Опасные секреты Китая
Почти все соглашения о китайских кредитах, предоставленных в течение последних десяти лет, содержат крайне широко трактуемый пункт о конфиденциальности, который запрещает странам-заёмщикам раскрывать условия кредита.
Хорошо известно, что Китай обладает самой большой в мире морской и береговой пограничной службой. Она появилась благодаря увеличению военных расходов страны в десять раз с 1995 года и используется для продвижения китайского агрессивного ревизионизма. Однако Китай реализует также множество менее известных (более того, крайне непрозрачных) мер и проектов, которые поддерживают китайский экспансионизм и ставят под угрозу весь мир.
Китай уже давно занимается расширением своего стратегического влияния с помощью скрытных манёвров, которые он при этом нагло отрицает. Например, в 2017 году Китай открыл свою первую зарубежную военную базу в Джибути, крохотной стране на краю Африканского Рога (она, кстати, по уши в долгах перед Китаем). Но при этом Китай утверждал, что у него нет никаких планов строительства базы.
Сегодня Китай строит военно-морскую базу в Камбодже, которая передала китайцам в аренду пятую часть своей береговой линии, а также несколько островков. Почти завершённый пирс в финансируемой Китаем военно-морское базе Реам выглядит подозрительно похожим по размерам и дизайну на пирс китайской базы в Джибути. Китай признаёт, что вкладывается в строительство этой базы, но утверждает, что доступ к ней будет иметь лишь военно-морской флот Камбоджи.
Однако, если говорить реалистично, выглядит вполне вероятным, что флот Китая будет использовать этот объект как минимум для целей военной логистики. Это ещё больше укрепит позиции Китая в Южно-Китайском море, где он уже построил семь рукотворных островов в качестве передовых военных баз, получив фактический контроль над критически важным коридором между Тихим и Индийским океанами.
Китай также окружил завесой секретности свои колоссальные проекты строительства плотин на международных реках, которые текут в соседние страны с аннексированного китайцами Тибетского плато. Хотя миру известно, что в 2021 году декоративное Всекитайское собрание народных представителей одобрило строительство крупнейшей в мире плотины вблизи крайне милитаризированной китайской границы с Индией, с тех пор об этом проекте не было обнародовано никакой информации.
Предполагается, что эта плотина будет генерировать в три раза больше электроэнергии, чем ГЭС «Три ущелья», которая пока что является самой большой гидроэлектростанцией в мире. Китай уже построил новую железную дорогу и шоссе для перевозки тяжёлого оборудования, материалов и рабочих к месту этой удалённой стройки. Мы узнаем об этом проекте больше лишь тогда, когда строительство зайдёт уже настолько далеко, что плотину нельзя будет скрыть на коммерчески доступных спутниковых изображениях. В этот момент новая ГЭС станет уже свершившимся фактом.
Китай использовал такую же стратегию для строительства 11 гигантских плотин на реке Меконг, благодаря которым он получил не только геополитический рычаг влияния на своих соседей, но и устроил экологическую катастрофу. Сегодня Китай превратился в главную страну плотин в мире: здесь работает больше крупных гидроэлектростанций, чем во всех остальных странах мира вместе взятых. И он продолжает строить или планирует строительство ещё как минимум восьми плотин на одном лишь Меконге.
Непрозрачность является также ключевой характеристикой обильного потока кредитов, превратившего Китай в крупнейшего в мире суверенного кредитора развивающихся стран. Почти все соглашения о китайских кредитах, предоставленных в течение последних десяти лет, содержат крайне широко трактуемый пункт о конфиденциальности, который запрещает странам-заёмщикам раскрывать условия кредита. Многие страны Африки, Азии и Латинской Америки попали в долговую ловушку: они легко поддаются китайскому давлению с требованием проводить такую политику, которая соответствует экономическим и геополитическим интересам Китая. По данным одного исследования, кредитные контракты обеспечивают Китаю «широкую свободу, позволяя ему прекращать кредитование или требовать ускорения возврата кредитов, если его не устраивает политика, которую проводят страны-заёмщики».
Впрочем, нет лучшей иллюстрации глобального ущерба, наносимого китайской склонностью к секретности, чем пандемия Covid-19. Если бы правительство Китая быстро отреагировало на данные о появлении в Ухане нового, смертельно опасного коронавируса, предупредило об этом общество и предприняло необходимые меры контроля, тогда ущерб можно было бы ограничить.
Вместо этого Коммунистическая партия Китая (КПК) стала спешно подавлять и дискредитировать любую информацию о вспышке заболевания, что открыло путь к поразившей весь мир пандемии, которая погубила почти семь миллионов человек и нарушила жизнь и экономическую деятельность бесчисленного количества людей. До сих пор китайская скрытность не позволяет учёным установить истинное происхождение Covid-19, который – давайте не будем забывать об этом – появился в главном китайском центре изучения супервирусов.
Готовность Китая нарушать международное право, правила и нормы усугубляет проблему непрозрачности. Китайское правительство неоднократно пренебрегало своими международными обязательствами, в том числе обещанием сохранять автономность Гонконга и не милитаризировать объекты в Южно-Китайском море. Именно совершаемые исподтишка нарушения Китаем своего обязательства не менять в одностороннем порядке статус-кво на спорной гималайской границе с Индией спровоцировали длящееся уже три года (и не заканчивающееся) военное противостояние между этими двумя странами.
Нет никаких причин ожидать, что Китай перестанет нарушать правила, заниматься принуждением должников и совершать другие зловредные действия в обозримом будущем. Председатель КНР Си Цзиньпин, усиливший контроль КПК над информацией (перекрыт доступ зарубежных аналитиков даже к экономической статистике), намерен править всю оставшуюся жизнь и яростно стремится переделать международный порядок в интересах Китая.
Ничего хорошего не предвещает явное повышение аппетита к рискам у Си Цзиньпина. Отчасти это объясняется цейтнотом: Си, похоже, считает, что у Китая есть лишь узкое окно возможностей для достижения глобального превосходства, прежде чем в полной мере скажутся неблагоприятные демографические, экономические и геополитические тенденции. Однако Си идёт на пользу и полный провал в действиях международного сообщества, которое не предпринимает сколь-либо существенных мер против Китая за его плохое поведение.
Когда Россия решила начать полномасштабное вторжение в Украину Китай для продвижения своей ревизионистской повестки предпочитает действовать очень постепенно, скрытно и обманом. Наряду с огромным экономическим влиянием, такой подход защищает его от решительного ответа Запада. Именно поэтому, если Си не совершит крупной стратегической ошибки, китайский экспансионизм, похожий на нарезку салями мелкими кусочками, скорее всего, будет продолжаться.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет