Почему Токаев решил призвать народ к трудолюбию? - Exclusive
Поддержать

Почему Токаев решил призвать народ к трудолюбию?

Президент Токаев во время послания объявил 2025 год «Годом рабочих профессий» и предложил ряд мер для «продвижения идей трудолюбия и профессионализма», «повышения статуса человека труда». Но вряд ли от этого в Казахстане станет меньше забастовок, а поток молодежи, рвущейся работать на заводе, сильно увеличится.

– Объявляю 2025 год Годом рабочих профессий. За это время предстоит осуществить реформу системы технического и профессионального образования (ТиПО). Год рабочих профессий будет также содействовать продвижению в нашем обществе идеи трудолюбия и профессионализма. <…> Именно благодаря специалистам своего дела формируется новое качество нашей нации. Поэтому мы продолжим принимать последовательные меры для повышения статуса человека труда, – в такой высокопарной форме президент рассказал о намерении поднять авторитет рабочих профессий.

Хотя прямо Токаев об этом не говорит, но из контекста ясно, что под рабочими профессиями имеются в виду, в первую очередь производственные, промышленные профессии, и во вторую – все те виды деятельности, которым обучают в профессиональных и технических учебных заведениях. Иногда под «человеком труда» президент имеет в виду всех, кто не является чиновником или предпринимателем.  

По всей видимости, именно в отношении профтехобразования и планируются главные реформы. Предполагается, что, если обучение в колледжах и техникумах будет более качественным, девятиклассники резку туда хлынут, а после завершения учебы также ринутся на заводы повышать темпы и объемы производства.  

Пока рассуждения властей о характере этих реформ выглядят размытыми, а «Комплексный план трансформации ТиПО» будет представлен только 15 ноября.

Идея реформировать систему профтехобразования, конечно, полезная, но вряд ли это сильно повлияет на престиж «рабочих профессий». Тем более на это не повлияют «почетные звания», которые предлагает ввести президент для большего числа профессий. 

– В нашем обществе должно сложиться понимание того, что честный и ответственный труд будет непременно оценен по достоинству. Этой цели в том числе служит присвоение гражданам почетных званий. Такие награды ранее были введены для учителей, врачей и деятелей культуры. Это очень хорошее начинание, следует шире применять данный подход. <…> В систему государственных наград будут включены почетные звания для инженеров, геологов, разработчиков месторождений, работников транспортной, аграрной и водной отраслей, а также ученых и изобретателей. Признание их заслуг на государственном уровне станет хорошей мотивацией для всех профессионалов, повысит авторитет человека труда, – уверен президент.

Не хочется расстраивать властей, но народ не так патриотичен, каким его хотят видеть в подобных докладах. И пытаться мотивировать людей к труду тем, что единицам будут вручать «почетные звания» из рук высших чиновников, – задача, обреченная на неудачу.

Зато на «авторитет человека труда» очень влияют приземленные ценности – заработная плата, комфортные условия труда, социальная поддержка рабочих, защищенность рабочих перед работодателем (чтобы исключить необоснованные увольнения, задержку зарплаты и так далее). Звучит это не так высокоморально, как лозунг «Ответственный гражданин – Честный труд – Заслуженный успех», зато отражает реальность.

«Без денег и гарантий» – лозунг трудовых профессий в Казахстане

Так как же обстоят дела с условиями труда в Казахстане? Жизненный опыт большинства казахстанцев подскажет, что не очень. Это же подтверждают сухие факты.

По официальным данным бюро нацстатистики, средняя зарплата в IV квартале 2023 года в Казахстане составила 393 605 тенге. Неплохо! Правда, средняя зарплата мало что говорит о том, сколько получают большинство казахстанцев, поскольку в ней учитываются как миллиардные доходы топ-менеджеров, так и нищенские зарплаты уборщиц. И при расчете среднего арифметического выходит, что вклад богатых в этот показатель оказывается более весомым, чем бедных или представителей среднего класса.      

Лучше отражает реальность медианный доход, который в 2023 году составил 251 356 тенге. Зато модальный доход, который вообще редко упоминается властями и СМИ, как раз показывает, насколько у нас все запущенно. Модальная заработная плата – это та, которая встречается чаще всего, то есть которую получает большинство населения. Так вот, в 2023 году она составила 81 377 тенге, без учета налогов. Это на 10 тысяч выше минимальной заработной платы в 2023 году, и на 3 500 выше, чем в этом году.   

Теперь посмотрим на распределение модальной зарплаты по сферам деятельности. В промышленности она составляет 197 тысяч. Причем больше всего получают работники в сфере горнодобычи (417 тысяч), что в принципе неудивительно. В обрабатывающей промышленности модальная зарплата составляет 197 тысяч; в энерго-, газо-, тепло- и горячем водоснабжении – 167 тысяч; в водоснабжении и работе с канализационными системами – 122 тысячи. Как видно, только в нефтяной сфере зарплата выглядит «престижно».  

В сельском, лесном и рыбном хозяйстве модальная зарплата составляет 147 тысяч. Относительно других неплохо получают строители – 247 тысяч.

Хуже всего дела в бюджетных сферах и сфере оптовой и розничной торговли (к этой же категории причислили ремонт автомобилей и мотоциклов). В последнем случае модальная зарплата составляет 75 тысяч.

А вот так оплачивается труд бюджетников: у работников образования модальная зарплата 81 тысячи тенге; работники, занимающиеся профессиональной, научной и технической деятельностью чаще всего получают 118 тысяч; работники здравоохранения – 198 тысяч.

Ясно, что зачастую низкий размер оклада сочетается с доплатой бонусов в «конверте», особенно в коммерческой сфере (например, торговле). Но, во-первых, это не касается бюджетников. А во-вторых, размер и своевременная выплата этих бонусов никак не регулируются законом, а значат зависят только от доброй воли работодателя, которая проявляется тогда, когда работодатель получает от этого выгоду. Если выгодна не очевидна или отсутствует, работник может оказаться один на один со своей модальной зарплатой. В лучшем случае.

Приятного в таком положении вещей мало, поэтому рабочие нередко устраивают протесты и забастовки. Как известно, чаще всего недовольство выражают работники нефтяной отрасли, и на первый взгляд, это вызывает недоумение – у них же самые высокие зарплаты! Но на самом деле высокие зарплаты получают только штатные сотрудники нефтяных компаний, а те, кто работают через подрядные компании, получают в разы меньше, и имеют высокий риск остаться без работы, если подрядчик проигрывает тендер. Более подробно о том, почему крупные корпорации отдают свои функции на подряд и как это приводит к ухудшению прав работников, мы писали в отдельном материале.  

Кроме нефтяников также часто бастуют шахтеры, железнодорожники, таксисты, курьеры. Совсем недавно с протестом выступали сотрудники сети элитных ресторанов (повара, официанты, охранники и уборщицы) и водители водовозов

Помимо низкой зарплаты, рабочие часто выражают недовольство условиями труда – переработками, устаревшим оборудованием, нахальством со стороны начальства и так далее. Работникам промышленности и горнодобычи все это может стоить жизни. Регулярные смерти рабочих в угольных шахтах (авария на шахте Костенко в прошлом году унесла жизни 46 шахтеров, а буквально неделю назад один рабочий погиб на шахте в Абайской области) и на промышленных предприятиях (совсем недавно в Темиртау погибли два металлурга) явно не делает эти профессии более привлекательными для молодежи. А те, кто получил во время работы тяжелые травмы, годами добиваются выплаты компенсаций от государства и компаний.

Реформы есть, а результата нет

Другая часть вопроса – социальная незащищенность. Хорошо известно, что работодатель часто избегает заключать с работниками трудовой договор (ТД), настаивая на оформлении трудовых отношений через договор ГПХ, ИП, а то и вообще ограничиваясь устными договоренностями. Причины вполне понятные – налоги с ГПХ ниже, ИП вообще платит сам за себя, а за неоформленных сотрудников не платит никто. А кроме того, работников, оформленных через ТД, не так просто уволить, и в целом трудовые отношения хоть как-то регламентируются.   

Главное же, что отличает ГПХ от ТД – это возможность последних пользоваться социальными правами. В частности, брать оплачиваемый больничный и отпуск, получать различные пособия (по потере кормильца, по потере работы, ежемесячное пособие по потере дохода в связи с уходом за ребёнком и так далее).  

В новый Социальный кодекс, вступивший в силу 1 июля 2023 года, добавили обязательство делать социальные отчисления работникам, оформленным по ГПХ. Это означает, что теперь им тоже будут доступны некоторые социальные пособия. Правда, сама норма вступит в силу только в 2025 году.   

Еще одно положительное нововведение Социального кодекса – увеличение предельного размера больничного с 15 МРП до 25 МРП.

Но на этом позитивные изменения в трудовом и социальном законодательстве заканчиваются. В Социальный кодекс ввели положения о скользящем графике, якобы 4-дневной рабочей неделе (на самом деле речь о возможном чередовании четырех-, пяти- и шестидневной недели), платформенной занятости. Все эти нововведения, по сути, направлены на легализацию ненормированного труда. Так, скользящий график фактически предполагает возможность работать 7 дней в неделю по 11 часов. Зато в рамках трудового договора.

Однако если на какие-то уступки по улучшению социальных и отдельных трудовых прав государство пойти может, то в отношении прав на забастовку и создание независимых профсоюзов оно никогда не уступит. Текущее законодательство делает забастовки фактически невозможными, а создание профсоюза саботируется как властями, так и работодателем, даже если формальные юридические требования инициативной группой соблюдены.

И очень жаль, поскольку именно через давление рабочих исторически всегда происходило улучшение условий труда. Это и сейчас происходит в Казахстане – на самом деле, значительная часть забастовок заканчивается некоторым компромиссом, приводящим к увеличению зарплаты и другим уступкам со стороны работодателя.

Однако протест рабочих встречает мощнейшее сопротивление со стороны государства и компаний – независимые профсоюзы разгоняются, забастовки признаются судом незаконными, протестующие увольняются, им и их родственникам угрожают, а некоторых даже арестовывают. В норме независимые профсоюзы служат представительным органом, через который система может саморегулироваться, а условия улучшаться через обратную связь с работниками. В Казахстане в них видят угрозу «конституционному порядку».

Главное – желание

Сама по себе идея привлекать больше людей к работе на производствах (и не только), безусловно, правильная. Чтобы уйти от сырьевой зависимости нашей экономики, нужно ее диверсифицировать, развивать разные промышленные отрасли. В других сферах также есть потребность в качественных специалистах – в образовании, здравоохранении, науке.  

Но чисто символическими мерами (типа «почетных званий») это сделать невозможно. И даже реформа профессионального и технического образования не поможет, если человек не будет видеть возможность нормально жить, выбираю ту или иную «рабочую» профессию.

Сейчас без сомнения одной из самых престижных профессий является «айтишник». И причина, почему это так, лежит на поверхности. Информационные технологии – это, конечно, очень интересно, инновационно и так далее, но дело, разумеется, в размере оплаты труда. 

Хотя государство не может напрямую влиять на рынок труда, оно может по крайней мере заняться профессиями бюджетной сферой – учителями, работниками здравоохранения, научно-техническими работниками… Далее – провести не половинчатые, а реальные реформы трудового законодательства, включая право на забастовку и создание независимых профсоюзов.

Кроме того, в отдельных отраслях за выбор важной для государства профессии возможно введение государственных надбавок, значительных льгот и прочих бонусов. В общем, решения есть, и найти их несложно, если захотеть. Но поскольку государство хочет усидеть на всех стульях сразу (чуть-чуть помочь работнику, но и работодателя не обидеть; чуть-чуть дать прав, но не слишком много), не делать резких шагов, не принимать слишком «радикальных» решений, опасаясь, как бы чего не вышло, то и результат будущей инициативы можно предсказать заранее. И описать короткой формулой: «Ни вашим, ни нашим». А значит, и результат будет таким же.

Руслан Ибрагим




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Тридцать лет культивировалась пропаганда важности (целесообразности) для успешности в жизни профессии торгашей, а теперь, на тебе! Рабочие потребовались! А куда девать династии пиявок, чиновников, налоговиков, полицейских, даже пограничников, таможенников, и т.д.? Они же туда рвутся работать не на благо народа! А чтобы его обдирать. Понимаете? Уже династии! А династий рабочих нет! Там, либо квалифицированные пенсионеры, либо те , кто не смог пристроиться к торгашам, чиновникам. К сообществу пиявок! Ну, хотя бы так надо менять соотношение труженников к числу пиявок. Жалко страну, людей! Не туда вели! Не туда!