Почему у Закона о возврате капиталов двухмесячная задержка?
Проект закона РК «О возврате государству незаконно приобретенных активов» прошел через обе палаты парламента и, судя по всему, лег на стол его инициатору – президенту страны Касым-Жомарту Токаеву. Итак, какой закон будет введен в действие?
Мы уже не раз поднимали тему возврата незаконно полученных, а затем и не очень законно выведенных капиталов – еще тогда, когда, как говорится, это не было мейнстримом. Также мы подробно следили за тем, как власти продвигали эту тему, начиная с достопамятного заявления Токаева после январских событий о тех, кто «наварился» за счет первого президента, через создание пары комиссий и указе о разработке соответствующего законопроекта, до бурного его обсуждения в парламенте.
В первую очередь, законопроект принят, а осадок остался – он оказался далеко не столь жестким по отношению к олигархату и клептократам. Основной упор был сделан на государственных служащих высокого ранга, которые могли вывести из страны более 13-миллионов МРП (100 млн долларов США). Кроме этого, нормы нового закона так или иначе позволяют «договориться» потенциальным фигурантам дел о возврате активов с властями. Если коротко, то олигархам можно будет приобрести своеобразную индульгенцию, расставшись с частью (скорее всего, сравнительно небольшой) своих активов в обмен на некую амнистию перед Уголовным и Административным кодексами РК.
Такие же вегетарианские изменения в УК РК. Это, например, касается необходимости изначального возбуждения уголовного производства для того, чтобы, так сказать, застолбить факт «незаконного приобретения активов» в Казахстане, что, ко всему прочему, подразумевает незаконными все остальные действия с ними – вывод за рубеж, отмывание и прочее. Это, конечно, не дает гарантий возврата их из иностранных юрисдикций, но дает некие гарантии того, что активы не растворятся или не будут переписаны на другие лица. Кроме прочего, объявление таких капиталов преступно добытыми могут дать хороший социальный эффект – казахстанцы поверят, что со сворованными у них деньгами все будет нормально. Между прочим, на такой же эффект во многом рассчитано и изъятие из УК и Адмкодекса статей, в которых упомянут первый президент. Это, безусловно, воодушевляет, но, по сути, пока не дает гарантий привлечения к ответственности «отца казахской коррупции» и все еще не дает возможности отечественному правосудию заявить «Шал, кел!».
В общем, создается устойчивое впечатление, что законопроект писался с учетом интересов олигополии старого Казахстана и даже при ее непосредственном участии. Косвенным доказательством этому служат сообщения, появившиеся в СМИ о том, что еще до появления законопроекта в мажилисе он мог быть «на проработке» в структурах, связанных с Александром Машкевичем. Кроме этого, служба экономической разведки Intelligence Online пару недель назад сообщила о возможном посредничестве бизнес-обмудсмена Рустама Журсунова между казахскими олигархами и органами, которые будут продвигать новый закон в действие. В частности, утверждалось, что Журсунов может быть связан как с Тимуром Кулибаевым, так и с заместителем генпрокурора Уланом Байжановым, одновремено являющимся вторым лицом в Комиссии по возврату активов. Совпадение? Наверное…
Есть, что скрывать?
Обращает на себя внимание и тот факт, что многое в этом деле покрыто мраком тайны. Так, мы до сих пор не узнали, почему законопроект запоздал в парламент на два месяца – в соответствии с указом президента Токаева от 26 ноября 2022 года он должен был быть разработан и отдан на рассмотрение депутатам еще до 31 марта сего года, но по сути попал к ним лишь в конце мая. Заметим, что по некоторым данным еще весной Генпрокуратура создала некий вариант, основной идеей которого было то, что мы сами разберемся и надо все держать в секрете, главным образом – тот самый реестр лиц, которые попадают под действие закона и подлежат особому вниманию.
Впрочем, как ни пытали разработчиков закона депутаты и журналисты, они так и не выдали тайны, кто может оказаться в данном списке. Конечно, можно сослаться на презумпцию невиновности, но, как говорится, нас опять начинают терзать смутные сомнения. Более того, многие независимые эксперты и наблюдатели (которые, кстати, так и не были привлечены к разработке законопроекта) уверены, что в нынешней власти все еще сохранились силы, которые будут лоббировать интересы старого Казахстана и их представителей, причем, не только по старой дружбе, но и потому, что сами могли прикупить домик в Испании или замок в Чехии.
Между прочим, проекта закона о возврате капиталов в варианте, прошедшем через два чтения в мажилисе и сенате, до сих пор нет в открытом доступе. Нам приходиться верить на слова депутатам, которые озвучивали ими внесенные поправки, а то, что ушло в Акорду на подпись ее хозяина, остается в тайне. Впрочем, по большому счету, это не удивительно – ГП РК, как и АП РК и многие другие структуры, не смотря на концепцию Токаева «слышащего государства», любят все покрывать тайной.
На прошлой неделе мы писали о том, что «Транcпаренси Интернэшнл – Казахстан» выразил озабоченность отсутствием в общем доступе данных всех корпоративных бенефициаров самой распространенной формы коммерческих предприятий в стране – товариществ с ограниченной ответственностью. Это, в первую очередь, было привязано как раз к рассмотрению законопроекта о возврате капиталов. Со ссылкой на Телеграм-канал Shishkin like, было отмечено, что Минюст, по сути, засекретил (еще при прежнем президенте) такие данные.
«Если по крупным акционерам акционерных обществ данные доступны в альтернативных источниках – как например, KASE или из отчетов, предоставляемых в АО «Центральный депозитарий ценных бумаг», то данные по бенефициарам и участникам товариществ с ограниченной ответственностью, самой популярной организационно-правовой формы в Казахстане, в ряде случаев официально остаются закрытыми», – говорилось в публикации и отмечалось, что международная практика доказывает, что публичные реестры с перечислением бенефициаров имущества являются важнейшим инструментом для борьбы с коррупцией, налоговых злоупотреблений и других финансовых преступлений.
Дело сделано?
Если вернуться к вопросу о двухмесячной задержке прямого поручения президента в виде указа, то объяснения могут быть вполне простыми. Во-первых, еще в прошлом году мы отмечали, что временной люфт для разработки соответствующего закона, кроме прочего, может быть сделан для того, чтобы дать возможность тем же олигархам перепрятать награбленное (это не красного словца, а в действительности – награбленное) или попросту успеть договориться. В принципе, так оно и получалось – многие денежные воротилы стали усиленно перепродавать свои активы или пытаться отмыть их. Среди того, что стало общественным достоянием – это продажа Клебановым своей доли в урановом месторождении и недавнее приобретение Владимиром Кимом команды «Формулы-1». А сколько прошло мимо наших глаз, пока неизвестно.
Во-вторых, как мы уже упоминали выше, некоторое время могло уйти на то, чтобы наработки законодателей прошли «экспертизу» у олигархов. Например, один месяц. Ведь это тоже сложная работа. А третья причина может быть банальной – чем дольше «разрабатывался» законопроект, тем меньше времени мажилисменам и сенаторам остается на их обсуждение. В принципе, все эти три фактора вполне могли удачно (для власти) сочетаться меж собой, к чему стоит добавить еще одно наблюдение – президент Токаев и его Администрация, которая, согласно упомянутому указу должна была контролировать эту самую разработку, никак не пожурили Генпрокуратуру и другие уполномоченные органы за фактически срыв сроков и саботаж поручений главы государства.
Исходя из этого, мы пока можем только констатировать – несмотря на большую критику независимых экспертов и более зависимых депутатов (даже верхней палаты), законопроект довольно быстро и, как говорилось, без существенного редактирования в парламенте проскочил на стол президента. Здесь, к сожалению, мы ничего не можем сделать, хотя вполне имеем право – даже на том основании, что все граждане РК, по сути, являются потерпевшими. Почему? Смеем напомнить, что это именно наши налоги и природные богатства были похищены разными способами и выведены за рубеж, а из-за этого мы недополучаем качественную медицину, ездим по плохим дорогам, отдаем детей в переполненные школы, ежедневно сталкиваемся с коррупцией и нечестными судьями и так далее.
Но расслабляться не стоит. В связи с, мягко говоря, недоработками в законе о возврате капиталов, уведенные из страны активы могут не только остаться за откупившимися казнокрадами и рейдерами, но и быть национализированными иностранными государствами. В июне Евросоюз начал усиленно разрабатывать законопроект, который позволит быстро и четко конфисковать сомнительные активы, поэтому нашей Генпрокуратуре надо бы поторопиться. Более того, возможно Токаеву стоит побыстрее ввести новый закон в действие – пусть недоработанный, но все же лучше, чем ничего.
Но независимо от того, когда он будет введен в действие и как станет работать, над нашими олигархами и клептократами уже занесен меч персональных (адресных) санкций. Как нам стало известно, первыми их могут ввести Соединенные Штаты, причем, они будут касаться еще и тех, кто подозревается в помощи России. Но об этом уже в другой раз.
Комментариев пока нет