Проверка на вшивость: останется ли парламент нотариальной конторой правительства - Exclusive
Поддержать

Проверка на вшивость: останется ли парламент нотариальной конторой правительства

16 марта сенат без участия мажилиса принял поправки в республиканский бюджет на текущий 2023 год. Эти и другие недавние поправки, связанные с госбюджетом и госпланированием, можно легко назвать циничным возвратом в «старый Казахстан» худшего образца. Сможет ли новый мажилис переломить такую ситуацию?

Общеизвестно, что до сих пор парламент Казахстана выступал лишь нотариальной контрой для исполнительной власти. Через республиканский бюджет парламент контролировал только 50%-60% расходов правительства и не вмешивался в стратегию экономического развития страны. В результате, в своей экономической политике глава государства и его карманное правительство делали всё, что хотели, без какого-либо контроля со стороны общественности в лице парламента. Такую ситуацию нужно срочно ломать, и позиция нового парламента по этим вопросам сразу же станет тестом – насколько независимым является мажилис от президентской власти.

Недавние поправки в законах и в указах президента, связанные с госбюджетом и госпланированием, показывают, что «новый Казахстан» не собирается проводить реформы в этой сфере и откатывается в «старый Казахстан» худшего образца.

Нарушение правил и откат реформ в бюджетной политике

1 декабря 2022 года глава государства подписал закон «О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы», что не помешало уже через три месяца вносить в него изменения в сторону существенного роста расходов и трансфертов из Нацфонда. Помимо того, что они были увеличены на 1,5 трлн тенге относительно объема, утвержденного в декабре, будет привлечен дополнительный целевой трансферт из Национального фонда в объеме 800 млрд тенге. 16 марта 2023 года сенат послушно и поспешно с этим согласился. У этих больших изменений в республиканском бюджете есть три очень серьезные проблемы.

Во-первых, эти поправки еще раз показали, что «новый Казахстан» продолжает дело «старого», говоря одно, но делая противоположное. 10 сентября 2022 года указом президента была утверждена «Концепция управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года», в которой много говорилось о бюджетной консолидации и о контрцикличном характере бюджетной политики. Это должно было позволить укрепить устойчивость государственных финансов к шокам и обеспечить макроэкономическую стабильность в Казахстане. Однако, принятые поправки в бюджет полностью нарушают все эти правила и планы, а сенат бездумно их утвердил, хотя с момента утверждения Концепции прошло всего полгода.

Второй проблемой этих поправок является то, что у президента и его правительства не было и до сих пор нет долгосрочной экономической стратегии. Утверждение бюджета на 2023 год было всего три месяца назад, а теперь в него вносятся громадные поправки, которые негативно повлияют на долгосрочную устойчивость государственных финансов. Все они обосновываются поручениями и инициативами президента, которые по своей сути являются популистскими.

Такая ситуация повторяется ежегодно после посланий президента, которые практически всегда включают в себя неожиданные инициативы. Тот факт, что правительство и парламент не знают, какие затратные инициативы выдвинет президент в своем послании, говорит о глубочайшей проблеме с макроэкономической политикой и с государственным планированием в Казахстане. Вместо долгосрочной экономической политики в Казахстане есть только неожиданные инициативы президента.

И наконец, третья проблема с этими поправками заключается в том, что сенат утвердил их без участия мажилиса в ускоренном порядке. Спрашивается, почему? Интересно как на это отреагируют новые депутаты парламента? Именно реакция мажилиса на эти грубые нарушения и будет первых тестом на то, насколько новые депутаты настроены контролировать действия исполнительной власти.

Власти решили нарушить Бюджетный Кодекс по Нацфонду

В развитой демократической стране парламент должен утверждать и контролировать исполнение абсолютно всех расходов правительства, включая финансируемые счет Нацфонда, госкомпаний, различных внебюджетных государственных фондов, а также за счет печатного станка Нацбанка. Но у властей Казахстана, как всегда, «особый» командно-административный путь развития страны.

Мало того, что сегодня через республиканский бюджет парламент контролирует всего 50%-60% расходов правительства, глава государства решил вернуться в «старый Казахстан» худшего образца, чтобы в обход парламента начать кредитовать экономику Казахстана напрямую из Нацфонда. А ведь такое кредитование из Нацфонда было запрещено Бюджетным Кодексом начиная с начала 2017 года, а также это напрямую противоречит здравому экономическому смыслу и роли парламента, о чем я подробно писал недавно.

Напомню, что начиная с 2017 года кредитование госкомпаний из Нацфонда было категорические запрещено. В «Концепции управления государственными финансами», утверждённой в сентябре прошлого года напрямую говорилось, что – “Приобретение казахстанских ценных бумаг субъектов государственного, квазигосударственного и частного секторов, покупка пакетов акций, долей участия казахстанских компаний, фондирование банков второго уровня, кредитование юридических и физических лиц, использование активов в качестве обеспечения исполнения обязательств ЗАПРЕЩЕНО».

И этот запрет был очень правильным, поскольку использование Нацфонда должно быть прозрачным и идти только через бюджет, чтобы парламент (а через него вся общественность) могли контролировать и утверждать абсолютно все расходы и кредиты правительства. То есть, по старым правилам, если правительство хочет профинансировать какой-либо инфраструктурный проект в Самрук-Казына, то деньги могут идти только в виде бюджетных кредитов или инвестиций, утверждаемых парламентом. Если денег на это бюджете нет, то правительство может запросить увеличение трансфертов из Нацфонда в бюджет, которые также утверждаются парламентом.

17 декабря 2022 глава государства внес поправки в свой указ и теперь Нацфонду разрешается – «Приобретение долговых ценных бумаг ФНБ «Самрук-Казына», эмитируемых для реализации стратегических инфраструктурных проектов, реализуемых по прямому поручению Главы государства. Средства от облигационных займов из НФРК должны быть использованы в строгом соответствии с целевым назначением, обусловленным в проспекте эмиссии облигации.»

Таким образом, президент решил прокредитовать ФНБ «Самрук-Казына» за счет облигационных займов из Нацфонда, несмотря на прямой запрет в Бюджетном Кодексе, где четко говорится, что «Национальный фонд Республики Казахстан не может использоваться на кредитования физических и юридических лиц».

Глубокие проблемы в государственном планировании

В феврале 2021 года постановлением правительства была утверждена новая система государственного планирования, которая до этого была согласована Высшим советом по реформам при Президенте. В то время «новая система госпланирования» была презентована как кардинальная экономическая реформа. Однако время показало, что это была лишь очередная имитация реформ, которая только ухудшила ситуацию с планированием по сравнению с государственными программами, которые были раньше.

Сейчас эту систему госпланирования собираются существенно корректировать. Правительство опубликовало проект изменений в документ для обсуждения. У меня есть множество серьезных вопросов и по текущей системе планирования, и по вносимым изменениям, но остановлюсь на двух из них, где хотелось бы видеть жесткую позицию парламента.

Во-первых, в феврале 2021 года власти «нового Казахстана» оставили «Стратегию развития Казахстана до 2050 года» (утвержденную в 2012 году) самым главным документом в «Системе государственного планирования». В то время такое решение властей было более или менее понятно, поскольку тогда роль и влияние Елбасы в Казахстане казались непоколебимыми. С этой точки зрения очень удивляет сегодняшняя позиция властей, которые после трагических январских событий оставляют без изменений стратегию развития страны, утвержденную первым президентом. То есть, «новый Казахстан» хочет оставить в силе главные планы «старого Казахстана»! Таким образом, это уже явное подтверждение того, что в развитии страны текущие власти ничего принципиально менять не будут.

Вторая большая проблема заключается в том, что вся система государственного планирования варится только внутри исполнительной власти во главе с президентом. Президент и его карманное правительство сами утверждают стратегические документы по развитию страны, сами исполняют, и сами перед собой отчитываются об исполнении. В связи с этим планы исполнительной власти очень часто бывают некачественными, хронически неисполняемыми, и за это обычно никто не несёт ответственности.

Текущая система государственного планирования, когда всё в конечном итоге замыкается на президенте, ущербна по своей сути. Парламент также должен играть важную роль в долгосрочном развитии страны и в контроле за исполнением планов исполнительной власти. Такие стратегические документ, как Стратегия развития или Национальный план развития Казахстана должны утверждаться парламентом и все стратегические документы по экономическому развитию должны быть увязаны с возможностями бюджета Казахстана. Ежегодно премьер-министр, а лучше президент, как глава исполнительной власти, должен отчитываться перед парламентом за исполнение этих стратегических документов. Тогда в действиях исполнительной власти появится прозрачность, ответственность, и подотчётность всему обществу через парламент.

С точки зрения по-настоящему новой экономической политики в Казахстане в первую очередь необходимы кардинальные реформы в сфере государственного бюджета и государственного планирования. Без этого будет невозможен переход на новую экономическую модель развития Казахстана. Если сразу после начала работы нового мажилиса мы не увидим какой-либо реакции новых депутатов на описанные выше поправки в законах, связанных с госбюджетом и госпланированием, то в ближайшие 5 лет (до следующих выборов в мажилис) мы продолжим жить в «старом Казахстане».

Мурат Темирханов

FCCA Финансист/экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *