Почему казахстанский бизнес боится работать с государством - Exclusive
Поддержать

Почему казахстанский бизнес боится работать с государством

В феврале на первом заседании правительства Олжаса Бектенова президент Казахстана раскритиковал сложившуюся ситуацию с раскрытием потенциала государственно-частного партнерства. Он поручал «оперативно разобраться с этим вопросом», но вскоре власти про это забыли. Никаких изменений в регулировании ГЧП так и не произошло, а проблемы, о которых бизнесмены говорят десятилетиями, по-прежнему игнорируются.

Напомним, что государственно-частное партнёрство (ГЧП) изначально задумывалось как способ привлечь бизнес к реализации инфраструктурных проектов с разделением рисков между предпринимателями и государством. Как неоднократно утверждало правительство при разных премьер-министрах и составах Кабмина, ГЧП должно было стать «гибким и эффективным инструментом, ускоряющим развитие социальной инфраструктуры и снижающим нагрузку на государственный бюджет». 

Однако в результате всё произошло с точностью да наоборот. И виноваты в этом в первую очередь непрозрачность взаимодействия власти с бизнесом и отсутствие чётких правил игры.

В недавнем послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил правительству задачу – «определить пул масштабных проектов «под ключ», которые могут быть профинансированы международными финансовыми организациями через механизм ГЧП». При этом, по неизвестной причине президент не стал напоминать, что всего полгода назад, когда Олжас Бектенов стал премьер-министром, он резко раскритиковал сложившуюся неэффективную работу системы ГЧП и заявлял о необходимости оперативного решения накопившихся проблем. 

– Государственно-частное партнерство у нас представляет собой по сути схему скрытого бюджетного финансирования частных проектов. Работа по перезагрузке системы государственно-частного партнерства идет медленно, ощутимых результатов пока нет. Правительству нужно, наконец, разобраться с этим вопросом. Не надо «изобретать велосипед» – используйте передовой мировой опыт, привлеките международные финансовые организации, которые предложат проверенные временем подходы. Эту задачу требуется решить оперативно, – говорил Токаев в феврале.

Через день после этих слов правительство провело совещание по вопросам реализации поручений, на котором Бектенов заявил министрам, что им «предоставлено достаточно полномочий для эффективного наращивания темпов роста, активного проведения диверсификации экономики, привлечения инвестиций, решения всех стоящих задач» и многозначительно добавил, что «темп работы будет высоким, а спрос – жёстким». 

Но прошло 7 месяцев, – а по вопросу проблем ГЧП правительство так никаких действий не предприняло. И даже не рассматривало. Из пресс-релиза в пресс-релиз правительство лишь утверждало, что «ведёт системную работу для дальнейшего улучшения инвестиционной привлекательности страны», но конкретного решения системным проблемам не предлагало. 

Теперь, после того, как Токаев сказал в послании о необходимости «определить пул масштабных проектов», правительство вдруг заявило о своём желании «провести ревизию мер поддержки предпринимательства и упорядочить проверки бизнеса» и «проработать вопрос создания фондов подготовки проектов ГЧП с привлечением международных финансовых институтов, в том числе путем привлечения займа под государственную гарантию».

Получается, вновь предлагается общая реакционная мера в ответ на послание, но с глобальным застоем власти никак не борются.

Одна из главных претензий к ГЧП в Казахстане, высказываемая бизнесом и финансовыми аналитиками, – его непрозрачность. Практически все проекты в рамках ГЧП реализуются без открытых тендеров, через прямые переговоры, что снижает конкуренцию и создаёт благоприятную почву для коррупционных схем. В результате сделки оказываются выгодными для отдельных частных партнёров, но не приносят ожидаемой пользы государству и обществу. 

Например, в ряде проектов по строительству социальных объектов, таких как школы и больницы, затраты для государственного бюджета превышают первоначально заявленные суммы, что вызывает критику со стороны общественности и экспертов. 

Ещё 4 года назад Наталья Годунова, будучи на тот момент главой счётного комитета, указала на то, что в нашей стране «на привлечение 1 тенге частных инвестиций в рамках ГЧП затрачивается 2 тенге бюджетных средств». Рустам Журсунов, будучи бизнес-омбудсменом, также приводил аналогичные цифры и отмечал, что, в отличие от Казахстана, за рубежом при реализации ГЧП на затрату 1 государственного условного тенге приходится 3 условных тенге частных инвестиций. 

Счётный комитет предлагал разработать методики расчёта социально-экономического эффекта от проектов ГЧП, но это предложение было проигнорировано. Уже в этом году бывший премьер-министр Алихан Смаилов, заняв должность Годуновой, заявил в ходе комментирования исполнения республиканского бюджета за 2023 год, что «деньги должны работать на экономику и во благо казахстанцев» и назвал невыполнение задачи по снижению нагрузки на бюджет при реализации ГЧП проблемным вопросом.

Ещё одна проблема ГЧП – отсутствие чётких правил игры. Предприниматели неоднократно отмечали, что требования к участникам проектов ГЧП из-за отсутствия конкретных законодательных ограничений часто меняются в процессе их реализации. Это, в свою очередь, затрудняет участие честных компаний и приводит к тому, что в партнёрстве с властью становятся заинтересованы лишь компании, изначально имеющие связи с государственными структурами и лицами, способными решать проблемы, что называется, «по-братски». Из-за этого бизнес, способный и готовый быстро решить при помощи своих вложений инфраструктурные проблемы страны, отказывается этим заниматься, опасаясь возрастания рисков.

Бывший депутат мажилиса Берик Оспанов ещё в 2017 году на заседании совета по экономической политике при фракции партии «Нур Отан» говорил, что отсутствие чёткой координации в государственных органах в сфере ГЧП является большой проблемой привлечения инвестиций в страну. При этом, с 2012 по 2017 годы все проекты регулировал целый координационный совет при правительстве, в который входили премьер-министр, различные министры, их заместители, представители Нацбанка, Нацпалаты «Атамекен», глава АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» и руководитель аппарата Верховного суда. Но даже это не помогало осуществлять внятную политику, и данный совет в итоге был распущен.

Правовая база, регулирующая ГЧП в Казахстане, в целом остаётся несовершенной и нуждается в серьёзных доработках. Отсутствие единых критериев и стандартов, которые обеспечивали бы баланс интересов государства и частных инвесторов, остаётся одной из главных системных проблем. 

Exclusive.kz ещё 10 лет назад публиковал позицию аналитика Жанар Тайжановой, работавшей тогда в АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», о проблемах законодательства по регулированию ГЧП в сфере естественных монополий с приведением конкретных примеров их влияния на реализуемые тогда концессионные проекты. Всё, что было сказано тогда, актуально и сейчас. 

А экономист Нурлан Сакуов и эксперт в сфере ГЧП Назгуль Узалина писали в 2021 году в издании inbusiness, что слабая правовая защищенность сдерживает казахстанских инвесторов.

– В Казахстане предприниматель, желающий инвестировать через механизмы ГЧП, не сможет найти какую-либо формализованную площадку, где размещен портфель потенциальных ГЧП-проектов, как это делается, к примеру, на сайте invest.gov.kz для иностранных инвесторов. У инвестора нет правовой возможности для предварительного обсуждения проекта конкурсной документации, который готовит госпартнер, как это предусмотрено в сфере государственных закупок. Информация о расторгнутых проектах, которых на сегодня 52, отсутствует. Судебная практика по таким проектам госорганами не ведется. Поэтому причины их расторжения не понятны. Данных о возможных случаях пересмотра соглашений и досрочном их прекращении тоже нет. Есть случаи, когда вовремя не регистрировали договор ГЧП в казначействе минфина. В итоге проект терял статус ГЧП, а инвестор свои деньги. Административный кодекс практически не предусматривает санкции за нарушения должностными лицами законодательства ГЧП, – перечислялись тогда проблемы, которые так до сих пор остались не решены.

В послании 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев кратко заявлял, что «многие проекты ГЧП стали «кормушкой» для недобросовестных предпринимателей и чиновников» и поручал принять новый закон, направленный на улучшение прозрачности и эффективности регулирования ГЧП, но этого так и не произошло. По итогу того послания правительство Смаилова лишь внесло несколько поправок, не изменяющих глобально систему, в действующий закон от 2015 года

По итогу столь упрямое игнорирование проблем отсутствия прозрачности, неопределённых правил и чрезмерной финансовой нагрузки на государственный бюджет оставляют систему ГЧП неэффективной и непривлекательной для бизнеса. Несмотря на то, что про это говорят уже на протяжении десяти лет, правительство продолжает саботировать поставленные президентом задачи и восхваляет ГЧП в своих пресс-релизах громкими самодовольными фразами по типу «остров безопасности в период кризиса».

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *