Почему иностранцы влюбляются в Казахстан?
В прошлом году Казахстан посетили больше 11 миллионов иностранных туристов, это почти в два раза больше, чем в 2022-м. А в самом начале этого года CNN Travel опубликовал список лучших мест для путешествия, и первое место в нем занял Алматы. О том, чем Алматы и Казахстан в целом привлекают иностранных туристов, Exclusive.kz с Али Жумалы, основателем туристической компании Qoshqeldin Almaty.
– В мировых рейтингах Алматы неожиданно стал признаваться одним из лучших мест для туризма. Насколько эта оценка адекватна? Для нас, алматинцев, это кажется странным – что тут такого, чего иностранцы не могут увидеть в других странах.
– Алматы действительно стал популярным направлением для международных клиентов. И с каждым годов становится все популярнее. Я это вижу по кратному росту нашей компании. И это касается не только Алматы, но и всего Казахстана.
Больше всего у нас клиентов из арабских стран и Индии, но растет и число туристов из Европы, а также из Южной и Юго-Восточной Азии. В случае последних важную роль сыграло появление новых авиарейсов.
Привлекательность Алматы связана с тем, что здесь есть буквально все, что хочет получить клиент, который вылетает за рубеж. Во-первых, природа: рядом с Алматы много красивых мест, а чтобы пойти в горы не нужно даже далеко ехать и выезжать из города. Во-вторых, в самом городе развитая инфраструктура: отели, рестораны, бары, ночные клубы, шопинг-моллы и так далее. Иностранцев еще очень удивляет и впечатляет гостеприимство наших соотечественников.
– Как к вам пришла идея открыть туристический бизнес? Это довольно нетипично для молодежи, у нас в основном все хотят работать в IT и других модных сферах.
– Эта идея возникла три с половиной года назад. Но вообще, я и до этого работал в туристической сфере в качестве гида. Во время обучения в университете для меня это было хорошо оплачиваемым хобби.
Потом я надолго уехал за рубеж, но ко мне обращались компании, с которыми я работал раньше, и клиенты, которые хотели еще раз приехать в Казахстан. Я говорил, что сейчас не живу в Алматы. Но однажды у меня возникла идея. У меня был друг, который находился в Алматы и у которого не было работы. Я предложил ему попробовать себя в качестве гида. Он достаточно хорошо справился, и потом отправил мне «рахмет» на Kaspi. Тогда и появилась идея сделать компанию, предлагающую услуги гидов.
Сарафанка хорошо работала, мы постепенно развивались. На данный момент у нас есть сайт almaty-tours.com, сеть агентов по нашим основным странам-партнерам – это Индия, Эмираты, Саудовская Аравия, – а также сеть агентов в Казахстане.
– Может быть, растущий интерес просто связан с эффектом низкой базы? Мы же долгое время были просто белым пятном на карте, а люди, которые любят путешествовать, уже всем пресытились, объездили всю Европу, Азию, Индию и так далее.
– В некотором смысле это так. Для клиентов это новое, неизведанное направление, которого они раньше не видели. Некоторые иностранные гости, когда приезжают, удивляются, что Алматы настолько интересное место для посещения, потому что у них в подсознании это было чем-то вроде Ирака.
Сейчас Казахстан достаточно хорошо раскручен в сети. Наши тревел-блогеры публикуют посты в Instagram и Tik-Tok, которые становятся очень популярными. Также наше Министерство туризма хорошо работает с иностранными блогерами.
В основном людей привлекает, конечно, природа. Причем не только в Алматы, но и на западе Казахстана, в Мангистауской области.
– Наверное, без Алматинской области Алматы не так интересен. Что вы показываете своим клиентам в окрестностях Алматы?
– Самые популярные дестинации – озеро Кульсары, Чарын, озеро Каинды. Это первые картинки, которые выходят у людей в гугл, когда они ищут Алматы. И в первую очередь, туристы хотят посетить именно их.
– Предлагаете ли вы своим клиентам какие-то особенные локации и услуги?
– Почти все клиенты удовлетворяются тем набором услуг, которые предлагает большинство компаний. Но у некоторых клиентов бывают специфические пожелания, например, выехать на охоту, отправиться куда-то с палатками. Такие туры мы тоже организуем, но больше под индивидуальный запрос.
– А никто из ваших клиентов не хочет пожить в ауле, окунуться в атмосферу нашего быта?
– Посмотреть, как живут местные люди – это довольно частый запрос. Я в этом случае спрашиваю клиентов: «Вы хотите настоящую жизнь или шоу-программу?».
Например, недавно недалеко от Алматы появился этно-аул «Гунны». Это очень успешный проект сейчас, все турагентства отправляют туда своих клиентов. Это шоу-программа с казахской музыкой, с казахской одеждой, с казахскими сладостями, казахскими играми. Она длится всего несколько часов, и часто клиентам этого достаточно.
Но некоторым клиентам интересно посмотреть, как живут настоящие казахи. Для них мы организуем туры с проживанием в гест-хаусе, то есть в доме с местными жителями. Например, рядом с Кульсары и Чарыном есть село Саты, там много таких гест-хаусов.
Там можно, например, поесть казахскую кухню. Причем ее могут адаптировать под запросы клиентов. У нас много туристов из Индии, и они в основном вегетарианцы. И наши партнеры готовят еду в казахском стиле, но без мяса и без яиц.
И жители на это тоже с удовольствием идут, потому что деньги можно заработать хорошие. В Саты сейчас через каждый дом стоит гест-хаус. Хозяин обычно спит в одной комнате, а остальные оборудует для гостей. Этот опыт хотят повторить и в других поселках в Казахстане.
– Из каких стран чаще всего приезжают туристы? Как бы вы в целом описали своих клиентов?
– У каждой компании свои рынки, поэтому могу говорить только за нас. Мы работаем в основном с индусами, не только из Индии, но и с теми, кто живет в арабских странах. В последнее время стало много азиатов, например, из Малайзии, Сингапура, Гонконга.
Мы в основном организуем индивидуальные туры, групповые делаем редко. А индивидуальные туры стоят дороже, поэтому наши клиенты имеют заработок выше среднего.
Мы бы хотели больше работать с китайцами. Но китайцы берут туры только у китайцев, они приезжают сюда на своих автобусах со своими гидами.
И это важный момент, про который мало говорят. В Узбекистане, например, есть политика защиты своего туристического бизнеса. Когда ко мне приходят клиенты и спрашивают, могу ли я организовать для них тур в Узбекистан, я отвечаю, что, к сожалению, нет. Мы как казахи не можем к ним заезжать и проводить свои туры, мы должны передавать наших клиентов на границе узбекским партнерам.
К нам могут зайти все, никаких барьеров нет. Но проблема в том, что в этом случае отток капитала идет иностранным компаниям. Деньги остаются у иностранцев, а не у нас.
Я сейчас веду два бизнеса. В сфере туризма к нам идут иностранные клиенты, которые тратят деньги в Казахстане, и, соответственно, эти деньги остаются в Казахстане. Также я занимаюсь зарубежным образованием – наша компания отправляет казахстанских студентов в иностранные университеты. Зарубежные университеты платят нам за привлечение клиентов, то есть в любом случае капитал в моих бизнесах остается здесь, в Казахстане.
Я считаю, что нам нужно защищать свой бизнес.
– Принято считать, что в Казахстане в целом плохая инфраструктура. У нас неоправданно дорогие отели, сервис низкого уровня, питание разнообразное, но тоже не дешевое. У нас нет нормальных придорожных туалетов. Насколько это влияет на желание людей приезжать в Казахстан? И меняется ли как-то ситуация в последнее время?
– Иностранный клиент летит в Казахстан в первую очередь ради экзотики. То есть он понимает, что здесь не будет каких-то шикарных условий.
Ситуация с инфраструктурой с каждым годом меняется, открывается больше отелей, между ними идет конкуренция, цены немного снижаются, а качество сервиса растет.
– Проводите ли вы исторические туры? Если бы я была иностранным туристом, мне очень интересно было бы узнать, кто такие казахи, какие у них традиции, в чем суть кочевого образа жизни. Есть ли у вас какой-то нарратив о казахах, легенда, которую вы рассказываете своим клиентам?
– Исторические туры у нас достаточно редко запрашивают. Это максимум 2% от всех запросов. Но если такой интерес есть, мы организуем. У нас в команде есть два историка. Один из них, мой хороший друг Амир, мы вместе учились.
И вот я бы вам представил Амира, и он бы вам показал исторические места. Например, петроглифы Тамгалы-тас в Алматинской области. Или мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестанской области, тоже с богатой историей.
Мы стараемся подстраиваться под клиента, поэтому важно, откуда вы. И мы сможем подобрать для вас уникальную программу.
– Кажется, в этом плане мы сильно проигрываем тому же Узбекистану. Но было бы хорошо, если бы мы не конкурировали между собой, а создали бы какой-то совместный маршрут. То есть чтобы человек мог сразу посмотреть всю Центральную Азию. Ест ли у вас подобные планы?
– Это было бы замечательно, и мы пытаемся сейчас делать подобное с нашими партнерами. У нас есть ребята, которые проводят туры в Кыргызстане и Узбекистане.
Тренд на туристические маршруты по Центральной Азии есть. Наши клиенты после Казахстан часто едут в Кыргызстан, потом в Узбекистан. Некоторые и в Туркменистан еще едут. Но часто клиенты сами ищут маршруты. И было бы хорошо, конечно, если бы мы вместе с нашими коллегами-соседями кооперировались и делали совместные туры.
Комментариев пока нет