Почему наука в Казахстане неинтересна ни государству, ни бизнесу, ни обществу? - Exclusive
Поддержать

Почему наука в Казахстане неинтересна ни государству, ни бизнесу, ни обществу?

Лет семь назад Silence Coalition – ассоциация, в которую входят больше 50 ведущих американских университетов (в том числе Гарвард, Принстон, Стэнфорд и другие) обратилась в Конгресс США с письмом, где по пунктам объяснила, почему государству необходимо финансировать науку.

«Если Америка желает сохранить лидерство в области инновационных технологий, – писали ученые, – создавать полноценные рабочие места и поддерживать экономический рост, мы обязаны сделать финансирование научных исследований национальным приоритетом».

Казахстан не может похвастаться лидерством в области инновационных технологий, но во всем остальном это утверждение справедливо и для нашей страны – как, впрочем, и для любого государства. Существует прямая зависимость между уровнем развития науки, государственными и частными инвестициями в нее, и развитием страны.

Месяц назад Министерство науки и высшего образования РК и Национальная академия наук выпустили Национальный доклад по науке. Если кого-то интересует доклад полностью, то скачать его можно по ссылке: Национальный доклад по науке (www.gov.kz). Мы же сегодня хотим затронуть два вопроса: об инвестициях в науку и об отношении к ней казахстанцев, взяв все без исключения характеристики из Национального доклада по науке.

Почему наука не привлекает предпринимателей?

В Казахстане расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в последние годы держатся на уровне 0.13% ВВП и, по данным Европейской экономической комиссии ООН, по этому показателю Казахстан занимает одно из последних мест среди стран мира. При этом доля государственных инвестиций в НИОКР в среднем превышает 50%. Аналитики Института статистики ЮНЕСКО, основываясь на статистических данных, предполагают, что увеличение государственного финансирования ведет, во-первых, к неэффективному использованию ресурсов; во-вторых, говорит о том, что стратегические цели в области НИОКР являются либо неактуальными, либо малопривлекательными для предпринимателей.

Низкая привлекательность НИОКР для частных инвестиций также обусловлена тем, что на опытно-конструкторские разработки, направленные на создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование, идет всего 14% от всех расходов. При таком раскладе исследований, когда отсутствует возможность практического использования научных достижений, очень сложно убедить предпринимателей в необходимости и полезности инвестиций в науку.

На качество казахстанской науки отрицательное влияние оказывает высокая текучесть кадров. Так, в 2022 году произошло обновление почти трети научного персонала, при этом по численности научно-исследовательского персонала Казахстан уступает развитым странам. В 2022 годй на 10 тысяч занятых в экономике приходилось 20.1 специалистов-исследователей. Для сравнения: по данным Института статистики ЮНЕСКО, в Германии этот показатель составляет в среднем 233 человека, в Японии – 180, в Китае – 81 человек на 10 тысяч человек, занятых в экономике страны.

Неудивительно, что в Глобальном инновационном индексе Казахстан занимает 81 место среди 132 стран.

Как казахстанцы относятся к науке

Отношение казахстанцев к науке двойственное. С одной стороны, казахстанцы считают, что развитие науки делает нашу жизнь здоровее, проще и комфортнее. И поэтому положительно относятся к тому, что будущее еще сильнее будет зависеть от технологий.

С другой стороны, при всем при том, значительное число казахстанцев считает, что, когда наука и религия противоречат друг другу, религия всегда права. И вообще мы слишком сильно зависим от науки и недостаточно от веры.

Что интересно, сочетание высоких ожиданий от науки и предпочтение религии при ее противоречии с наукой характерно для стран со слаборазвитой наукой, таких как Ливия или Эфиопия. В странах с развитой наукой, например, таких как США или Германия, ожидания гораздо более умеренные, и в противоречивых ситуациях предпочтение отдается науке.

Получается, что мы ждем от науки чуда, которое сделает нашу жизнь лучше, но более надежным источником чуда считаем религию. Такое отношение казахстанцев к науке не является главным фактором, определяющим ее слабое развитие, но все же свой негативный вклад тоже вносит.

Наука и техника делают нашу жизнь здоровее, проще и комфортнее

В проекте «Всемирный обзор ценностей» респондентам было предложено оценить следующее утверждение: «Наука и техника делают нашу жизнь здоровее, проще и комфортнее». Оценка 1 – полностью несогласен, оценка 10 – полностью согласен. Распределение оценок отображено на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Когда наука и религия вступают в конфликт, религия всегда права

В проекте «Всемирный обзор ценностей» респондентам было предложено высказать свое отношение к следующему утверждению: «Всякий раз, когда наука и религия вступают в конфликт, религия всегда права». Было предложено 4 варианта ответов: полностью согласны, согласны, несогласны, полностью несогласны. Распределение респондентов по ответам отображено на диаграмме 2.

На диаграмме видно, что больше 40% опрошенных считает, что в случае противоречия между религией и наукой права религия. При этом позиция респондентов слабо зависит от уровня их образованности.

Диаграмма 2

Распределение ответов респондентов по регионам отображено в таблице 1. Сами ответы собраны в две группы: согласны и несогласны.

Таблица 1. Согласие с утверждением, что всякий раз, когда наука и религия вступают в конфликт, религия всегда права

Больше всего респондентов, отдающих правоту религии, в Кызылординской области. Больше всего респондентов, отдающих правоту науке – в Астане. Павлодарская область со своими 100% нерепрезентативна – дали ответ всего 3 респондента, остальные отказались отвечать или ответили «не знаю».

Мы слишком сильно зависим от науки и недостаточно от веры

В проекте «Всемирный обзор ценностей» респондентам было предложено оценить свое согласие со следующим утверждением: «Мы слишком сильно зависим от науки и недостаточно от веры». Оценка 1 – полностью несогласен, оценка 10 – полностью согласен. Распределение оценок отображено на диаграмме 3.

Диаграмма 3

Обращает на себя внимание, как много людей с высоким уровнем образования предпочитают больше зависеть от веры, чем от науки.

Распределение оценок респондентов по регионам отображено в таблице 2. Сами оценки сгруппированы по степени согласия: несогласные, умеренно согласные и согласные с утверждением, что мы слишком сильно зависим от науки и недостаточно от веры.

Таблица 2. Распределение оценок по регионам

Больше всего несогласных в Павлодарской области. Больше всего согласных в Жамбылской области.

…Какой вывод следует из этих данных и из национального доклада по науке? А выводы, как сейчас модно говорить, делайте сами.




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Нет науки, нетсувернитета страны. Задачи науки и религии разные. Поэтому нельзя их противоставлять. Они могут развиваться независимо, если не будут выходить за свои рамки. Как то, так и другое необходимо сегодня обществу.

  2. Эффективное общество состоит из эффективных людей. Колличество эффективных людей зависит от эффективного образования. Эффективное образование возможно, когда оно ориентировано на развитие талантов каждой Личности. Советская конвейерная система образования ориентирована на производство винтиков-маргиналов, которыми легко манипулировать. Именно Мастера а не кгб-мошенники делают страну Великой.

  3. Из истории. Наука начиналась, чаще всего, из практической потребности. А в масштабах страны — это производство. Любому производству понадобится лаборатория, хотя бы 1 в начале. Дальнейшие потребности производства потребуют или покупать новые (дорогие) технологии, или вкладывать, развивать свои улучшения, модернизации на основе своих разработок. Оба пути приводят к развитию науки и научных исследований. А если в такой стране будет спрос на научно-технические исследования, то и гуманарные вопросы, проблемы будут решаться на основе науки, а не религии.