Почему алматинские власти только усугубляют проблемы с пробками? - Exclusive
Поддержать

Почему алматинские власти только усугубляют проблемы с пробками?

«Дайте профессионалу решить проблему автомобильных пробок» и «пусть специалист реализует свои идеи» – так прокомментировали читатели exclusive.kz интервью Руслана Саринова, специалиста по логистике, экономиста, инженера-рационализатора, эксперта транспортного комитета Общественного Совета города Алматы. Саринов утверждает, что разработанные им методы позволят изменить сложившуюся ситуацию с транспортными потоками мизерными затратами и усилиями, что значительно повысит производительность городских транспортных систем и ощутимо сделает чище городской воздух. Самое интересное: некоторые его идеи все-таки реализуются. Но – без упоминания автора.

Чиновничий плагиат

– Основной способ реализации моих идей – чиновничий плагиат, — говорит Руслан Хатипович. – 11 марта 2020 года, за несколько дней до объявления карантина, я встречался с тогдашним акимом, господином Б.А.Сагинтаевым, и передал ему документ с пакетом предложений по оптимизации транспортных потоков. Встреча длилась 45 секунд (именно секунд!), на ней присутствовал нынешний начальник Управления Городской Мобильности города Алматы Сагындык Токтасынович Телибаев. Факт передачи письма зафиксирован канцелярией акимата, документ с предложениями опубликован на портале proza.ru со свидетельством о публикации.
Приведем некоторые выдержки из этого письма.

«Уважаемый Бахытжан Абдирович!

Разрешите представить Вашему вниманию видение задачи повышения производительности городских транспортных потоков, оздоровления экологической обстановки и сокращения экономических потерь вследствие неоптимального управления транспортной системой города.

Прямой ущерб от транспортных заторов и замедлений движения по городу Алматы составляет от 150 до 200 млрд. тенге в год. Он формируется из потерь от непродуктивного сжигания автомобильного топлива и потерь рабочего времени водителей и пассажиров. Косвенный и кумулятивный ущербы, складывающиеся из ущерба, наносимого экологии, здоровью граждан, недополученного прибавочного продукта и потерь производительности труда, превышают прямой ущерб примерно в 1,5 раза. Сумма прямого и косвенного ущерба от неэффективного управления транспортной системой города Алматы составляет около 500 млрд. тенге (в ценах 2019 г. – прим. авт)».

Одним из предложений было пресечение практики бесконтрольного следования рекомендациям приглашаемых зарубежных «экспертов».

«Город Алматы имеет свою крайне оригинальную специфику. Практически нет других таких многомиллионных мегаполисов с такой низкой плотностью населения, с такой обширной агломерацией, с такими большими расстояниями между объектами – целями городских перемещений. Ни западный, ни восточный опыт совершенствования транспортных систем и решения задач экологии не может быть трафаретно перенесён на Алматы».

В письме есть пункт по решению проблемы сужений на мостах через реки. Саринов предлагал «…расширить автомобильные мосты через реки, протекающие по территории города, за счёт параллельных пешеходных зон. Пристроить лёгкие пешеходные мосты параллельно автомобильным мостам».

Никто не упомянул авторства Саринова, но летом 2023 года алматинцы стали свидетелями исполнения данного пункта. Однако эта пробка так и «не рассосалась».

– Одно из моих предложений по мостам было таким: повысить пропускную способность за счет переноса пешеходных участков и ликвидации озеленённых разделительных полос. На мосту через р. Есентай по проспекту Аль-Фараби были ликвидированы тротуары и разделительная зеленая полоса. Я предлагал заменить тротуары на мостах легкими конструкциями с использованием существующих железобетонных опор моста, но фактически были построены новые пешеходные мосты. Расширение моста через реку Есентай результатов по производительности трафика не дало, так как все должно решаться в комплексе с рядом других мер, предложенных мной в письме.

Город-сад, говорите?

Кто помнит старое определение – «Алма-Ата – город-сад»? Если раньше город действительно утопал в садах, то нынче утопает в смоге. И если прежде, совершая в воскресенье восхождение на одну из вершин в Заилийском Алатау, мы видели с высот птичьего полета крыши домов, то сегодня, даже в выходные, внизу висит сизая пелена.

Как утверждает Саринов, в среднем в Алматы в сутки потребляется около 5 миллионов литров автомобильного топлива, из них в пробках и замедлениях теряется около 1 тысячи тонн. Он убежден, что этот показатель можно сократить на 20 процентов гарантировано и до 50 процентов в перспективе, что приведет к сокращению выбросов.

– Одним из моих многомиллиардных подарков городу Алматы была оптимизация алгоритма управления транспортным потоком на перекрестке Абая — Байтурсынова. Через приемную акима — господина И.Н.Тасмагамбетова, в 2005 году я добился встречи с начальником дорожной полиции и вместе с одним из офицеров мы выехали на этот перегруженный перекресток. За 15 минут я сделал расчеты на калькуляторе, и с тех пор производительность перекрестка возросла в четыре раза, говоря другими словами, повысилась на триста процентов только за счет изменения алгоритма управления, а затраты — нулевые. Позже я писал в виртуальную приемную господина Тасмагамбетова и получил ответ, в котором мне дали понять, что я не имею отношения к решению данной проблемы. Очевидно, кто-то присвоил себе мою заслугу перед городом.

Решения просты, незатратны и эффективны. Только вот бюрократическую машину логикой с места не сдвинуть.

– Второй роскошный подарок достался городу Астана. В ноябре 2016 года в преддверии ЭКСПО мне позвонил офицер полиции и спросил, чем я могу помочь столице в борьбе с пробками. На правах рекламы собственных услуг и при условии, что мне будет передан документ, подтверждающий авторство, а именно благодарственное письмо или почетная грамота, я согласился помочь. Еще раз подчеркиваю, что мои изобретения не требуют затрат, в них используются научные методы логистики, управления проектами, теории управления, траблшутинга (технический термин, который в бизнес-среде используется как «решение нерешаемых задач», — прим.авт.). «Подарок» внедрили за несколько дней, после чего сокращение пробок было объявлено заслугой столичного акимата. С 2016 года Астана пользуется моей разработкой и результат налицо. Хотя автомобильная насыщенность Астаны на 20 процентов больше, пробки там стабильно на два-три балла ниже, чем в южной столице.

Велосипед давно изобретен, осталось лишь крутить педали

Памятуя о плагиате, в прошлом году Саринов интенсивно распространял на всех возможных информационных площадках идею о том, что на односторонних улицах Алматы можно эффективно управлять транспортными потоками зеленой волной.
– Ждал, когда меня сплагиатят, и дождался, – говорит Руслан Хатипович. – Мое предложение реализовали. Автомобилисты, которые часто ездят по улицам с односторонним движением — это Желтоксан, Наурызбай батыра, Шевченко, Курмангазы и других — заметили, что в начале года поток стал более равномерным и менее дерганным, машины шли не гуртом, а равномерно распределялись по дорожному пространству. Суть идеи заключалась в том, чтобы отрегулировать зеленую волну на 10 км ниже, чем ограничение скоростного режима. Если на улице Желтоксан ограничение скорости 60 км/час, то для комфортного и эффективного движения волна должна быть отрегулирована на 50 км/час, если ограничение 40 км/час, то на 30-35 км/час. Тогда машины не движутся толпами от светофора до светофора и идут потоком и без заторов. Это не мной придумано, это прикладной опыт прошлого века. Но, к сожалению, очень быстро алгоритмы управления перекрестками вернули в прежний режим, и снова поток движется от перекрёстка до перекрёстка, короткими скачками.

Непопулярно, зато эффективно

Вернемся к письму с предложениями. Саринов убежден, что для оптимизации и эффективного использования парковочных мест было бы полезно дифференцировать плату за парковку по географическому принципу: «золотой квадрат» = 500 тенге/час (в наиболее густонаселённом центре города); «серебряное кольцо» = 300 тенге/час (в прилегающих к «золотому» на расстоянии в радиусе 3-5 км); «бронзовый пояс» = 100 тенге/час (на более удалённых от центра территориях города). Тогда желающих парковать машины в центре на целый рабочий день и без крайней необходимости станет меньше. Освободится множество парковочных мест для действительно важных дел и целей. Акимат эту идею начал рассматривать только в 2023 году — естественно, без упоминания авторства.

Руслан Саринов также предлагал активизировать деятельность дорожных служб по сокращению левых поворотов.

– Это общеизвестная разработка, мировой опыт. Левый поворот в городских условиях значительно опаснее, чем правый. Компания UPS (United Parcel Service, США, специализируется на экспресс-доставке и логис тике, — прим.авт.), имеющая вековой опыт экспресс-доставки, разрабатывает для своих автомашин такие маршруты, которые позволяют минимизировать левые повороты. Этим решением компания добилась сокращения аварийных случаев в пять раз, в пять раз сократились затраты на ремонт машин после аварий.

Саринов уверен, что его разработки применимы для любых городов мира, они будут иметь нулевую или микроскопическую затратность, при их внедрении возникает колоссальный экономический эффект. Ведь в пробках люди теряют производительное время – время бодрствования.

– К примеру, в Алматы и Астане средняя стоимость человеко-часа составляет около 5 тысяч тенге. В Нью-Йорке, Лондоне или в Токио экономический эффект будет намного выше. Выходит, надо развивать свою деятельность где-то за рубежом, так как в Казахстане меня не слышат, хотя мои разработки с 2003 года совокупно принесли повышение качества жизни жителям Алматы и Астаны примерно на полтора триллиона тенге (в ценах 2023 года).

Фото автора

Галина Муленкова




32 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Всем добрый день. Система зелёная волна была разработана для алма аты ещё 1989 г. Омскиим институтом. Тогда её прокатывали сутками . В городе алматы есть цуп. Но там уже старое оборудование и эта разработка не подходит для нашего количества автопотока.

  2. Ещё остановки подальше убрат от поворота, например джагелдина Райымбек а там сраз повороте стоййт остановка и всем сильно мещает

  3. Я тоже много чего интересного могу предложить. Например не воровать при строительстве инфраструктуры. У нас почему так долго ничего не делают, потому что долго решают, кто получит основной кусок пирога. Болтают только, а делать ничего не делают. Например уже сейчас не дожидаясь пока пробьют Жубанова ее можно активно задействовать в трафике. Нужен мост через большую алматинку, и разгородить проезд от Момыш улы до Садвакасова.

  4. Остановки общественного транспорта нужно делать перед перекрестком,а не после.2 автобуса остановились на остановке,а третий уже перекрывает перекресток. Пассажиры не могут перейти дорогу,а машины собираются в пробку. Например: Райымбека-Емцова если ехать в западном направлении.

  5. Автор пишет явную чушь мосты развязки все это не решило проблему пробок, только эстакады, путепроводы в несколько этажей смогут решить проблему пробок как в Китае, не надо изобретать велосипед

  6. У нас не общественный транспорт развивать не хотят , автобусы только по прямым улицам ходят . Не светофоры менять . Нет желания что то делать ! В этом проблема . А умных полно , организуйте конкурс , я в нём тоже буду участвовать !)) Как улучшить трафик движения в городе Алматы . Или пустите специалистов из Китая . Или других стран .

  7. Во первых нужно развивать общественный транспорт. Живу в районе парка Ганди , работаю Сейфуллина Аль-Фараби, что бы доехать до работы нужно с пересадкой и пешком 1,5 км . Не выгодно и у многих так ! Автобусы ездят по прямой , это Тимирязева , Сатпаева , Абая . Чего не хватает ? Денег или опыта других стран , наверное желания! Очень много людей заезжает в город заработать это вторая проблема ! Нужно думать об этом и трудоустраивать людей на местах ! Почему продаем нефть сырую а не готовые продукты ! Древесину а не продукт из нее , и т.д. кругом склады и базары , производства нет . Помните пандемию когда все выехали на места проживания ? Город был пустой . Автор где то прав ! Менять нужно и светофоры и разметку . В Стамбуле есть что то похожее на нашу Тимирязева, но там люди не переходят через дорогу с автобусной остановки а переходят по эскалатору или по ступеням по мосту через дорогу . Не мешая машинам , поток идёт быстро авто . У нас в городе есть проблемные перекрёстки , повороты налево и где узко , увеличить время стрелки светофора налево на 10-15 сек. Проблемы накапливания машин не будет . Абая Сейфуллина если ехать вверх по Сейфуллина , светофор говорит почти 70 сек . А на Сейфуллина Сатпаева 30 сек , потому там постоянно все стоит , не ужели это трудно понять ? На кульджинском тракте и Рыскулова, проблема 6 полос переходят резко в две полосы , три по прямой и с Рыскулова выезд , не ужели нельзя плавно сделать расширить там дорогу места полно . У нас в Алматы полно места для стоянок , но то частная территория шлагбаум , то зелёная зона , закрыть арыки вдоль улиц плитами сделать доступ через решетки или люки и пожалуйста парковка не в доль дороги . В Европе в старых городах нет такого пространства как у нас , но мы не пользуемся умело . Сейфуллина сузили ниже Шевченко так что одна полоса верх и вниз , велосипедная дорожка там кому то нужна ? Ехать в думу машин ! И припаркованные авто в три ряда ! Думаю проблема в желании ! Есть умные люди которые действительно могут решить проблему пробок ! Я всего лишь работаю водителем и то понимаю как сделать лучше ! Может руководство города прислушается к людям ? Реализует работающие проекты а не замена бордюров летние на зимние ? Конкурс объявит , есть у нас ведь молодые и умные !

  8. Респект Раке, очень большое дело, научный подход к движению транспорта. Не отчаивайтесь, у нас это не принято отмечать инициативу граждан.

  9. Перед рынком Алтын Орда установлены знаки «остановка запрещена» ,но никто не следит за их исполнением.

  10. Этот чудной эксперт сначала отрицает зарубежный опыт, а потом сам предлагает применять то что до него уже применяли( например левые повороты) которые описаны в документах города с 2013 г. Вопрос с мостами и пешеходными дублерами обсуждался еще году в 2016 при проектировании БРТ на Жандосова где и была первая попытка это реализовать. Про ликвидацию зелёной полосы на АльФараби вообще гордости ни у кого быть не может. Но он упорно все считает своим ноу хау.. Цирк а не эксперт одним словом..Можно сказать, а давайте еа луну посмотрим одним глазом, а не двумя и кто то же так сделает. Так вот он готов все это запатентовать.

  11. Все наши беды с пробками южной столицы начались с приходом недалёкого чиновника по фамилии Байбек. Этот кретин почему то решил, что въезды во дворы и многие улицы Алматы нужно заузить. Плюс ко всему он убрал многие автобусные карманы, что существенно усугубило ситуацию с пробками. А подземные переходы в центре? Зачем надо было рисовать на этих перекрестках зебры? Ведь теперь при повороте, автомобили вынуждены пропускать пешеходов, которые могут пройти улицу по подземке. А это заставляет потоки машин стоять дольше на перекрёстках!

  12. А если нас с друзьями, акимат попросил бы, урегулировать пробки, да мы за неделю решили бы. И еще впридачу кучу новинок без авторства и без вознаграждения…

  13. Так внимательно читал и поддерживал его идеи до последних строк и разочаровался в нем. Если он считает что средняя стоимость человека час в Казахстане 5000 тенге, то и все его расчеты не правильные!

  14. Здравствуйте! Можно не поднимать стоимость парковки, нужно сделать их как можно больше, во всех всевозможных местах,таким образом,убрать припаркованные автомобили с проезжей части. Я думаю, что люди рады заплатить за парковку в городе, а припарковаться негде.

  15. Если по его расчетам средняя стоимость человека час в Казахстане составляет 5000 тенге, тогда понятно какие остальные расчеты)))

  16. Ничего не добавлю особо потому , что я пишу каждый раз об этом. Но за сколько лет ничего не изменилось. Я не верю в этот Казахстан и в этих людей кто руководит, решает вопросы . 5Джи в городе там где уже есть GRON **** . У НАС ВООБЩЕ ВСЕ В ГОРОДЕ. Зачем мне ваша недосвязью когда есть GRON или обычная оптика , надоели со своими громкими заявлениями. Желание у меня одно , отправить в котел ада 👹. Даже проклятого медного кабеля нет, вообще бред. Операторы связи ленивые эти , что не хотят делать нормальную связь везде в городе проехался и только на вокзале интернет имеет 30 уже ближе к ночи а везде 150-230 пинг . не могут они влиять на это ,своей ленью эти.. Могут. За дураков держат , «СПЕЦИАЛИСТЫ» . Мне не за 90 что бы меня так обманывать было легко.

  17. Честно говоря подправить ситуацию можно но уже не исправить потому что слишком много настроили домов и муравейников архитектура города максимально до одного миллиона человек для комфортного проживания и про землетрясение не забудь те рано или поздно нам не избежать этого

  18. Разворотами рязваязку загрузили надо до рязвазки сделат для разворта место для разворота по русколова

  19. При левых поворотах на многих перекрестках желательно установить светофоры со стрелкой или отрегулировать работу светофора так, чтобы для встречного потока на какое то время загорался красный свет, а для поворачиваемых налево горел ещё зелёный. Это уже реализовано на некоторых перекрестках. Например такое нужно сделать на перекрестках Толе би — Розыбакиева, Толе би — Ауэзова и подобных им, где собираются большие пробки машин собирающихся повернуть налево.

  20. Ничего не поможет пока не закроют халявные приватизированные гос.здании это АДК,АхБК фабрика Иерей,,АЗТМ заводы ,фабрики и столькаже арендаторов которые заезжают и выезжают на личной автомашине с пригорода вот и вам пробки в час пик утром и вечером что и требовалось доказать а доказать??закройте на неделю эти халявные объекты под всяким предлогом и увидите результат а таких объектов по городу уйма,одни торговые центры и торгаши,раньше был зелёный базар,Тастак и Никольский все нормальные а шас горд Бамбей стало,это все бывшие Акимы виноваты во всех пробках,Алма-Ата не резиновая господа шиновники.