Правда о гибели последней ордынской столицы - Exclusive
Поддержать

Правда о гибели последней ордынской столицы

В предыдущей статье цикла «Русь и Нерусь» мы рассказали о том, как уничтожили великие города Орды. Уничтожили не только камни, но и прах из сотен тысяч могил на кладбищах. Сегодня мы расскажем о том, как и кем была разрушена последняя ордынская столица – Сарайшык

Напомним, что Сарай-Бату и Сарай-Берке были городами-стотысячниками. Могил должны быть миллионы за сотни лет жизни великих столиц. Могил нет. И теперь потомки империи спрашивают нас: «Где ваши города, где ваша культура-цивилизация?!» Не поленимся, повторим: «Наших городов больше нет, потому что ваши предки их разобрали по кирпичику – все наши мечети, крепости, дворцы и замки. Там нет даже могил и костей мертвых, которые вы выкопали и уничтожили».

И спросим себя и их: «Так кто был варвар?!» Варвар – тот, кто построил эти великие города и умер, защищая их, или варвар – тот, кто вырезал население тюркских городов, разобрал их вплоть до щебня, а затем выкопал прах из могил?!

Черные мародеры

Право Турана гласит: мертвый враг – уже не враг. И тем более не враг – похороненный враг. Он уже принадлежит другому миру и не дело живых глумиться над мертвыми. За подобное вырезались до последнего человека даже великие каганские роды.

Но в туранские страны пришла другая традиция – глумления на мертвыми врагами.

И началась она не с того, что уже вполне себе имперские, «высоко-цивилизованные» и даже европеизированные россияне выкопали и уничтожили миллионный прах жителей Сарая-Бату и Сарая-Берке.

Началась эта нелюдская традиция прежде «академиков» …

Первыми под святотатство попали тюркские земли. Со вполне себе своей цивилизацией, культурой, городами, земледелием. В общем, со всем тем, что нам якобы принесли и подарили. В том числе и привычку уничтожать мертвых?! Да за такую «культуру» уничтожали на месте и в более поздние времена. Так, «… в уезде Ишимском … наши удалые крестьяне, искатели кладов, не переставали уезжать за границу, где понаслышке узнавали о существовании древних могил. Бывало, что в то время, как рылись они в буграх, киргизские наездники убивали их на месте, или брали в полон…» (П.А. Словцов «Историческое обозрение Сибири. С 1742 по 1823 год»).

И уже не удивляет, что Пётр Андреевич – сын священника, выпускник духовной семинарии, ставший «целым директором» гимназии – не ужасается разграблению могил. Напротив, называет мародеров «нашими» и «удалыми». С.С. Шашков в своих «Исторических этюдах» 1872 года подтверждает такие факты про ишимских переселенцев и местных казахов: «…В 1755 г. … эти дикари не пропускали случая убить, ограбить или полонить русских, ходивших за границу для разных промыслов, напр., для раскопки могильных курганов».

Великий город Сарай-Джуг

«Удалой казак» Иван Кольцо уничтожил последнюю ордынскую столицу – Сарайшык (Сарай-Джуг, Сар-Учуг). Зачастую используют его русифицированное название «Сарайчик». Увы, языки наши никак не сопрягаются и потому название ханской столицы звучит уменьшительно-ласкательно и ассоциируется с чем-то несерьезным. Поэтому лучше использовать Сарайшык. А вообще-то историческим названием было Сарай-Джуг, которое таит в себе загадки.

Еще одной «загадкой» для тюркофобов является то, что город был построен по приказу Бату. Того самого Батыя, из которого царская и советская историография сотворили некое «исчадье ада». Но сохранились сведения и о тех городах, где не убивали ханских послов, и в которых ни одна доска на воротах даже поцарапана не была. А еще Орда построила 150-200 городов и среди них Сарай-Джуг – город посреди Степи.

От него пришел в восторг Ибн Баттута в 1334 году, который объездил мусульманские страны и которому было с чем сравнивать. Ибн Баттута оставил воспоминание, больше напоминающее дифирамбы миражам в пустыне. «Я объездил весь мир. Оказывается, Сарайшык – самый крупный город после Багдада. В нем расположена ханская ставка, блистают своей красотой четыре мечети и множество гостиниц. Но меня удивило не это, а система водопроводов. В Сарайшыке вода сама приходит в каждый дом. Увидев это, я был несказанно удивлен».

И еще удивила его паромная переправа через широкий Жайык. Ордынцы могли сами себе обеспечить комфорт даже в условиях средневековья. Река тогда называлась Великая – Улу-су и она по тем временам, действительно была полноводной и широкой. Там же процветала рыбная ловля.

И этот город не просил дотаций из ордынского бюджета. Он сам его наполнял. Город занял важнейший торговый перекресток из Азии в Европу. Не случайно в его развалинах находят древнейшие монеты. Его рабат был ремесленным. Он наполнял местные базары и производил товар на экспорт. (В современном Казахстане не каждый город может что-то экспортировать.)

Первый геноцид Сарайшыка произвели солдаты Тимура. Напомню, что в уничтоженном его солдатней ордынском городе Бельджамене найдены скелеты детей, перерубленные пополам. Варварство и азиатчина, скажете вы, и будете правы. Однако вас ждет европейщина…

Сарайшык каким-то чудом возродился после Тимура. То ли река спасла и спрятала выживших, то ли торговые пути реанимировали город и у него был шанс на полный ренессанс. Как только тимуриды начали свои междоусобицы за наследие великого эмира, торговля качнулась к северным степям.

Но тут началась собственная междоусобица. Через Сарай-Джуг промелькнули ханы и их штандарты. А потом Орда распалась. После Золотой орды Сарайшык побывал столицей шибанидов-сибиряков, мангытов-ногайцев и казахов. И город жил.

Погром Сарайшыка 1573 года царскими казаками

А потом в 1573 году на убийство последней, еще живой и наполненной людьми столицы пришли астраханские казаки, входившие в состав государева гарнизона. Разгромили городок, выживший в междоусобной войне степняков. Естественно, они «улусы воевали… и юрты наши пожег, а жен и детей взяли в полон».

Обычная хроника разграбления города. Такое неоднократно бывало в истории. Однако случилось и нечто такое, что признавать царю было не с руки. Казаки исполнили его тайный наказ, который выводил христианнейшую личность царя за рамки даже той диковатой средневековой цивилизованности. Об этом событии в московских летописях упоминания нет. Гордиться было нечем. Но сохранился наказ посланцу в Швеции князю Сицкому, в котором подтверждается погром в Сарайшыке, сотворенный по приказу московского царя в гневе на ногайского мурзу Тинехмата (Дин-Ахмета). Разгром города подтвердили и сам Тинехмат и его брат и преемник Урус-бий: «В прошлых летах… приходили козаки из Астрахани и Сарачик разорили».

По словам Дин-Ахмета в разговоре с русским послом, «преже тово приходили государские люди в Сарачик и над отцом моим мертвым изругалися». Зафиксируем: человек умер, его похоронили, пришли по царскому приказу казаки, выкопали останки и надругались над трупом. Видимо, даже царю оправдаться было нечем и потому событие пропало из официальной хроники.

Погром Сарайшыка 1581 года дикими казаками

Что происходит далее: в 1581 году на город опять нападают казаки, на этот раз – волжские под предводительством атамана Ивана Кольцо, Нечая и Богдана Барбоши.

Эти «прославились» еще больше. Дело не ограничилось разгромом остававшегося после «визита царских людей» городка. По предположительным сведениям, здесь еще оставалось порядка тысячи-двух жителей. Все они были убиты, а женщины и девушки стали жертвами сексуальных утех «добрых молодцев», прославляемых в былинах.

Однако не только убийства привлекли же казачков. Они рыскали в поисках грабежа. Но грабить было уже нечего. А богатства хотелось. И они пошли путем, проторенным царевыми казаками.

Единственная разница между ними заключалась в том, что первые «адресно» вскрыли одну могилу. Все-таки астраханские какие-никакие солдаты были, причем уже обустроившиеся посреди тюркских земель. А может, и сами они были тюрки, что для казаков было не редкость. В любом случае, они были окультурены по-местному, и знали о мести мертвых.

А вот отморозков ничто не сдерживало. Бандиты стали осквернителями кладбищ, они вскрыли мавзолеи и богатые могилы и ограбили их, забрав у мертвых перстни, оружие и доспехи в золоте. Над прахом поглумились и сожгли. Напоследок разломали всё, что смогли, и на что хватило силенок. Предали всё огню.

Впрочем, месть мертвых настигла разбойников. Но это другая история.

Гибридная война Московии и гибридный ответ

А пока между Ногайской ордой и Москвой начались переговоры об установлении фактов и предъявления претензий. В данной фазе Москва сразу твердо отказалась от какой-либо причастности к событиям 1581 года, при этом замалчивая погром 1573 года.

Напомним, что отцом Тинехмата и Уруса был Исмаил-бий. Он заключил союз с Москвой и воевал против Крыма, и по факту поддержал Москву в захвате Казани. Проще говоря, свой человек. Он даже убил своего старшего брата Юсуф-бия, придерживавшегося анти-московской позиции.

Так за что же пострадал прах Исмаил-бея, да еще от солдат союзника?! Оказывается, Тинехмат и Урус перешли на сторону крымского Девлет-Гирей-хана и даже пошли с ним походом на Москву в 1571 и 1572 годах. И на их мертвого отца в 1573 году был направлен царский гнев.

Тинехмат погряз во внутренних ногайских спорах и улаживанию дел между родней, страдающей удельным вождизмом, и скончался около 1578 года.

А вот наследовавший ему брат Урус пытался произвести спрос за погром 1581 года. Сил у ногаев не хватало, но осквернение праха отца он не забывал. И вот в его землях был ограблен русский посланец П. Девочкин. Официальных подтверждений приказа или благословения Уруса не имеется. Но очевидно, что он был не против. А может, он и не мог быть против – Великая Ногайская орда уже находилась в процессе распада. Там не то что другие бии, собственные племянники проявляли строптивость.

И, скорее всего, этот полураспад и привел к тому, что Урус-бий в 1580 году принес, как и его отец, присягу московскому царю Ивану Ужасному. Царь немедленно воспользовался этим и в 1581 году попросил у бия военной подмоги в Ливонской войне, которую он уже явно проигрывал.

Вместо помощи ногайцы пошли в поход на московские земли вместе с крымскими и азовскими татарами, причем, было одних «ногайских людей из одного Урусова улуса, по вестем, 15 тысяч, а Урмагметя-мурзы и других мурз улусов тысяч до 30».

Для улаживания ситуации весной 1581 года Москва отправила к Урусу посла В.И. Лобанова-Пелепелицына с богатыми «поминками». Но бий неласково встретил московита – того стряхнули с лошади и ограбили.

Тут уж Москва через свой Посольский приказ стала угрожать Урусу и в своем письме 28 мая 1581 года напомнило Урус-бию о погроме Сарайчика в 1572 году. Помимо унизительного напоминания казакам было приказано перекрыть Волгу и начать войну с ногайцами… Великий бий призвал к себе болтающегося без всякого дела посла и взял его под стражу. Наступило дипломатическое затишье …

И тут сказали своё слово «силы специальных операций», хотя, скорее, волжские казаки действовали как ЧВК и «черные мародеры». Волжцы взяли Сарайшык и уничтожили всё, что там еще дышало жизнью …

Марлен Зиманов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.