Почему Казахстану необходима транзитная железная дорога с евро-китайской колеёй?
Князья командуют народами,
но князьями командуют интересы.
герцог Анри де Роган
Вода – это жизнь. На нашей планете жизни без воды просто не бывает, без воды – это смерть. Всё просто настолько просто, что проще некуда.
Между смертью и жизнью имеется только одна страшная грань – это мультипликация бедствия от единичного случая до всеобщей катастрофы. И еще есть разница в смертном часе – расширение бедствия занимает больше времени, чем смерть одного организма. Вся циничная разница только в том, что человек умирает быстрее, а страна – медленнее.
Безводье в любом случае означает смерть страны. Поэтому вода для страны – это вопрос ее коллективного выживания. И в этом вопросе любая страна прежде всего подумает о себе – это базовый инстинкт самосохранения, и потому любая страна будет защищать свою воду, начиная с первичных источников.
Узбекистан тревоги нашей
В Центральной Азии главным вопросом является водоснабжение Узбекистана. Эта страна с 36-миллионным населением – это обширная тюркская платформа, которая обеспечивает единство всего региона. Спокойствие этой страны – залог спокойствия всего региона: Узбекистан граничит со всеми странами региона, и его проблемы могут прямо повлиять на всех. И вот прямо сейчас воды для этой страны не хватает.
В советские времена этот вопрос попытались бы решить переброской воды из сибирских рек. Но былой Средней Азии уже нет и Турана тоже пока нет. Таким образом, надгосударственный механизм разрешения противоречий отсутствует. А они становятся лобовыми — прежде всего по Амударье.
И здесь уже завязаны узлы гидро-политические узлы будущих конфликтов. Начнем с верховий. Воды Амударьи и ее истоков оставляют себе Афганистан и Таджикистан. Реку иссушает Каракумский канал шириной до 200 метров и глубиной до 8 метров. Его потери в грунтовом русле ужасны, но он продолжает забирать воду в Туркменистан и терять ее в не поддающихся точному подсчету объемах. Модернизировать водозатратное сельское хозяйство, причем сразу всего региона, уже поздно, да и кто обеспечит одним траншем финансирование в сотни миллиардов долларов?
Это и есть главный узел проблем, а их, как указано выше, несколько. Для нас всех главное – лишь бы эти узлы не начали рубить, лишь бы никто не перешел этот канал под названием «Рубикон». Но что делать узбекскому руководству, как напоить целую страну? Более-менее стабильным выглядит состояние с обеспеченностью водой в Фергане. Но и там проблема с перенаселенностью всё более усугубляется, и она также связана с нехваткой земли и той же воды.
Межгосударственная проблема – воды-всем-не-хватит
Уже раздаются возражения типа «не надо нагнетать». А может, пора уже вынуть голову из песка «шукуризма»? Наверное, и перед Ашаршылыком были мнения, что не всех же раскулачивают или так им и надо, «феодально-байским элементам». И невдомек им было, что беда иногда идет в обход, вначале по соседям. А потом она ломает все двери подряд.
И да, в этих будущих водных конфликтах нам делать нечего. Но принять профилактические меры мы обязаны – хотя бы для собственной превентивной безопасности. И эту безопасность мы должны начинать с себя – подать воду на свои собственный юг. А потом – и Узбекистану и другим соседям, но не бесплатно же. А потом уже внедрять массированно водосберегающие чудеса.
Нам воду никто не подаст. И никто не сможет нам ее даже продать. Ледники тают, сезонность осадков тоже не внушает оптимизма. И потому наши соседи оставляют «свою» воду себе. Упрощая разные схемы нехватки воды и ее распределения, мы должны увидеть главное сущностное для нас самих: нам не хватает воды для нашего десятимиллионного юга, а это половина населения нашей страны.
Взять воду нам неоткуда, кроме как из нашего Иртыша. И нам придётся ее взять, тем или иным способом. Что нужно для изъятия воды? Отчаянная смелость или «договоро-способность вкруговую» по всем границам? Лучше, конечно, второе, тем паче что ключевые министры и советники властей всех соседних стран ознакомлены с планом этого водопровода жизни. Более того, российский министр сельского хозяйства Александр Ткачёв еще в 2016 году предложил проект переброски воды из Алтайского края РФ водоводом через Казахстан в СУАР. Но Китай пока молчит.
И у нас есть стратегический интервал, чтобы взять инициативу в свои руки и перебросить воду, чтобы спасти свой юг и помочь братскому Узбекистану. В таких вопросах оглашается меньше, чем известно. Но уже можно и нужно сказать, что и российский премьер-министр М.В. Мишустин в курсе данного проекта, принципиальных возражений нет. Политически поддерживают проект и готовы по-братски финансировать Эрдоган и Алиев. Но почему молчит наше правительство, может, там уже рассмотрели предложение Казгипроводхоза или созрел альтернативный план спасения страны?
А ведь это стратегический проект, из тех, которые остаются в веках вместе с именем правителя.
И еще: мы все взрослые образованные люди, которые должны подумать о тех бесчисленных поколениях, которые должны быть после нас. И нам, и будущим нашим поколениям не нужны никакие пирамиды фараонов. За те тысячи лет, что прошли со времен их возведения, они так и не пригодились ни для чего. Единственно, что они проецируют, так это перманентное подростковое удивление-восхищение-непонимание и разные придумки – а зачем их вообще нагромоздили? В сухом остатке получается, что только для удовлетворения прихотей фараонов и удивления всех последующих поколений.
История воздаст всем нам по заслугам. И велика будет заслуга того, кто спасет страну и весь Туран от Засухи.
Джунгарское чудо
Казахстан обладает феноменами, не вымученными, а естественными. Например, есть такое чудо как Джунгарские ворота. Это природный коридор длиной в 50 и шириной в 10-13 километров, остаток-русло древнейшей великой реки Турана, по которой в неогене стекало Великое Ледяное море. Это море раскинулось от Арктики до самого Юга. От него остались Каспий, Арал, Балхаш, Алаколь.
Исторически это не просто проход. Это – выход из одного мира в другой. Через эти ворота прошли все великие завоевания, все великие переселения. И через них прошел Великий Шёлковый путь. Так что это и ворота войны, и ворота торговли-цивилизации.
Заметим, что в этом проходе не обнаружено никаких защитных сооружений. Помимо чисто фортификационной недостаточности любых крепостей, никакая стена наподобие китайской не могла остановить энергию движения древних каганатов. Здесь прошли хунны Чжичжи-шаньюя, будущие гунны Атиллы, все тюркутские и наследные им каганаты, тюрки-монголы, ойраты и, наконец, джунгары. Никого из них невозможно было удержать. Все они шли войной ради грабежа и завоеваний, но пред них шла их мечта о приволье. Согласитесь, что по сравнению с засушливым Такла-Маканом наше Жетысу было раем с водой из множества рек и озер.
И вот теперь через эти ворота идет Китай. Но не с войной он идет, а с миром и торговлей.
Нам в руки идет то, за что жестоко воевали все древние каганы и ханства. Это наше богатство называется контролем за Хартлендом, который начинается с Джунгарских ворот. В них бились за контроль за торговлей и ее пошлинами все наши древние каганы и девять их великих каганатов. А нам биться не надо – контроль нам дан от Всевышнего и судьбами и жизнями сотен поколений наших предков.
Наша задача утилитарна до невозможности: обеспечить транзит и построить караван-сараи. С этой задачей блестяще справились наши предки. Купцы находились под личной защитой каганов – помните же, что Чингисхан начал великую войну после убийства его каравана? Такую личную защиту купцам, а значит, и нам как транзитерам обеспечивает международное право.
Золотой контейнерный транзит
Великий Шёлковый путь идет безостановочно, он есть сам мировой прогресс, его не остановить. А с учетом современных технологий ему безразлично: с нами или без нас. Уже пробиты железные пути через горы в обход нас, то есть без учета наших интересов и наших выгод.
Но на времена года этот путь реагирует перепадами цен на доставку товаров через горные серпантины, и он умеет считать деньги и потому всегда смотрит на Джунгарские ворота. А ворота – наши.
И мы на таком простое распутье: жизнь без Шелкового пути или железная дорога. А ведь эта дорога – не простая, она буквально золотая. Вот официальная статистика: «объемы контейнерных перевозок через Казахстан в направлении Китай–Европа–Китай выросли более чем в 100 раз – с 7,6 тысячи контейнеров в 2013 году до 790 тысяч контейнеров в 2022 году».
За последние десять лет перевезено свыше шести с половиной миллионов контейнеров.
Грубо, но справедливо заметим, что к содержимому этих контейнеров, к производству этих товаров и к их конечному потреблению мы отношения не имеем. Но мы имеем свои транзитные плюсы, как говорится, «что тебе еще надобно, старче?». А нам надо больше, ведь, помимо роста нашей геополитической значимости, мы можем кратно увеличить свои прибыли.
Для этого нужна постройка с нашим участием или наше разрешение на строительство безостановочной транзитной железной дороги с евро-китайской колеёй. Кстати, история будто повторяется. Когда-то в 1897-1903 годах царская Россия построила КВЖД. С 1953 года Китайско-Восточная железная дорога именуется Харбинской и она поныне работает на экономику Китая…
P.S. Продолжение цикла статей «ВОДА ТУРАНА» проекта «Turanian», возможно, последует
Читайте предыдущий материал из этого цикла.
Комментариев пока нет