Почему Казахстану необходима транзитная железная дорога с евро-китайской колеёй?    - Exclusive
Поддержать

Почему Казахстану необходима транзитная железная дорога с евро-китайской колеёй?   

Князья командуют народами,
но князьями командуют интересы.
герцог Анри де Роган

Вода – это жизнь. На нашей планете жизни без воды просто не бывает, без воды – это смерть. Всё просто настолько просто, что проще некуда.

Между смертью и жизнью имеется только одна страшная грань – это мультипликация бедствия от единичного случая до всеобщей катастрофы. И еще есть разница в смертном часе – расширение бедствия занимает больше времени, чем смерть одного организма. Вся циничная разница только в том, что человек умирает быстрее, а страна – медленнее.

Безводье в любом случае означает смерть страны. Поэтому вода для страны – это вопрос ее коллективного выживания. И в этом вопросе любая страна прежде всего подумает о себе – это базовый инстинкт самосохранения, и потому любая страна будет защищать свою воду, начиная с первичных источников.

Узбекистан тревоги нашей

В Центральной Азии главным вопросом является водоснабжение Узбекистана. Эта страна с 36-миллионным населением – это обширная тюркская платформа, которая обеспечивает единство всего региона. Спокойствие этой страны – залог спокойствия всего региона: Узбекистан граничит со всеми странами региона, и его проблемы могут прямо повлиять на всех. И вот прямо сейчас воды для этой страны не хватает.

В советские времена этот вопрос попытались бы решить переброской воды из сибирских рек. Но былой Средней Азии уже нет и Турана тоже пока нет. Таким образом, надгосударственный механизм разрешения противоречий отсутствует. А они становятся лобовыми — прежде всего по Амударье.

И здесь уже завязаны узлы гидро-политические узлы будущих конфликтов. Начнем с верховий. Воды Амударьи и ее истоков оставляют себе Афганистан и Таджикистан. Реку иссушает Каракумский канал шириной до 200 метров и глубиной до 8 метров. Его потери в грунтовом русле ужасны, но он продолжает забирать воду в Туркменистан и терять ее в не поддающихся точному подсчету объемах. Модернизировать водозатратное сельское хозяйство, причем сразу всего региона, уже поздно, да и кто обеспечит одним траншем финансирование в сотни миллиардов долларов?

Это и есть главный узел проблем, а их, как указано выше, несколько. Для нас всех главное – лишь бы эти узлы не начали рубить, лишь бы никто не перешел этот канал под названием «Рубикон». Но что делать узбекскому руководству, как напоить целую страну? Более-менее стабильным выглядит состояние с обеспеченностью водой в Фергане. Но и там проблема с перенаселенностью всё более усугубляется, и она также связана с нехваткой земли и той же воды.

Межгосударственная проблема – воды-всем-не-хватит

Уже раздаются возражения типа «не надо нагнетать». А может, пора уже вынуть голову из песка «шукуризма»? Наверное, и перед Ашаршылыком были мнения, что не всех же раскулачивают или так им и надо, «феодально-байским элементам». И невдомек им было, что беда иногда идет в обход, вначале по соседям. А потом она ломает все двери подряд.

И да, в этих будущих водных конфликтах нам делать нечего. Но принять профилактические меры мы обязаны – хотя бы для собственной превентивной безопасности. И эту безопасность мы должны начинать с себя – подать воду на свои собственный юг. А потом – и Узбекистану и другим соседям, но не бесплатно же. А потом уже внедрять массированно водосберегающие чудеса.

Нам воду никто не подаст. И никто не сможет нам ее даже продать. Ледники тают, сезонность осадков тоже не внушает оптимизма. И потому наши соседи оставляют «свою» воду себе.  Упрощая разные схемы нехватки воды и ее распределения, мы должны увидеть главное сущностное для нас самих: нам не хватает воды для нашего десятимиллионного юга, а это половина населения нашей страны.

Взять воду нам неоткуда, кроме как из нашего Иртыша. И нам придётся ее взять, тем или иным способом. Что нужно для изъятия воды? Отчаянная смелость или «договоро-способность вкруговую» по всем границам? Лучше, конечно, второе, тем паче что ключевые министры и советники властей всех соседних стран ознакомлены с планом этого водопровода жизни. Более того, российский министр сельского хозяйства Александр Ткачёв еще в 2016 году предложил проект переброски воды из Алтайского края РФ водоводом через Казахстан в СУАР. Но Китай пока молчит.

И у нас есть стратегический интервал, чтобы взять инициативу в свои руки и перебросить воду, чтобы спасти свой юг и помочь братскому Узбекистану. В таких вопросах оглашается меньше, чем известно. Но уже можно и нужно сказать, что и российский премьер-министр М.В. Мишустин в курсе данного проекта, принципиальных возражений нет. Политически поддерживают проект и готовы по-братски финансировать Эрдоган и Алиев. Но почему молчит наше правительство, может, там уже рассмотрели предложение Казгипроводхоза или созрел альтернативный план спасения страны?

А ведь это стратегический проект, из тех, которые остаются в веках вместе с именем правителя.

И еще: мы все взрослые образованные люди, которые должны подумать о тех бесчисленных поколениях, которые должны быть после нас. И нам, и будущим нашим поколениям не нужны никакие пирамиды фараонов. За те тысячи лет, что прошли со времен их возведения, они так и не пригодились ни для чего. Единственно, что они проецируют, так это перманентное подростковое удивление-восхищение-непонимание и разные придумки – а зачем их вообще нагромоздили? В сухом остатке получается, что только для удовлетворения прихотей фараонов и удивления всех последующих поколений.

История воздаст всем нам по заслугам. И велика будет заслуга того, кто спасет страну и весь Туран от Засухи.

Джунгарское чудо

Казахстан обладает феноменами, не вымученными, а естественными. Например, есть такое чудо как Джунгарские ворота. Это природный коридор длиной в 50 и шириной в 10-13 километров, остаток-русло древнейшей великой реки Турана, по которой в неогене стекало Великое Ледяное море. Это море раскинулось от Арктики до самого Юга. От него остались Каспий, Арал, Балхаш, Алаколь.

Исторически это не просто проход. Это – выход из одного мира в другой. Через эти ворота прошли все великие завоевания, все великие переселения. И через них прошел Великий Шёлковый путь. Так что это и ворота войны, и ворота торговли-цивилизации.

Заметим, что в этом проходе не обнаружено никаких защитных сооружений. Помимо чисто фортификационной недостаточности любых крепостей, никакая стена наподобие китайской не могла остановить энергию движения древних каганатов. Здесь прошли хунны Чжичжи-шаньюя, будущие гунны Атиллы, все тюркутские и наследные им каганаты, тюрки-монголы, ойраты и, наконец, джунгары. Никого из них невозможно было удержать. Все они шли войной ради грабежа и завоеваний, но пред них шла их мечта о приволье. Согласитесь, что по сравнению с засушливым Такла-Маканом наше Жетысу было раем с водой из множества рек и озер.

И вот теперь через эти ворота идет Китай. Но не с войной он идет, а с миром и торговлей.

Нам в руки идет то, за что жестоко воевали все древние каганы и ханства. Это наше богатство называется контролем за Хартлендом, который начинается с Джунгарских ворот. В них бились за контроль за торговлей и ее пошлинами все наши древние каганы и девять их великих каганатов. А нам биться не надо – контроль нам дан от Всевышнего и судьбами и жизнями сотен поколений наших предков.

Наша задача утилитарна до невозможности: обеспечить транзит и построить караван-сараи. С этой задачей блестяще справились наши предки. Купцы находились под личной защитой каганов – помните же, что Чингисхан начал великую войну после убийства его каравана? Такую личную защиту купцам, а значит, и нам как транзитерам обеспечивает международное право.

Золотой контейнерный транзит

Великий Шёлковый путь идет безостановочно, он есть сам мировой прогресс, его не остановить. А с учетом современных технологий ему безразлично: с нами или без нас. Уже пробиты железные пути через горы в обход нас, то есть без учета наших интересов и наших выгод.

Но на времена года этот путь реагирует перепадами цен на доставку товаров через горные серпантины, и он умеет считать деньги и потому всегда смотрит на Джунгарские ворота. А ворота – наши.

И мы на таком простое распутье: жизнь без Шелкового пути или железная дорога. А ведь эта дорога – не простая, она буквально золотая. Вот официальная статистика: «объемы контейнерных перевозок через Казахстан в направлении Китай–Европа–Китай выросли более чем в 100 раз – с 7,6 тысячи контейнеров в 2013 году до 790 тысяч контейнеров в 2022 году».

За последние десять лет перевезено свыше шести с половиной миллионов контейнеров.

Грубо, но справедливо заметим, что к содержимому этих контейнеров, к производству этих товаров и к их конечному потреблению мы отношения не имеем. Но мы имеем свои транзитные плюсы, как говорится, «что тебе еще надобно, старче?». А нам надо больше, ведь, помимо роста нашей геополитической значимости, мы можем кратно увеличить свои прибыли.

Для этого нужна постройка с нашим участием или наше разрешение на строительство безостановочной транзитной железной дороги с евро-китайской колеёй. Кстати, история будто повторяется. Когда-то в 1897-1903 годах царская Россия построила КВЖД. С 1953 года Китайско-Восточная железная дорога именуется Харбинской и она поныне работает на экономику Китая…

P.S. Продолжение цикла статей «ВОДА ТУРАНА» проекта «Turanian», возможно, последует

Читайте предыдущий материал из этого цикла.

Марлен Зиманов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.