От Токаева потребовали вернуть стратегические активы в собственность государства
Фонд Elge Qaitaru призвал президента Касым-Жомарта Токаева огласить имена тех 162 человек, которые по его заявлению «владеют половиной благосостояния Казахстана», провести открытую люстрацию теневых капиталов и вернуть крупнейшие активы народу Казахстана.
Верните медь народу
Фонд Elge Qaitaru требует проверить законность приватизации всех предприятий медной отрасли страны. В частности, выяснить, каким образом медный гигант Казахстана – компания «Казахмыс», оцениваемая правительством более чем в 16 миллиардов долларов США, за бесценок была уступлена лицам, которые являются приближенными клана Назарбаева.
Медная отрасль Казахстана, создававшаяся сто лет трудами многих поколений наших соотечественников, в процессе приватизации в 90-х отрасль оказалась разменной монетой в интересах различных кланов. Все началось через передачу комплекса в управление в 1995 году Samsung C&T Deutschland GmbH, и после череды манипуляций он оказался в руках новых собственников, о чьих выплатах в бюджет страны неизвестно.
После того, как в 2010 году “Казахмыс” начал финансироваться Банком развития Китая, вместо добычи руды из хорошо разведанных месторождений с последующим производством качественной меди, которая поставлялась на мировой рынок, компания приступила к разработке карьеров и продажи концентрата в Китай.
Означает ли это, что Фонд «Самрук-Казына» и Правительство Республики Казахстан являются ответственными за кредит, полученный частной компанией?
Банк развития Китая выделил более 4 миллиардов долларов на разработку двух крупных месторождений меди — Актогай и Бозшаколь. Добытая с новых месторождений руда в обогащенном виде должна была отправляться на китайские медеплавильные заводы. Таким образом, эта программа вела к ускоренному развитию сырьевой базы для китайской индустрии. Большая часть добытой руды с двух этих месторождений, как и предполагалось, отправляется в Китай в виде концентрата, производимого на ГОКах. И только небольшая часть попадет на Балхашский медеплавильный завод, где на условиях толлинга переплавляется в катодную медь.
В среднем за пятилетку — с 2008 года по 2012 год — продажи в Китай обеспечивали уже около 45% всех доходов Kazakhmys Mining — металлургического подразделения «Казахмыса» того времени. А в 2012 году в Китай было вывезено около 80% всей меди «Казахмыса». Таким образом, страна превратилась в сырьевой придаток чужой экономики, теряет доходы и усугубляет технологическую отсталость.
Более того, с 2008 по 2010 гг. государством были выплачены различными способами 4.3 млрд долларов США за 26.3% акций АО “Казахмыс” в ходе обратного выкупа. На каком основании была выплачена такая сумма? Простой арифметический расчёт показывает, что на момент обратного выкупа стоимость компании оценивалась более 16 миллиардов долларов США. Кто из нынешних акционеров компании (В. Ким, Э. Огай, О. Новачук) может представить доказательство уплаты в бюджет республики хоть какой-то суммы денег за приобретение нашего национального достояния, каковым является Казахмыс?
Активисты требуют проверить законность приватизации всех предприятий медной отрасли страны, оценить степень нанесенного ущерба интересам Республики Казахстан и привлечь к ответственности виновных лиц, а также рассмотреть вопрос о возврате в собственность Республики Казахстан АО «Казахмыс» и «KAZ Minerals» и огласить состав реальных собственников этих компаний.
Вернуть Кармет
Фонд напомнил о сомнительной сделке по продаже в ноябре 1995 года АО «Карметкомбинат». Крупнейшее сталелитейное предприятие Казахстана было продано компании Лакшми Миттала “Ispat International UK” всего за 225 миллионов долларов США. Для сравнения, аналогичный комбинат “Криворожсталь” был продан в 2005 году Правительством Украины тому же г-ну Лакшми Митталу за 4.8 миллиарда долларов США через открытые торги. За 14 лет работы в Кривом Роге общие инвестиции компании АрселорМиттал составили 9,7 млрд долларов (4,8 млрд долларов — сумма приобретения предприятия при приватизации, а также 4,9 млрд долларов — инвестиции в развитие производства).
Заполучив металлургический комбинат полного цикла практически задаром, Лакшми Миттал бесплатно принял 15 угольных шахт (оставив позже себе всего восемь) и за копейки купил Темиртаускую ТЭЦ-2, а следом и ещё четыре рудника.
При этом комбинат был продан очищенным почти от всех долгов, которые были повешены на фактическую пустышку ГАО “Кармет”. И как свидетельствуют материалы из общедоступной сети интернет, Лакшми Миттал рассчитался из доходов самого же комбината.
Также по контракту Миттал получает роскошный подарок в виде самых низких цен на сырье, электроэнергию и ж.-д. тарифы. Кроме того, новый владелец скинул с себя 90% всех социальных объектов комбината.
Контрактом также была предоставлена Лакшми Митталу необоснованная льгота в виде лимита ответственности за экологические нарушения в пределах 200 млн тенге. Т.е. он мог нанести любой вред, но отвечал только в указанных пределах, за всё остальное отвечал бюджет Казахстана.
Возмутительным является то, что на производственных объектах “Карметкомбината” регулярно гибнут люди – граждане страны. Число погибших давно перевалило за сотню, что свидетельствует о преступном отношении владельцев комбината к охране труда и соблюдению правил техники безопасности.
Учитывая то, что г-н Лакшми Миттал успел «наследить» и в случае с продажей акций «Мангистаумунайгаз» в связи с неуплатой налогов в бюджет страны на миллиарды долларов США, активисты просят рассмотреть вопрос о возврате “Карметкомбината” в собственность Республики.
Горький вкус Жусана
Вспомнил Фонд и о нарушениях, допущенных при спасении «Цеснабанка» и «АТФбанка». В 2018 году гоударство потратило на оздоровление Цеснабанка 1,5 трлн тенге (!), в результате чего самые проблемные кредиты и другие активы были выкуплены государством, а сам банк получили очень льготное финансирование от государства.
В феврале 2019 года акционеры проблемного “Цеснабанка” продали 99,5 % своих акций АО «First Heartland Securities». Как следует из отчётности Jusan банка, АО «First Heartland Securities» на то время являлся инвестиционным подразделением финансовой холдинговой компании, принадлежащей Частному Фонду «Назарбаев Фонд» и группе автономных образовательных организаций «Назарбаев Университет» и «Назарбаев Интеллектуальные Школы». В апреле 2019 года новые акционеры банка приняли решение переименовать банк из «Цеснабанк» в «First Heartland Jusan Bank».
В сентябре 2019 года проведено объединение АО «First Heartland Jusan Bank» (бывший Цеснабанк) и c маленьким банком АО «First Heartland Bank» (бывший «Банк ЭкспоКредит»), который принадлежал той же самой группе. Как говорится в отчётности Jusan банка, объединение было оформлено таким образом, что маленький банк выступил покупателем бывшего «Цеснабанка» и имя объединенного банка стало АО «First Heartland Jusan Bank» (Jusan банк). Таким образом, это был первый безвозмездный «подарок» акционерам Jusan банка.
Так, в аудированной отчётности Jusan банка за 2019 год показан доход от приобретения бывшего Цеснабанка в сумме 241,4 млрд тенге. По отчётности английской компании JTL (холдинговая компания, в которую входит Jusan банк), этот доход отражен в долларах США и по курсу тенге на то время он составил $636,5 миллионов (строка Gain on business combination в отчете о прибылях и убытках JTL).
То есть, государство потратило громадные деньги на оздоровление Цеснабанка (1,5 трлн тенге), после чего чистые активы (капитал) бывшего Цеснабанка составили те самые 241,4 млрд тенге ($636,5 миллионов). Затем аудированная отчётность Jusan банка и холдинговой головной компании JTL показывают, что Цеснабанк был бесплатно передан акционерам Jusan банка.
В декабре 2020 года Jusan банк приобрел АТФ банк. На этой покупке он признал прибыль в размере 170,6 млрд тенге (или $412,7 млн, согласно отёчности головного холдинга JTL). По аудированной отчетности Jusan банка, на момент покупки справедливая стоимость чистых активов (стоимость капитала) АТФ банка составила 205,1 млрд тенге, а взамен бывшие владельцы АТФ получили возмещение в сумме 34,5 млрд тенге (возмещение было сделано в виде акций Jusan банка). Разница между стоимостью банка и полученным возмещением как раз и составила прибыль Jusan банка в 170,6 млрд тенге.
Если посмотреть аудированную отчётность правительственного Фонда проблемных кредитов (ФПК) за 2020 год, то можно обнаружить, что в конце 2020 года (до покупки АТФ банка Jusan банком) ФПК выкупил проблемные активы у АТФ банка, оплатив живыми деньгами на сумму 174,0 млрд тенге. При этом, согласно отчётности ФПК, рыночная стоимость выкупленных проблемных активов была всего 35,3 млрд тенге. В результате этой очень несправедливой для государства операции, правительственный ФПК признал «убыток на приобретении проблемных активов по нерыночной стоимости» на сумму 138,7 млрд тенге (взято из отчётности фонда). Зеркально, АТФ банк должен был признать аналогичную прибыль в своей финансовой отчётности, что представляет собой безвозмездный вклад государства в капитал АТФ банка.
С учетом того, что государство в убыток себе ранее давало большое льготное финансирование АТФ банку, то с большой уверенностью можно сказать, что прибыль Jusan банка в размере 170,6 млрд тенге (или $412,7 млн), заработанная на покупке АТФ банка, целиком является «подарком» государства владельцам Jusan банка.
В аудированной отчётности Jusan банка за 2020 год показан «Доход от модификации финансовых обязательств перед государственными учреждениями» в сумме 124,6 млрд тенге (или $301,4 млн по отчётности JTL). Это означает, что в 2020 году государственные учреждения реструктурировали своё финансирование Jusan банка (то есть, снизили финансовую нагрузку на банк) таким образом, что он признал прибыль на этом в размере $301,4 млн!
В рамках приобретения Цеснабанка и АТФ банка, Jusan банк получил громадный портфель льготного финансирования со стороны государства на несколько сотен миллиардов тенге. Затем, в 2020 году государство вдруг решило сделать такое льготное финансирование для Jusan банка еще более льготным, снизив процентные ставки и сильно удлинив сроки погашения. Согласно отчетности Jusan банка, такими благодетелями (которые снизили финансовую нагрузку на банк) стали «Казахстанский фонд устойчивости», который принадлежит Нацбанку, и ФНБ «Самрук-Казына», который принадлежит правительству. При этом, зеркально, эти государственные компании признали у себя аналогичный убыток ($301,4 млн).
Таким образом, если сложить сумму дохода, которые получил Jusan банк от государства при приобретении Цеснабанка и АТФ банка, а также на снижении финансовой нагрузки, то как раз и получается, что владельцы банка в течение 2019-2020 годов получили подарок от государства в размере $1,3 млрд.
Согласно аудированной отчётности Jusan банка, на начало 2019 года акционерный капитал банка составлял всего 13,6 млрд тенге. Затем владельцы банка дополнительно вложили в капитал 70,3 млрд тенге в 2019 году и 41,7 млрд в 2020 году (всего за 2019-2020 было вложено 111,9 млрд дополнительного капитала от акционеров). При этом, в том же 2020 году владельцы банка забрали весь дополнительно вложенный капитал (и даже чуть-чуть больше) в виде дивидендов на сумму 113,4 млрд тенге (все взято из отчётности банка). То есть чистые вложения владельцев Jusan банка в капитал банка на конец 2020 года составляли мизерные 12,1 млрд тенге.
При этом государство за 2019-2020 года вложило в капитал Jusan банка 536,6 млрд тенге (241,4 млрд на операции с Цеснабанком, 170,6 млрд на операции с АТФ банком, и 124,6 млрд тенге на снижении финансовой нагрузки госкомпаний на банк). То есть, если смотреть по вложенным средствам, Juasan банк практически на 100% должен принадлежать государству!
При таких громадных вложениях государства в капитал Jusan банка, в прошлом году частные владельцы этого банка поразили тем, что банк в 2021 году выплатил им 114 млрд тенге в виде дивидендов (45 млрд в декабре и 69 млрд в мае). То есть, исходя из анализа финансовой отчётности можно сказать, что до 2021 года владельцы Jusan банка вывели все свои вложения из капитала банка, а в 2021 году начали обналичивать вложения государства в капитал Jusan банка.
Выводы, содержащиеся в данном заявлении, основываются на анализе аудированной отчетности AO «First Heartland Jusan Bank» (далее Jusan банк) и английской компании «Jusan Technology Limited» (далее JTL), которая владеет Jusan банком через местную компанию АО «First Heartland Securities» и были получены из опубликованной на сайте exclusive.kz 21 марта 2022 года статьи известного экономиста Мурата Темирханова.
Казахтелеком: опять скандал
В распоряжение Общественного фонда “Elge Qaitaru” попал Акт документальной проверки Дивизиона по корпоративному бизнесу – филиала АО “Казахтелеком” за 2021 год, из которого следует, что допущены многочисленные перепродажи услуг телекоммуникаций третьим лицам компаниями ТОО «Amanat Service Solutions», ТОО «A.R.Group Company», ТОО «Алмастор», ТОО «Adal Telecom», ТОО «Казтелепорт». Кроме того, Филиалом допускалось оказание услуг несуществующим юридическим лицам.
При этом со стороны Филиала данным компаниям были предоставлены необоснованно высокие скидки на услуги телекоммуникации (40-80%).
В результате этих нарушений интересам АО “Казахтелеком” нанесён ущерб в виде упущенной выгоды на сумму более 7 миллиардов тенге.
Активисты уверены в невозможности выявленных хищений без аффилированности перечисленных организаций с руководством и акционерами АО “Казахтелеком” и требуют расторжения договоров с компаниями и возмещении причинённого ущерба.
Они также задали бестактный вопрос о том, почему г-н Есекеев К. (считающийся креатурой К. Масимова) продолжает руководить деятельностью АО «Казахтелеком»? Причастен ли он к допущенным правонарушениям? Если нет, почему он допустил нанесение ущерба интересам компании в течение длительного периода?
Спикеры также попросили перестать правительству принимать «подарки» в виде активов от членов семьи Н. Назарбаева, находящихся под стражей. По их мнению, подобные активы должны быть арестованы и после вступления в силу обвинительного приговора конфискованы в доход государства. В противном случае имеется риск судебного обжалования подобных договоров дарения в будущем.
И наконец, было озвучено требование огласить список тех 162 человек, которые владеют половиной благосостояния Казахстана.
Комментариев пока нет