По следу Ангела - Exclusive
Поддержать

По следу Ангела

Художник Жумакын Кайрамбаев к своему 70-летию выходит к зрителям как полководец – во главе дружины своих учеников, которых он взрастил и научил искусству «духовной войны». В музее искусств РК им. А. Кастеева открылась масштабная выставка «IZDER IV» – «След Ангела» Жумакына Кайрамбаева – заслуженного деятеля РК, профессора Казахской Национальной академии искусств имени Т.К. Жургенова. В экспозиции также содержатся работы его учеников и приглашенных художников

«Izder» – «След Ангела» – так казахи именовали фрагмент земли с отпечатком конского копыта. Горсть земли – «Izder», «След ангела» клали под голову ребенка, спящего в колыбели. Считалось, что такая земя целебна, обладает природной силой, поэтому ее сыпали в воду, чтобы искупать малыша, защитить его и наполнить энергией родного края. Оттиск конского следа сохранялся в камнях, их называли «тулпартас» и во множестве находили в степи. Поэтому именно лошадь стала главной темой выставки. Авторы демонстрируют разные живописные жанры: здесь и реализм, и абстракция, модернизм, поп-арт, минимализм и прочее.

Свой собственный след Жумакын Кайрамбаев стремился оставить в учениках. Он словно впечатал свою художественный след в искусство воспитанников – в эти живые камни в Великой Степи. Его ученики активно работают на арт-рынке, а некоторые предпочли преподавательскую стезю. Проект IZDER начинался в советский период, но не утратил своего потенциала до настоящего времени. Каждый последующий IZDER демонстрировал, как продвинулась в своем школа Кайрамбаева.

Спасение Данаи

Известен принцип работы самого Жумакына Кайрамбаева – над каждой картиной он трудится по два-три месяца. Это повелось с тех пор, как юный Жумакын, студент третьего курса Ленинградской (ныне – Санкт-Петербургской) академии художеств имени Ильи Репина, в течение двух месяцев каждый день по несколько часов копировал «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже. По академическим правилам студент не вправе копировать всю картину, нужно написать лишь какую-то часть. Студент со всей тщательностью, дотошностью воспроизводил каждый мазок шедевра. А в 1985 году гражданин Литовской ССР пронес в зал серную кислоту и плеснул на «Данаю» ядовитую жидкость, а также дважды полоснул ножом холст. Реставраторам, предпринявшим экстренные меры, не удалось восстановить значительную часть красочного слоя. Но благодаря тому, что студент из Казахстана сумел целиком воспроизвести фигуру мифологического персонажа, реставрация «Данаи» стала возможной. Холст Жумакына был извлечен из фондов Академии художеств имени И. Репина. Оказалось, что третьекурсник Кайрамбаев в точности скопировал каждый миллиметр всего фрагмента так, словно копию «отлил» печатный 3D-принтер (но такого аппарата еще не было в советское время). На восстановление понадобилось около двенадцати лет. Автор копии, Жумакын Кайрамбаев, узнал о своей роли в спасении шедевра спустя несколько лет, когда учился в Ленинграде на курсах повышения преподавательской квалификации со слов ректора ленинградской Академии художеств той поры. Так наш соотечественник спас мировой шедевр от гибели.

Все, что дал Всевышний

Не претендуя на славу Рембрандта, Жумакын Кайрамбаев усвоил его художнические подходы, впитал дух творчества, транслируя его и своим ученикам.

Довольны ли вы своими ученикамикак учитель?

– Если есть на небе Аллах, то могу ему спокойно сказать: мой труд был не напрасен. За мной есть следы моих учеников, они никогда не исчезнут. Я наблюдал, как из нескольких моих следов возник родник, который постепенно превращался в реку, а теперь разлился настоящим океаном.

Есть ли картина или работы, которыми вы особенно гордитесь?

– Когда художник говорит, что все работы – его дети, это правда. Кого из своих детей он не любит? Все, что дал Всевышний, всем доволен. Мне Создатель подарил одну дочь, я счастлив этим. Картины – мои дети, как и мои ученики. И они все талантливы, многие из них вылетают из гнезда на мировую арену, за ними следует новое поколение. Кто из них более успешен, это станет ясно в конце века.

Дочь Жумакына Кайрамбаева, Дарью, тоже можно назвать его ученицей. На выставке были представлены ее работы, выполненные в монохромной гамме охристых тонов – «Бремя земли». Каменистый пейзаж, жгучее солнце. Человек в позе эмбриона спит под двумя могильными плитами, стоящими в виде палатки. В тени двух плит – чьих-то последних следов на земле – под сенью памяти предков.

Дарья Кайрамбаева. Бремя земли

Конь – Ангел и воин

Герой выставки, великолепный конь, в полотнах соединяется с наездником, как в полотне Жумакына Кайрамбаева «Кентавр». Конное воинство в работе этого же автора «Легенда о кочевниках» движется в пространстве, их ждет битва. В отдалении шлемы наездников похожи на купола мечетей, храмов, на юрты, в которых женщины с детьми ждут мужей. Военачальник простер руки над людским морем, над степью. В руках щит и меч, ими он обнял степь, защищает ее от врагов и указывает мечом направление движения. В картине «Водопад» Алмаса Оракбая – кобыла, растворяясь в воде, становится единым целым с аульчанкой, которая в обыденной жизни доит кобылу, ухаживает, разговаривает с ней. Буйный алый табун мчится по степи, но, подобно реке, обтекает белоснежную фигуру девушки, спокойно стоящей на его пути – в полотне «Миг» Дулата Усенбаева. Когда наездник спит после тяжкого дня, конь становится его крышей и бодрствует в полусне до утра – «Сон Камбара» Оралбека Кабоке. Автор этой картины устроил одиночный флэшмоб: он, как и персонаж его работы, прилег, чтобы отдохнуть, положив голову на седло. Оралбек Кабоке так объяснил свою акцию: «Художник готовился к выставке, много работал. Но когда картины готовы и представлены зрителям, он может спокойно поспать у своего полотна». Свой комментарий он дал, лежа под картиной.

Оралбек Кабоке — интервью лежа
Оралбек Кабоке и его работа Сон Камбара
Оралбек Кабоке. Дневник мыслителя
Дулат Усенбаев. Миг
Жумакын Кайрамбаев. Кентавр
Жумакын Кайрамбаев. Легенда о кочевниках

Разговор с учителем

Сильное впечатление производит работа «Спасение» Бакыта Сейсенханулы. Тонущую лошадь спасают с помощью вертолета. Белый скакун, висящий на стропах над водной стихией, объят ужасом. Вознесенный над землей, он не понимает, что происходит. И эти страх, боль, тревога передаются зрителям. Бакыт Сейсенханулы – один из учеников Жумакына Кайрамбаева.

Бакыт Сейсенханулы на фоне работ Спасение и Красная конюшня.

– Бакыт, в чем, по вашему мнению, секрет Жумакына Кайрамбаева как педагога?

– Есть лидеры, которые притягивают людей. Вот таким лидером является мой учитель. Он не преподает искусство как теоретическую лекцию, но говорит простые вещи, которые мотивируют работать, находит обычные, искренние слова. Со стороны это выглядит, как волшебство.

В доме, где есть лошадь

В самых разных традициях конь был признан посланником богов, представляя собой некое животное, чье назначение – переносить мертвых в иной мир. Поэтому, лошадь – символ как жизни, так и смерти.В Коране в одном хадисе Пророк говорит: «Воистину, джиннам не дано приблизиться к дому, где есть лошадь, и джинны вынуждены убегать от ее ржания», в другом хадисе – «…шайтан не лишит ума тех, кто живет в доме, где есть породистая лошадь».

В христианских источниках конь также является символом Солнца, Смелости, Благородства. Конь – это эмблема православных святых – Георгия, Маврикия, Виктора, Мартина. В Библии до 15 раз упомянут конь, а в Откровении Иоанна, глава 19, стих 11 написано: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует». Это можно истолковать как обещание Иисуса Христоса с его воинством, восседающим на коне.

Меиржан Нургожин. Сбруя
На улице перед музеем

За 43 года, выпуская ежегодно по четыре группы своих студентов в Академии искусств имени Жургенова, педагог, преподаватель станковой живописи воспитал 150 замечательных художников. Унаследовав искусство своего наставника, продолжая его традиции, они сегодня ярко заявляют о себе на мировых художественных площадках. Самая первая выставка IZDER прошла в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева в 2003 году. Нынешняя экспозиция «След Ангела»-4, объединила 21 последователей IZDER и приглашенных художников.

Фото автора

Галина Галкина




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.