Почему Россия заинтересована в расширении торговых маршрутов в Афганистане? - Exclusive
Поддержать

Почему Россия заинтересована в расширении торговых маршрутов в Афганистане?

Санкции против России, последовавшие в ответ на развязывания ею войну в Украине, затруднили работу северных маршрутов грузоперевозок, которыми пользовалось большинство евразийских государств. В этих условиях резко возросло значение южного направления транзита. Одним из бенефициаров такого поворота событий наряду с некоторыми странами Центральной Азии, Ираном и Пакистаном может стать Афганистан, имеющий удобное географическое положение.

За вермя своего пребывания у власти в Афганистане талибы не только возобновили все когда-либо заявленные транспортные проекты регионального и межрегионального значения, но и выдвинули новые амбициозные инициативы. К ним следует отнести решение о строительстве железной дороги Тургунди-Герат-Кандагар-Спин-Булдак с выходом на пакистанские порты в Индийском океане, которое было согласовано с Туркменистаном, а позже поддержано Россией и Казахстаном. Новый маршрут рассматривается как альтернатива Кабульскому коридору (железной дороги Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар). Конкуренция между ними неизбежна, но она скорее будет иметь положительный характер. Запуск дополнительных торговых маршрутов через Афганистан приведет к удешевлению стоимости перевозок, что благотворно отразится на их рентабельности. Это немаловажный аспект, подстегивающий интерес внешних акторов, включая, Россию и Казахстан к развитию трансафганских коммуникаций. Причем у каждой стороны свои мотивы.    

Астана ратует за строительство обеих трансафганских железных дорог, поскольку это даст возможность маневра в выборе страны-транзитёра для соединения с Афганистаном, а при наличии конкуренции добиваться выгодных тарифных условий. Вторым бонусом в копилку Казахстана станет его связующая роль между Россией и граничащими с Афганистаном республиками Центральной Азии. Полагается, именно этот фактор подвиг Ашхабад к долгосрочному партнерству с Астаной на трансафганском треке.

Расширение МТК «Север-Юг» на Афганистан

У Москвы не менее серьезные мотивы для сближения с правительством Талибан в вопросах транспортных коммуникаций – это переориентация экспорта собственной продукции, особенно, углеводородных ресурсов на огромный рынок Южной Азии. Не исключено, что в этих целях РФ также пожелает принять долевое участие в строительстве газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), работы над которым были возобновлены осенью 2024 года.

Россия увязывает расширение транзитных возможностей Афганистана со своим флагманским проектом «Север-Юг». Данный международный транспортный коридор имеет три ответвления: западное – по территории Азербайджана; транскаспийское; восточное – по территории Казахстана и Туркменистана. Четвертую транзитную ветку МТК «Север-Юг», с позиции Москвы, должны образовать железнодорожные артерии, пролегающие по афганской территории в сторону Пакистана.

Расширение коридора «Север-Юг» на Афганистан и Пакистан обещает быть выгодным для России ввиду эскалации военного конфликта на Ближнем Востоке, куда может быть втянут Иран, выступающий архиважным звеном в сложной цепи поставок между Индией и Россией. Потенциал усиления напряженности в зоне Персидского залива и Ормузского пролива, где расположены иранские порты, повышает привлекательность афгано-пакистанского направления МТК «Север-Юг». К тому же, использование альтернативной ветки транзита устраняет необходимость перегрузок с одного вида транспорта на другой, что дает ей дополнительное преимущество.

Выгоды узбекского транзита

Важно, что идея создания транспортного коридора по оси «Север-Юг» в направлении Пакистана, который сейчас уже принято считать четвертой (южной) транзитной веткой данного проекта, возникла с подачи Узбекистана. В 2022 году ввиду роста востребованности афганского транзита Ташкент предложил запустить мультимодальный маршрут Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан-порты Индийского океана, протяженностью 5532 км. Спустя год стороны подписали меморандум о его реализации. Новый маршрут позволит доставлять грузы из северной части Евразии в Южную Азию за 20 дней или в три раза быстрей, чем по воде. Это отличная замена торговым путям через Черное, Средиземное и Красное море, которые в свете войны в Украине и разросшегося палестино-израильского конфликта стали крайне небезопасными.

25 ноября 2024 года состоялся визит делегации РФ во главе с секретарем Совета безопасности Сергеем Шойгу в Кабул. В ходе переговоров российская сторона Москва выразила поддержку строительству обоих трансафганских железных дорог, как западной (от границы Туркменистана), так и восточной (от границы Узбекистана). Таким образом, Ташкент и Ашхабад получают шанс привлечь на свою сторону дополнительные объемы грузов, что, безусловно, повысит экономическую привлекательность их транспортных проектов с участием Афганистана.   

При взаимодействии с талибами Москва актуализирует вопрос внутриафганского урегулирования. Такая позиция перекликается с далеко идущими планамисеверной державы по активизации торгово-экономического сотрудничества с Кабулом. Для строительства железных дорог, газопроводов и прочих объектов критической инфраструктуры в Афганистане должен воцариться мир и порядок, чему готовы содействовать многие государства, включая, Россию.

Альтернативный выход к Пакистану

Несмотря на широкие перспективы транспортного соединения с Пакистаном через Центральную Азию и Афганистан, Москва прорабатывает другие альтернативы выхода на рынок Южной Азии. К марту 2025 года запланирован запуск контейнерных составов из России в Пакистан по МТК «Север-Юг» через Казахстан, Туркменистан и Иран. Вопрос ответвления от иранской транспортной сети в сторону Пакистана (между странами издавна функционирует железнодорожное сообщение) был обговорен в ходе российско-пакистанских переговоров 3 декабря 2024 года в Москве. Совершенно очевидно, что разрабатываемый маршрут составит конкуренцию едва появившемуся МТК Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан-порты Индийского океана. Чтобы упредить неблагоприятный для себя исход развития такого сценария Ташкенту следует поторопиться со строительством Кабульского коридора. Целесообразно начать закладку первого участка маршрута от станции Наибабад до Пули-Хумри за счет собственного финансирования, что поможет укрепить доверие потенциальных инвесторов к новой железной дороге и даст импульс развитию южной ветки МТК «Север-Юг» через Узбекистан и Афганистан.

В порыве диверсификации торговых путей, ориентированных на Восток Россия также начала присматриваться к потенциалу Южного коридора Трансазиатской железной дороги по направлению Пакистан-Иран-Турция, восстановлением которого в последние годы активно занимается КНР в рамках инициативы «Один пояс, один путь». В декабре 2021 года после десятилетнего перерыва было возобновлено движение грузового поезда Стамбул-Тегеран-Исламабад. Эта дорога станет важным элементом Нового Шелкового пути и способна значительно укрепить позиции сухопутных маршрутов в международной системе грузоперевозок.

Запасной путь через Китай

Флагманским проектом Пояса и пути принято считать Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), предусматривающий помимо прочего строительство железной дороги из китайского города Кашгар до пакистанского порта Гвадар на побережье Аравийского моря. Протяженность маршрута составит порядка 3000 км, в последующем он будет состыкован с железнодорожными сетями Ирана и Турции, что выведет Китай к рубежам Европы. Такая многослойная комбинация маршрутов вполне приемлема для Москвы с учетом намеченных планов по созданию экономического коридора Китай-Монголия-Россия (ЭККМР). При необходимости, российские грузы могут перевозиться в Пакистан и за его пределами с использованием инфраструктуры ЭККМР и КПЭК. Путь из РФ в Пакистан через Китай, безусловно, будет долгим, сложным и дорогим. Поэтому его следует рассматривать как резервный вариант.

Таким образом, текущие геополитические реалии вкупе с болезненным влиянием санкций вынуждают РФ искать новые экспортные рынки и торговые маршруты для спасения собственной экономики. В такой непростой ситуации Афганистан представляется в качестве окна возможностей. Актуализируя южное, в том числе афганское направление транзита, Москве все больше приходится обращаться к транспортным услугам центральноазиатских республик, что ставит их в выгодное положение перед большим соседом.

В самой Центральной Азии (за исключением Таджикистана) наметился тренд на укрепление торгово-экономических связей с Кабулом. Узбекистан смело реализует целый ряд совместных проектов в партнерстве с талибами, ключевым из которых является строительство железной дороги Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар. За последний год на этом треке также активизировались Туркменистан и Казахстан, предложив свой вариант Трансафганского коридора в пакистанском направлении. Оба проекта поддержаны Россией, которая видит в них возможность расширения своего флагманского проекта Север-Юг» на Афганистан и Пакистан.

Однако участие России в развитии трансафганских коммуникаций может привести к столкновению интересов других вовлеченность сторон, прежде всего, государств Центральной Азии. В предупредительных целях региональной «пятерке» важно достичь синергии в реализации транспортных маршрутов, проходящих по территории Афганистана и наладить взаимовыгодное сотрудничество в данном вопросе.

Наргиза Умарова

Старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований (ИПМИ) Университета мировой экономики и дипломатии, аналитик Негосударственного научного учреждения «Bilim karvoni», Узбекистан




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *