Почему советская власть предпочла интеллектуалу Букейханову семинариста Джангильдина
«Советская власть с первых дней своего существования отказалась признать национальные интересы казахского народа, подменив их классовыми», – считает научный руководитель проекта по подготовке сборника архивных документов «Алашординское дело», академик Мамбет Койгелдиев.
Чужая гостья
Группа отечественных историков подготовила сборник архивных документов «Алашординское дело» в 12 томах, рассказывающий о неоплаканных жертвах беззакония советской власти.
До этого уже был издан первый том сборника «Алашское дело 1920-30 годов. Документы и материалы следственного дела, сфабрикованного ОГПУ». Во втором собраны документальные материалы по второму следственному делу 1930-1932 годов, найденные в архивах Алматы, Астаны и Москвы.
По словам научного руководителя проекта, академика, доктора исторических наук Мамбета Койгелдиева, в 12-томном сборнике «Алашординское дело» поднят уже другой вопрос — с чего начались репрессии в казахском обществе. А именно – что предложили казахскому обществубольшевики и что – алашординцы? Почемусоветское руководство предпочло образованнейшему алашординцу Алихану Букейханову (закончил Петербургский Лесной институт, говорил на девяти языках, был участником четырех научно-исследовательских экспедиций, автором более 50 научных работ, свыше 1000 статей и заметок) выпускника Казанской духовной семинарии, крещеного казаха Алиби Джангильдина? И почему написанная в застенках НКВД поэма Жусупбека Аймаутова «Тез өлмен!» до сих пор неизвестна широкому кругу читателей?
– Ответы на эти и другие вопросы даются с опорой на архивные документы с минимумом комментариев от ученых-историков, работавших над 12-томником, – говорит Мамбет Койгелдиев. – Это сделано в том числе и для того, чтобы избежать обвинений в том, что казахские историки вместо того, чтобы заниматься объективным исследованием национальной истории, ударяются в политику.
В советской идеологии, по его словам, сложилось мнение, что в Казахстане до революционных перемен 1917 года не было сил, которые могли бы руководить вектором политического развития общества. Большевики утверждали, что только они определили единственно «правильный, цивилизованный путь развития казахского общества» – построение социализма в степи. Добиться этого можно классовой борьбой, которая, заявляли они, приведет к установлению диктатуры пролетариата, а далее к построению бесклассовогообщества. Такая аффирмация, по словам Мамбета Койгелдиева, внедрялась с самого начала установления власти большевиков и до последних дней советской власти.
— Однако факты (архивные документы) говорят об обратном, – говорит историк. – Партия «Алаш», ставившая целью возрождение национальной государственности, появилась сразу после свержения царизма — в феврале 1917 года. Казахстанская интеллигенция во главе с Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовом предложила совершенно другую политическую платформу. Лидеры партии «Алаш» считали, что казахское общество нуждается не в классовой борьбе, а в национальной консолидации.
После победы Октябрьской революции АхметБайтурсынов выступил с заявлением о том, что идея коммунизма для киргизов (казахов), испокон веков живущих коллективным родовым хозяйством, является «чужой гостьей». Свои внутренние проблемы народ должен решать без вмешательства извне.
Созвав в Оренбурге Второй Всеказахский съезд, 13 декабря 1917 года алашординцы заявили о создании Народного совета – правительства «Алаш-Орда», которому поручено было выработать проект Конституции автономии «Алаш». Это была альтернатива Советской власти, установившей в казахской степи диктатуру пролетариата для уничтожения «эксплуататорского класса».
– По уровню образовательного потенциала члены Временного народного Совета правительства «Алашорды» значительно превосходили лидеровсоветского руководства в Москве, – заметил Мамбет Койгелдиев. – Ленин, напомню, экстерном заканчивал Казанский университет, а слушательдуховной семинарии Сталин, определивший содержание и направление национальной политики молодого советского государства, не имел даже полного среднего образования. Как же большевики собирались переустраивать степь? Какая у них была теоретическая база для этого? А никакая. В архивах на сегодня не найдено ни одного письменного доказательства того, что они пришли сюда со своей научно обоснованной программой переустройства казахского общества. Между тем, партия «Алаш Орда» уже в ноябре 1917 года опубликовала в газете «Казах» (1913-1918) свою программу. В 1919 году был образован временный Революционный комитет Киргизского края, главой которого по указу Ленина был назначен представитель центра (Москвы) Станислав Пестковский, его заместителем, пойдя на своеобразный компромисс с алашординцами,определили Ахмета Байтурсынова. В мае 1920 года в письме к Ленину Байтурсынов сообщал, что с момента учреждения Ревкома Киргизского края прошло 10 месяцев, но этот орган до сих пор ничего не предпринял для переустройства края.Непроизводительность работы этого органа он объяснял многими причинами, но основных было две. Первая — у представителя центра, то есть у Пестковского, поставленного во главе Кирревкома(тогда Казахстан называли так), не было определенного плана работ.
«Быть может, это объясняется тем, что у самого центра, то есть у Советской власти, не было определенного взгляда насчет киргизского вопроса, кроме принципиального указания – декларации прав народов России и программы РКП (б). И второе – не было взаимного доверия между представителями центра и населением», – писал Байтурсынов.
Крещеный казах
Он считал, что у советской власти есть два пути для выхода из тупика. Первый – идти протореннойцарским самодержавием дороге по старой традиции, если центр назначит в Казахстане своих «генерал-губернаторов». Но фундамент этой власти будет зыбким. Второй путь — отдать политическую власть национальной интеллигенции, которая противостояла царскому режиму до Октября 1917 года. Байтурсынов не отрицал, что «она может ошибаться, но никогда не предаст интересы своего народа».
– Как исследователь, изучавший этот вопрос по первоисточникам, я могу уверенно заявить, что Ленин и Сталин пошли по первому пути – управлению Казахстаном через назначенных ими своих людей, – утверждает Мамбет Койгелдиев. – В моей монографии «Анатомия насилия» («Киянат анатомиясы») есть раздел «Институт эмиссаров», где я попытался документально обосновать эту мысль. Так вот, с 1920 по 1991 годы только четверо из 19 первых руководителей Казахстана были представителями коренного народа. Это – Мурзагалиев (всего 4 месяца), Шаяхметов, Кунаев и Назарбаев. Все остальные являлись ставленниками метрополии.
Когда в октябре 1920 года в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд Советов и было образовано советское правительство в Казахстане, то накануне этого события произошел один интересный факт. Чтобы он (съезд) состоялся, надо было выбрать делегатов. Определить их состав было поручено Кирревкому, но сначала необходимо было разработать правила (инструкцию). Сделать это изначально должны были Ахмет Байтурсынов и Тимофей Седельников. Последний, кстати, очень интересная, но оставшаяся, к сожалению, в тени личность. Седельников был членом Государственной Думы от оренбургского казачества, а самое главное, автором депутатского послания – письма российскому правительству с требованием остановить бурное переселение в Казахстан крестьян из внутренних губерний России. Он считал это нерациональным и необдуманным шагом. Это его письмо подписали 54 депутата Госдумы. Став затем членом Кирревкома, Седельников открыто выступил против великодержавной политики Москвы, за что на него был навешан ярлык «казахского националиста».
В составленной им и Ахметом Байтурсыновым инструкции по выбору делегатов на Первый Всеказахский съезд Советов, в задачу которого входило образование Казахского советского правительства, содержался отказ от классового принципа. Эти двое считали, что число депутатов должно зависеть от количественного состава этнической группы. Они также указывали, что избирать депутатов желательно из грамотных казахов, то есть интеллигенции.
Но Москва в лице в ту пору наркома национальностей Иосифа Сталина не допустила этого: центр перепоручил написание инструкции по выбору депутатов некоему Кулакову. Тот предложил не процентное, а равное количество депутатов от казахского и русского населения, хотя в то время русские составляли треть или даже меньше проживавших в Казахстане народов.
– Конечно же, центр не хотел, чтобы в создаваемом на тот момент Казахском советском правительстве решающую роль играли сами казахи, – говорит Мамбет Койгельдиев. – На должность председателяКазЦИК было выдвинуто две кандидатуры – АхметБайтурсынов и Алиби Джангильдин. Последнийникакого отношения к национально-освободительному движению в Казахстане не имел. В своих воспоминаниях он утверждал, что является коммунистом с 1905 года, однако подтверждающих документов ни в одном архиве не найдено – имя Джангильдина до 1917 года нигде не упоминается.
Этот внезапно появившийся на политической арене безвестный человек приехал в Оренбург с мандатом за подписью Ленина о том, что назначается представителем советской власти в Казахстане. Когда он сменил Алихана Букейханова на посту комиссара Временного правительства в Казахском (Киргизском) крае, тот откликнулся на это статьей в газете «Казах». Поставив иронический вопрос «А кто такой Джангильдин?», где сообщал, что он — слушатель Казанской духовной семинарии, поменявший после крещения фамилию Джангильдин на Степнов. «Поменявший свой казахский чапан на русский китель… Если центр делает ставку на такого человека, то каково его правительство?» – не смог сдержать сарказма Букейханов. И вот ирония судьбы или гримаса советской власти – этого человека предпочли одному из самых образованнейших людей Российской империи. Алихан Букейханов, будучи депутатом Государственной Думы первого созыва, представлял самую прогрессивную и влиятельную в России партии – кадетскую. Она состояла в основном из интеллигенции и видных интеллектуалов, а Букейханов был членом ЦК этой партии с 1914 по 1917 годы, но самое главное — лидером национально-освободительного движения, признанного всем казахским обществом. Имя Джангильдина до этого момента никому не было известно, но его кандидатуру поддержали Ленин и Сталин.
– В силу своей малой образованности он был послушным, не имеющим своего взгляда на решение казахского вопроса человеком, который в перспективе мог стать исполнителем воли имперской власти, – считает Мамбет Койгелдиев. с На Первом Всеказахском съезде советов в Оренбурге было сделано все, чтобы не допустить к власти лидеров казахского национально-освободительного движения. В лице Букейханова, Байтурсынова, Дулатова и других видных представителей партии «Алаш» советская власть видела конкурентов. Понятно ведь, что главной целью любого национально-освободительного движения является восстановление государственности и завоевание политической независимости. Но советская власть с первых дней своего существования отказалась признать национальные интересы казахского народа, подменив их классовыми. Они, мол, важнее. Как показало дальнейшее развитие событий, Москва отстаивала национально-имперские, российские интересы, а Казахстан, как был, так и остался колонией, сменилась лишь вывеска – на смену Российской пришла Советская империя.
считает Мамбет Койгелдиев. – На Первом Всеказахском съезде советов в Оренбурге было сделано все, чтобы не допустить к власти лидеров казахского национально-освободительного движения. В лице Букейханова, Байтурсынова, Дулатова и других видных представителей партии «Алаш» советская власть видела конкурентов. Понятно ведь, что главной целью любого национально-освободительного движения является восстановление государственности и завоевание политической независимости. Но советская власть с первых дней своего существования отказалась признать национальные интересы казахского народа, подменив их классовыми. Они, мол, важнее. Как показало дальнейшее развитие событий, Москва отстаивала национально-имперские, российские интересы, а Казахстан, как был, так и остался колонией, сменилась лишь вывеска – на смену Российской пришла Советская империя.
Термин «самоопределение нации» означает, что народ (или нация) сам должен определить, по какому пути ему идти и какую форму власти ему избрать, но большевики пошли по пути насильственного навязывания своей воли казахскому народу.
Иллюстрация на обложке из открытых источников.
2 Комментария
Өте дұрыс (абсолютно верно)! — деймін. Орыс патша империясы өзінің нігізің өзгертпей кеңес империясымен аймастырды, өтірік кызыл кеңес (кедей халық) билігідеп атап. 1984-85 жылдар арасында маған Павлодардан Өскеменге ұшуға керек болды. Аэропортта ұшақты күтүп жұрген жай да бір адам (түрі қара қазақ) маған көмек ретінде оңаша жерде арақ құйып (аурып тұрған басын жазу, похмелье) біраз маған таңғалдырған әңғімеледі. Тойға Алтайдан келіп қайтып жатыр екен. Фамильясы Соболев, аты Қазтай. Неге солай деп сұрасам. Крещенный казах дегені. Осындайлар да бар екенғой деп таңғалдым. Жангелдінде сондай болған ғой. Қанша қазақ орыс болып кеткен осы күнге дейің!?!?
Вы забыли упомянуть Сахипгерея Арганчеева, сотоварища С. Пестковского