ заставили украшать елку на центральной площади города. Педагог Куат Айткалиев упал с пятиметровой высоты и оказался в реанимации. По итогам разбирательств руководителя образования города уволили.
Закон «О статусе педагога» запрещает привлекать учителей к работам за пределами их профессиональных обязанностей – у них своих проблем хватает. Некоторые из этих проблем не решаются годами. Но сказать, что все совсем плохо, тоже будет неправильно. Ушедший год запомнился не только падением учителя с елки, но и некоторыми принципиальными изменениями, затронувшими сферу среднего образования.
Без третьей смены
Есть надежда, что 2024-й стал поворотным в решении проблем нехватки школ. На начало учебного 2023 -2024 года в стране насчитывалось 3,8 млн школьников, учившихся в 7 833 школах. По словам министра просвещения Гани Бейсембаева, накануне 1 сентября 2024 года в стране не хватало 260 тыс. учебных мест. Самый большой дефицит мест наблюдается в Астане, Алматы и Шымкенте. В результате более 130 школ работают в три смены. Часть существующих зданий нуждается в замене: около 300 школ, саманные и деревянные, не отвечают современным стандартам, а более 70 школ признаны аварийными. Причем по прогнозам Комитета среднего образования Минобраза, если ситуация не будет меняться, к 2026-му году будет не хватать уже 1,1 млн мест.
Однако есть надежда, что этот мрачный прогноз не сбудется. Накануне начала нового учебного года было открыто 70 новых школ на 97 тыс. мест. Всего же в период 2024 -2025 годов будет сдано 369 школ на 740 тыс. ученических мест. Сейчас 217 из них на этапе строительства. Еще 224 школы были отремонтированы, а около тысячи сельских школ проходят модернизацию.
Отчасти проблему дефицита школьных мест решают частные образовательные учреждения.
Помимо строительства школ государством существуют и частные школы. Например, с 2017 года работает ОФ «Образовательный фонд IQanat», финансирующий IQanat High School of Burabay. Это школа полного пансиона, где учатся и живут ученики 10 и 11 классов. Школа частная, но в ней бесплатно обучаются 300 школьников из казахстанских сел – финалисты республиканского этапа олимпиады IQanat. Всего же в Казахстане на начало 2024 г. насчитывалось 735 частных школ, в которых училось 240 тыс. детей. По итогам прошедшего года их количество должно возрасти еще на 80 школ на 34 тысячи мест.
Учитель – это звучит бедно
Мало иметь достаточно школ (а их пока недостаточно) – кто-то должен учить детей. В 2023 году 5 октября, выступая в Астане на Республиканском съезде педагогов, глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил: «Сейчас наши школы испытывают серьезный дефицит кадров. Сегодня в стране не хватает 5 тысяч педагогов, и этот показатель только растет». Фактически цифры могут быть еще выше. По данным на август 2024 г., на электронной бирже труда было открыто 15 тыс. вакансий педагогов для начальной и средней школы. Однако четыре месяца спустя Министерство просвещения РК отчиталось, что в 2024 году в школы пришли работать более 8 000 педагогов. Их общее количество составило 406 тыс. человек. Это позволило полностью ликвидировать нехватку кадров в школах Туркестанской, Алматинской, Жамбылской областях и городе Шымкент. При этом растет престиж профессии: в 2023 году 1,5 тыс. обладателей знака «Алтын белгі» пошли учиться в педагогические вузы, а в 2024 году – уже 1,8 тыс. медалистов. Отметим, что почти каждый третий студент в стране учится на педагогической специальности, хотя потом в школы идут, конечно, далеко не все. По официальным данным, каждый пятый выпускник педагогического вуза даже не пробует поработать по специальности. Кроме того, только 23% учителей имеют высшую категорию.
Во многом это объясняется низкими зарплатами. По данным Бюро национальной статистики, во II квартале 2024 года средняя зарплата в Казахстане составила 403 251 тенге, при этом учитель начальной школы получал в среднем 281 748 тенге, а средней – 394 232 тенге. Это с учетом того, что с 2019 года зарплаты учителей выросли в два раза. При этом фактически учителя могут зарабатывать до 600 тыс. тг в месяц – правда, с учетом большой нагрузки, с приличным трудовым стажем – и только в Астане.
Разные дневники в одном часовом поясе
Образование – это не только школы и педагоги. В нем важен учебный материал и организация учебного процесса. Наиболее характерным трендом ушедшего года стало развитие цифровизации школы. Во-первых, наконец, завершился перевод 100% школьных учебников в цифровой формат.
Во-вторых, впервые с 2016 года была нарушена монополия автоматизированной информационно-образовательной системы «Кунделик». Запущенный в 2016 году проект выполнял функцию электронного дневника. Также он обеспечивал взаимодействие между педагогами и родителями. За все время сущестования «Кунделика» не раз возникали скандалы, связанные с его работой. Платформу обвиняли в передаче данных пользователей Российской Федерации (45% принадлежит российскому ООО «Дневник.ру»), возмущались сбоями в его работе, а также платными функциями, в том числе размещением рекламы, включая неподобающую для детей.
Несмотря на все возмущения, другой альтернативы у казахстанских школьников не было. Но с 1 сентября 2024 года в школах Казахстана наряду с «Кунделиком» начали использовать электронный журнал и дневник «BilimClass». Главное его преимущество – отсутствие рекламы и бесплатный доступ к ряду цифровых образовательных сервисов. Конечно, пока еще рано говорить об успехе новой системы, но радует уже то, что у родителей появилось право выбора.
В других случаях разнообразие в организации учебного процесса появляется не от хорошей жизни. В некоторых школах – в частности, в Павлодаре – продолжительность урока в прошлом году сократилась с 45 до 40 минут. Связано это с переводом страны на единый часовой пояс. Ученики вторых и третьих смен вынуждены возвращаться домой в полной темноте, что особенно сложно в зимний период. Наверстывать потерянное учебное время им предлагается за счет летних школ. Как отреагируют на обучение летом родители и школьники, пока не известно. Не исключено, что в новом, 2025, году нас снова ждут неожиданные новости из мира образования.
Комментариев пока нет