Почему не состоялось джунгаро-казахское государство - Exclusive
Поддержать

Почему не состоялось джунгаро-казахское государство

…В 40-х годах XVIII века казахи встали перед непростым выбором – с кем идти дальше: с Россией, Цинским Китаем или Джунгарией. Наиболее вероятной была перспектива создания единого джунгаро-казахского государства, считает Леонид Бобров, ученый-номадовед из Новосибирска. Почему же эта идея так и осталась висеть в воздухе? И что было бы, если бы она осуществилась?

Джунгария – последняя кочевая империя на евразийском континенте, под управлением которой долгое время находилась часть современных территорий Казахстана на востоке и юго-востоке – перестала существовать 265 лет назад.

– Джунгарское ханство возникло на базе союза западно-монгольских, или «ойратских», народностей в 1635 году на объединительном съезде четырех крупных племен под эгидой князей из клана чорос, – рассказывает ученый. – Джунгарию можно сравнить со Спартой, где все стороны жизни тоже были «заточены» на войну. Если посмотреть на цинские миниатюры (Цинская империя объединяла маньчжуров, китайцев и монголов), можно увидеть интересную вещь: цины вооружены луками, а джунгары – ружьями.

Джунгария была единственным кочевым государством в Центральной Азии, которое сумело наладить в степи производство ружей и пушек. Причем излишки ружей продавались за границу. Например, в русские крепости южной Сибири. Производство огнестрельного оружия джунгары наладили с помощью пленных специалистов. Один из них – швед Иоганн Густав Ренат, который был вначале пленен русскими под Полтавой, а затем попал во вторичный плен к джунгарам. Какое-то время Ренат колол и таскал камни для строительства степных дворцов, но, узнав, какой ценный кадр попал к ним руки, джунгарский правитель Цэван Рабдан поручил ему создание артиллерийского парка.

Новый правитель Джунгарии Галдан Цэрэн очень не хотел отпускать Рената обратно в Швецию, но, в конце концов, уступил его настойчивым просьбам. Правитель надеялся, что те мастера, которых обучил Ренат, будут лить пушки и дальше. Считается, что швед изготовил около 20 пушек и десяти мортир, однако реально их было больше, но Ренат скрыл это от русского посла, с караваном которого отправлялся в Санкт-Петербург. Его могли арестовать за помощь джунгарам: Россия опасалась воинственных соседей. Посол, записывая в своем дневнике данные, полученные от шведа, сделал пометку: «Русские пленные говорят, что Ренат сделал гораздо больше». И поставил многоточие, но добыть точные цифры не смог. Галдан Цэрэн, понимая, что русские могут отомстить Ренату, отправил вместе с русским и свое посольство. По прибытии в Санкт-Петербург местные власти попытались задержать Рената, но джунгарский посол оказал последнюю услугу Ренату – того беспрепятственно отпустили.

В целом его история завершилась хорошо. Ренат вернулся на родину богатым человеком. Галдан Цэрэн, высоко ценя его заслуги перед Джунгарией, на прощание богато одарил шведа золотом и серебром. Правда, самый главный подарок правителя – огромный сад, который в степи считался элементом роскоши, он, уезжая, разумеется, оставил. В Джунгарии еще долго помнили Рената: те мастера, которых он обучил, продолжали лить пушки. И к 40-м годам у джунгар было 50 пушек.

Почему же столь мощная кочевая империя исчезла, практически не оставив после себя никаких следов? Дело в том, что в Джунгарии началась междоусобная война, и знаменитый князь Амурсана бежал в Китай, откуда привел цинские войска. Поскольку он был своим, соотечественники не стали с ним сражаться, и считавшаяся доселе непобедимой Джунгария в итоге была оккупирована цинскими войсками. Когда Амурсана опомнился, было уже поздно. Большинство территорий контролировали цины, а самое главное, часть джунгарской знати перешла на сторону врага. Восстание, поднятое Амурсаной, было потоплено в крови. В 1757 году последняя кочевая империя на континенте прекратила свое существование – она была полностью уничтожена Цинским Китаем. Население Джунгарии было либо вырезано, либо погибло от болезней, либо бежало из страны.

Вопрос, какое все это имеет отношение к Казахстану? Сейчас почему-то упускают из виду, что в 40-х годах XVIII века казахи, теснимые со всех сторон внешними врагами, встали перед непростым выбором, с кем идти дальше – с Россией, Цинским Китаем или Джунгарией? Как ведет себя Китай, казахи видели на примере той же Джунгарии: в случае победы вероломно вырезались целые племена. В Джунгарии к этому моменту сложилась сильная ханская власть, где уровень централизации был значительно выше, чем в казахских жузах. Поэтому идея создания единого джунгаро-казахского государства представлялась наиболее вероятной. Но Галдан Бошокту-хан – один из первых правителей Джунгарии, воюя с казахами, требовал, чтобы они приняли ламаизм. Галдан Цэрэн на этом уже не настаивал. Он просто хотел, чтобы джунгары и казахи объединились в рамках одного государства. Старший жуз даже присягнул Джунгарии и многие казахские правители отправили туда своих сыновей в заложники. Но эта покорность была мнимой, в целом казахи не подчинились джунгарам и при любой возможности сражались за свою свободу. Слишком много между ними было крови и взаимных обид. Словом, перспектива создания джунгаро-казахского государства оказалась труднореализуемой в силу жесточайших противоречий.

Поэтому казахи предпочли Россию, как третью сторону в этом конфликте.

Но Казахстан, как и Китай и Россия, в некотором смысле – наследники Джунгарии. К концу 50-х годов XVIII века Цинская империя вырезала почти всех джунгар. То есть, в Джунгарии джунгар не осталось. Ее поделили на три части. Восточный Туркестан и часть Западной Монголии достались Китаю, Горный Алтай стал частью Российской империи, а бассейн реки Или, Тарбагатай, юг от Балхаша – казахскими. В общем, получилось, что больше всех от разгрома Джунгарии выиграли казахи – они сумели занять самые благодатные кочевья. Что интересно, в Казахстане джунгар до сих пор воспринимают как врагов.

Между тем, история последней кочевой империя на евразийском континенте – это часть и нашей истории тоже. Это, как считает доктор исторических наук Леонид Бобров, должно подвигнуть казахстанских ученых более внимательно изучать не только джунгаро-казахские войны, но и культурный обмен между джунгарами и казахами.

Мерей Сугирбаева




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.