Почему Казахтелеком определён единым оператором маркировки лекарств - Exclusive
Поддержать

Почему Казахтелеком определён единым оператором маркировки лекарств

В недрах министерства национальной экономики зреет решение об обложении НДС лекарственных средств, медицинских изделий и услуг. Сейчас оно находится на стадии обсуждения в экспертных кругах. Но уже с 1 июля вводится 100% цифровая маркировка на лекарства.

Нагрузка на потребителей

– Это несёт казахстанцам автоматическое удорожание этих товаров минимум на 16%. Ещё 12% составляет сам НДС, плюс затраты на бухгалтера, которого аптеки будут вынуждены брать в штат. Помимо этого есть дополнительные разовые расходы на приобретение компьютерной техники и программ. По примерным подсчетам, в среднем каждая аптека потратит на эти цели около полумиллиона тенге. Мы, владельцы аптек, как звено-посредник, будем вынуждены вытаскивать эти деньги из карманов потребителей, – считает руководитель Казахстанской ассоциации независимых аптек Талгат Омаров.

Когда говорят, что маркировка, которую хотят ввести с первого июля текущего года, будет составлять сущий мизер – с каждой единицы товара от 0,3 до 3 тенге (в среднем – 2,4), но это лукавство, реальные расчеты показывают совсем другое. Любую городскую аптеку ежедневно посещает около 100 человек, каждый из них покупает в среднем по четыре наименования продукции. Если 400 единиц товара умножить на 363 дня, а полученное – на 2,4 тенге, то в итоге оператор маркировки получит за свои услуги от одной аптеки 348 480 тенге в год и почти 3,5 млрд. с 10 тысяч аптек имеющихся в стране.

Когда государство работает в интересах неких частных лиц

Постановлением правительства РК от 3 марта 2020 года единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров, причём не только лекарственных, но и всех других медицинских средств, определён АО «Казахтелеком».

– Нам внушают, что это нужно для прослеживаемости товара: кто является его производителем, оптовиком, конечным реализатором, потребителем и т.д., Но те предприниматели, которые занимаются реализацией уже маркированных товаров, например, табачных и спиртных изделий, обуви, одежды из меха, утверждают, что её на самом деле нет. Да мы и сами уже успели столкнуться с этим. Недавно я покупал дубленку из овчины. Продавцы магазина заявили изначально, что она стоит 430 тысяч. Я поторговался и купил за 185 тысяч, но за наличный расчет. Это наглядный пример того, что в магазинах продаются контрафактные товары. Но если маркировка не является рабочим механизмом, тогда зачем она нужна, – говорит Талгат Омаров.

А вслед за этим он задаёт следующие вопросы: «Неужели это необходимо для того чтобы пополнять счета АО «Казахтелеком» десятками и сотнями миллиардов тенге, которые мы, владельцы аптек, как звено-посредник, будем вынуждены забирать у потребителя? Но вот вопрос – выдержит ли его карман это?». Ответ по всей видимости очевиден – скорее всего нет.

Когда министерство здравоохранения решило регулировать своим приказом предельные цены на лекарства, то собственники аптек их стали продавать на 10-15% ниже закупочной стоимости. Делали это, естественно, вовсе не из-за благородных побуждений.

– Есть законы рынка – выживает тот, кто конкурентоспособен и довольствуется малой маржой. А мы по чекам видим, что люди начали покупать в рассрочку препараты стоимостью не более 500 тенге. Это ли не сигнал о том, что наш человек неплатежеспособен, а государство работает в интересах неких частных лиц. А именно – акционеров АО «Казахтелеком», оператора маркировки.

Невольно вспоминается Кантар, когда люди, прямо в разграбленных ими магазинах брали новую обувь, и уходили, оставив там свою летнюю затёртую до дыр обувь, – говорит Талгат Омаров.

Палата предпринимателей против единых операторов

В комментариях Exclusive.kz заместитель председателя НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов отметил: «Палата против введения каких-то единых операторов. Может, какая-то логика и есть, но в целом этот механизм нужно бы пересмотреть. На сегодняшний день участники первого этапа маркировки сообщают, что ИС МПТ (информационная система маркировки и прослеживаемости товаров) осуществляется в ручном режиме, а дистрибьюторы продолжают работать в тестовом в виду недоработки продуктивной версии».

Однако, несмотря на отсутствие полной готовности ИС МПТ, по его словам, в правительстве всё же обсуждается вопрос административной ответственности за реализация немаркированного товара.

– Введение полномасштабной маркировки лекарственных средств с 1 июля 2024 года без полноценно работающей системы приведет к снижению доступности лекарственных средств и качества медицинской помощи. Кроме того, отсутствует возможность разагрегации транспортной упаковки товара, что значительно увеличивает временные и кадровые затраты участников маркировки. Поэтому НПП считает необходимым поэтапной внедрение их маркировки и прослеживаемости лекарственных средств, – отметил Тимур Жаркенов.

Говоря о наличных расчетах за товары, он предположил, что это может быть связано с желанием избежать маркировки товаров, чтобы оставаться анонимным при совершении покупок. Однако, по слова эксперта, такие переходы могут также создать условия для увеличения объёмов теневой экономики и снижения прозрачности в обороте товаров.

Вместе с тем, объясняя, почему выбор пал на АО «Казахтелеком» в качестве единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане, Жаркенов предположил, что это может быть обусловлено несколькими факторами:

  • • «Казахтелеком», являясь одним из крупнейших телекоммуникационных операторов в Казахстане, имеет широкую инфраструктурную сеть, которая может быть использована для реализации системы маркировки и прослеживаемости товаров.
  • • Оператор связи имеет опыт и технические ресурсы для разработки и внедрения технологически сложных систем, которые могут быть необходимы для обеспечения маркировки и прослеживаемости товаров.
  • • «Казахтелеком» может быть независимым от производителей и дистрибьюторов товаров, что важно для обеспечения надежности и объективности системы маркировки.

По словам представителя НПП решение о выборе «Казахтелекома» в качестве единого оператора может быть поддержано государственными органами, которые видят в этом стратегическую значимость для борьбы с контрафакцией и обеспечения безопасности товаров на рынке.

Однако при этом Тимур Жаркенов уточняет, что точные причины выбора «Казахтелекома» в качестве единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров могут быть известны только лицам, принимавшим это решение, то есть могут быть включены дополнительные политические и экономические факторы.

Мерей Сугирбаева




13 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Біздің елде үкімет шағын бизнесті тығырыққа тіреп , монополияға беруге мүдделі. Басшы боп келгендер өз тамыр танысы арқылы тек өз қалтасын толтыруға тырысады. Бізден банктер күніне түскен ақшадан 1-2,5 пайыз сыпырып алы отыр. Олар үкіметтегі бір дөкейдің кошелоктары

  2. Почему внедряют маркировку которую разработали в России,компания Ростех ,где лоббирует интересы миллиардер Усманов?! Почему в Казахстане лоббирует интересы какой-то ТОО ,а не на государственном уровне?! Она что будет как утильсбор и сергек?! Казахстанцы должны кормить всяких проходимцев?!

  3. Как описывают возможности казахтелекома, то можно подумать что у нас идеальная связь по Казахстану. Для устранения контрабанды и контрафакта нужна работа на границе. Причём тут народ, на плечи которого ляжет снова наценка из за маркировки

  4. Маркировка убьет малый и средний бизнес , увеличит , и значительно , стоимость лекарств , приведет к закрытию мелких и сельских аптек

  5. Все аптеки категорически против маркировки. Будет повышение цен на лекарства которые и без того дорогие. Будут сложности при приеме товара в аптеки из за слабого интернета.
    А передача ключа ЭЦП другому лицу вообще настораживает!!!

  6. Мы против внедрения маркировки, особенно на селе, где маленькая аптека с одним фармацевтом. Интернет очень плохой, свет часто отключают, специалистов нет. Люди выживают от пенсии до пенсии, приходится давать медикаменты в долг. Вместо того, чтобы поддерживать малый бизнес, вы нас загоняете в угол. Мы просим, пересмотреть приказ по внедрению маркировки, и не ровнять все аптеки

  7. Я,фармацевт с 45-летним стажем работы,категорически против маркировки.Она повлечет поднятие цен,а также появление контрафактной продукции.

  8. Біздің елде заң тек біреулердің , көбіне үкіметтің емес қалтасын толтыруға жазылады. Шағын бизнесті құрту бұл