Почему нам доверяют избирать президента, а акимов – нет? - Exclusive
Поддержать

Почему нам доверяют избирать президента, а акимов – нет?

Отставка Даниала Ахметова вновь актуализировала тезис о выборности акимов. Наши исследования говорят о том, что они на последнем месте в рейтинге по уровню доверия госорганам. Казалось бы, это хороший повод провести, наконец, прямые выборы акимов районов и городов областного значения. Но почему власть медлит с этим важным шагом?

Как известно, о прямых выборах акимов всех уровней говорили еще с конца прошлого века как оппозиционные политики, так и сама власть. Еще в конце 90-х были проведены эксперементальные выборым сельских акимов, но, по всей видимости, эксперемент этот не был в пользу режима «единовластия» и его тихо свернули.

Вернулись к этому еще при позднем Назарбаеве – после тотальной зачистки политического поля и независимых СМИ, Акорда пошла на выборы сельских акимов, за которых голосовали депутаты местных маслихатов. Так получился двойной отсев, в том числе и желающих баллотироваться. Как и предполагалось, они не вызвали особого электорального интереса даже у самих сельчан. Не повсеместно, конечно, но по большей части они были проигнорированы населением, а СМИ отделались короткими дежурными сообщениями.

Немного больший интерес вызвали прямые выборы сельских акимов, иницированных Токаевым на третий год своего перового срока – в конце лета 2021-го. Тогда избирательная кампания охватила порядка 70 процентов сел и городков районного значения. Вторая волна этой избирательной кампании была, по всей видимости, отодвинута в силу Январских событий и последовавших после них «кардинальных реформ», и прошла практически незаметно в декабре прошлого года.

Кстати, в ходе этих реформ, а точнее – их рекламы, президент Токаев несколько раз заявлял о намерении провести выборы акимов районов и городов, а также намекал, что таким образом казахстанцы смогут избирать себе даже глав регионов. Но все это было как-то размыто, в том числе и по времени исполнения этих замыслов Акорды. В последний раз конкретика из уст Касым-Жомарта Кемелевича прозвучала почти три месяца назад – в день открытия первой сессии мажилиса VIII созыва. Тогда он анонсировал выборы в этом году 45 акимов районов и городов – тоже, наверное, в виде эксперемента, а потом – и по всей стране. Правда, не было уточнено, в каких именно регионах избиратель будет осчастливлен такой возможностью и когда правом избираться и быть избранным воспользуются другииие казахстанцы. Да и понятие «в этом году» довольно размытое – впереди еще шесть месяцев.

Уловки и право

Действительно, дело это серьезное и требущее подготовки того же электората. Почему бы не очертить хотя бы примерные сроки начала избирательной кампании, а заодно и определенные 45 избирательных округов? Может, Акорда намерена повторить свой «подвиг» с тем, в каком экстренном порядке прошли выборы в мажилис? Ведь, трудно поверить, что президент, его администрация и Центрибирком не знают, если не точных, то хотя бы примерные даты проведения электоральных кампаний. Более того, точное число районов и городов областного значения (думается, что даже готов список этих 45) в этом плане дает дополнительное подтверждение, что в Акорде уже все ходы записаны – наперед записаны.

Можно предположить, что существуют какие-то потенциальные риски для заблаговременного озвучивания точных сроков, но, как нам кажется, все до банальности просто. Дело в том, что выборы в Казахстане всегда наступали неожиданно. Даже Токаев подчеркнул это в ходе сентябрьского послания, когда раскрыл секрет о проведении президентских и парламентских выборов, но, опять-таки, очень туманно.

Мы, естественно, согласны с тем, что к выборам надо быть готовым всегда. Но, во-первых, это касается самих кандидатов, да и в большей мере – кандидатов в президенты или депутаты (особенно – политическим партиям). Во-вторых, если брать конкретно пример с райакимами, то потенциальные претенденты в кандидаты должны заранее прикидывать сроки – ведь нормальный человек все равно планирует жизнь, как минимум, на полгода. Ко всему прочему, им нужно изыскивать средства на избирательную кампанию, быть готовым подобрать доверенных лиц и так далее.

В-третьих, не нужно забывать про готовность СМИ и НПО. Если журналисты как-то могут мобилизоваться, то, скажем, правозащитникам и наблюдателям не так легко подстроиться под настроения властей. Тут и поиск средств (гранты так быстро не выдаются), и совмещение с другими планами, и подготовка к наблюдению, и проведение аналитической работы, на которую порой требуются месяцы. Впрочем, самого избирателя, независимо от его электоральной акивности, также луше заранее предупреждать. Скажем – дорогие казахстанцы, мы вот думаем провести выборы 29 октября, как вы на это смотрите? Хотя, так было бы лучше только в том случае, когда власти заинтересованы в том, что все было чисто, чесно и прозрачно, а акимами районов могут стать действительно те, кого поддерживает местное население, а не элита и сама власть.

Очевидное невероятное

В общем, то, что в Казахстане приинято называть «выборами», выгодно только властями, а народнонаселение как не верило в силу своего голоса, так и не верит до сих пор. Это ярко показали итоги мартовских выборов.

На прошедшем в субботу Курылтае Касым-Жомарт Токаев тоже упомянул про выборы районных акимов, но в связке с сельскими и почему-то в пршедшем времени – мол, уже проведены. Возможно, просто оговорился. Но понятно, что этот аспект является одним из козырей нового Казахстана, которым гордится Акорда особенно для демонстрации западным гостям. Правда, международные наблюдатели в большей мере обращают внимание на честность выборов. Как бы то ни было, с режимом и пост-режимом все понятно.

Но выборы чрезвычайно важны для гражданского общества, для развития его самосознания, возбуждения активности, совершенствования электоральной культуры и так далее. Все это очевидные вещи, которые подкрепляются тем, что теоретически быть избранным может практически любой гражданин – даже избирательный взнос в три раза меньше, чем платили кандидаты в депутаты мажилиса. Кстати, именно не победвшие на мартовских выборах, но получившие неплохой опыт гражданские активисты могли бы стать главными бойцами в надвигающейся предвыборной байге. Это тоже очевидно.

Однако теория далеко не всегда сходится с практикой. Тем более, что власти тоже кое-чему научились в прошлой кампании, и нет никаких внешних признаков, что на этот раз будет иначе – без отсечениия неугодных кандидатов, подбросов бюллетеней, использования нехороших предвыборных технологий и информационных атак. Впрочем, возможно, власти не станут слишком пиарить предстоящие выборы, так как в настоящиий период рост гражданской активности ни Акорде, ни властям на местах не выгоден. И это несмотря на громкие заявления самого Токаева, в том числе, прозвучавшие в минувшую субботу в Туркестане.

Поэтому становится понятно, почему Астана, при всей предсказуемости любой электоральной кампании, решила на первый раз ограничиться лишь пятой частью имеющихся в стране районов и городов. Все будет сведено на региональный уровень, учитывая, что выборы акимов назначает не ЦИК или президент, а соответствующие теризбиркомы. Без шума, пыли и единого по всей стране ажиотажа. Это тоже становится очевидным. Поэтому на данный момент видится невероятным то, что выборы районных акимов вызовут массовый и всепокрывающий интерес.

Но все же…

Однако зарание опускать руки не стоит. Новые выборы могут не только вывести в акимы действительно нужных стране и конкретному региону людей, но и стать хорошим сигналом для активной частии общества, политизировав его в правильном понимании. Тут многое зависит не только и не столько от тех, кто живет в этих 45 районах и городах, но и всех казахстанцев, насколько бы это пафосно ни звучало.

Другой момент касается выборности акимов высшего звена. На власть, ни придворные политологи за все время действия института акимства в стране так и не смогл четко и убедительно обосновать, почему назначенный президентом глава региона лучше, чем избранный местными. Более того, как показывает мровая практика (даже в России), что правильнее было бы проводить выборы мэров сразу всех уровней и в единый день по всей стране. Но это пока в мечтах или через пару-тройку лет, если верить Токаеву.

Но сама тема прямого избрания районных акимов может и должна подстегнуть общественную мысль о необходимости дальнейших реформ всей избирательной системы и властной вертикали. Ведь одно дело выбрать кого-то (маслихатовца, акима, президента), а другое – заставить его быть подотчетным. И, между прочим, отвечать за свои слова и действия (или бездействие) должны и назначаемые госслужащие всех уровней…

В общем, готовимся, сограждане, к новым выборам, причем, не только потенциальные кандидаты, наблюдатели, правозащитники, журналисты и гражданские активисты, а каждый казахстанец, обладающий правом выбирать себе достойного акима.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.