Уверенная поступь Старого Казахстана - Exclusive
Поддержать

Уверенная поступь Старого Казахстана

Реформы в бюджетной политике и в использовании Нацфонда – это яркий пример, когда власть в «Новом Казахстане» говорит правильные слова и даже утверждает более или менее правильные документы, но тут же пытается сделать всё с точностью наоборот.  

В последнем послании президента 1 сентября этого года по бюджетной (фискальной) реформе было сказано, что «нам нужно научиться жить по средствам» и что «будет прекращена практика неэффективного расходования ресурсов Национального фонда». Затем 10 сентября указом президента была утверждена «Концепция управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года» (далее Концепция). Появилась надежда, что с фискальной реформой в Новом Казахстане наконец что-то сдвинулось с места, но оказалось, что показалось.

Самое главное фискальное правило

С точки зрения реформ в бюджетной политике и в эффективном расходовании ресурсов Нацфонда новая Концепция получилась откровенно слабым документом. Ранее в своей статье я уже анализировал этот документ и называл его имитацией реформ. Тем не менее, и в новой Концепции, и в старой «Концепции формирования и использования средств Национального фонда» были довольно четкие ограничения по неправильному использованию нефтяного фонда Казахстана.

Самым главным правилом использования нефтяных фондов, таких, как Нацфонд, является то, что при высоких ценах на нефть использование Нацфонда для госбюджета должно уменьшаться, а при низких ценах на нефть, наоборот, увеличиваться. Благодаря такому контрциклическому использованию денег создается макроэкономическая стабильность в стране за счет стабилизации экономического роста, бюджетных расходов, инфляции и курса тенге. В результате снижения зависимости экономики от цен на нефть создается благоприятная среда для развития частного бизнеса и для диверсификации экономики.

К сожалению, до 2023 года власти не соблюдали это очень важное контрциклическое бюджетное правило, что негативно влияло на всю экономику страны. Одна из ключевых причин очень высокой инфляции на сегодня – это сохранение большого размера трансфертов из Нацфонда при высоких ценах на нефть, несмотря на то, что кризис уже давно закончился. Таблица ниже показывает, как менялись трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет, начиная с коронавирусного кризиса, когда цены на нефть были очень низкими.

 2020202120222023 (план)
Среднегодовая цена на нефть марки Brent (USD)42,070,9102,885,0
Трансферты из Нацфонда в бюджет (млрд тенге)4 7704 5504 5803 200

Цифры на 2023 взяты из уже утверждённого республиканского бюджета. Как видно из таблицы, благодаря новой «Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года», власти наконец-то собирались использовать контрциклическое фискальное правило, снизив трансферты Нацфонда в бюджет, поскольку ожидается, что цены на нефть останутся на высоком уровне.

Однако недолго музыка играла…

Жить по средствам никак не хочется

В последнем послании и в предвыборной программе президент озвучил много новых популистских инициатив, которые потребуют очень большого объема дополнительных государственных затрат. Я писал об этом сразу после послания. Тогда я прогнозировал, что когда правительство определится, сколько нужно будет дополнительно потратить на эти новые инициативы, то до конца года план по трансфертам из Нацфонда снова увеличат от 3,2 трлн тенге до более чем 4 трлн.

Какое же было мое удивление, когда в конце ноября парламент утвердил республиканский бюджет с трансфертами из Нацфонда в первоначальной сумме 3,2 трлн тенге. Я уже было подумал, что наконец-то увидел следы «Новой Экономической Политики», но, как я написал выше – оказалось, что показалось.

28 ноября Министерство финансов опубликовало проект постановления правительства о внесении изменений в перечень разрешенных финансовых инструментов для инвестирования Нацфондом. Теперь правительство хочет, чтобы Нацфонд мог вкладывать деньги в долговые ценные бумаги АО «ФНБ «Самрук-Казына», эмитируемые для реализации стратегических инфраструктурных проектов, реализуемых по поручению Президента. Другими словами – это облигационные кредиты из Нацфонда в «Самрук-Казына».

Напомню, что, начиная с 2017 года, такое кредитование госкомпаний из Нацфонда было категорически запрещено. И в новой, и в старой Концепции говорилось одинаково, что “приобретение казахстанских ценных бумаг субъектов государственного, квазигосударственного и частного секторов, покупка пакетов акций, долей участия казахстанских компаний, фондирование банков второго уровня, кредитование юридических и физических лиц, использование активов в качестве обеспечения исполнения обязательств запрещено».

Данный запрет был очень правильным, поскольку использование Нацфонда должно быть прозрачным и идти только через бюджет, чтобы парламент (а через него — вся общественность) могли контролировать и утверждать абсолютно все расходы правительства. То есть, по сегодняшним правилам, если правительство хочет профинансировать какой-либо инфраструктурный проект в «Самрук-Казына», то деньги могут идти только в виде бюджетных кредитов или инвестиций, утверждаемых парламентом. Если денег на это в бюджете нет, то правительство может запросить увеличение трансфертов из Нацфонда в бюджет, которые также утверждаются парламентом.

Таким образом, сейчас правительство, прикрываясь поручениями президента, хочет вернуться в совсем «Старый Казахстан» до 2017 года, когда президент без контроля парламента мог из Нацфонда кредитовать «Самрук-Казына», «Байтерек», и «Казагро», не отчитываясь ни перед кем: зачем, почему столько, и насколько эффективно было выдано денег этим нацхолдингам. Только за 5 лет до появления запрета (с 2012 по 2016) Нацфонд прокредитовал эти три нацхолдинга на сумму 2,2 трлн тенге. С учетом девальвации эта сумма в долларах в то время стоила гораздо больше, чем сейчас.  

Такого даже в «Старом Казахстане» не было

Удивляет особый цинизм правительства по сворачиванию реформ в бюджетной политике и в эффективном расходовании ресурсов Нацфонда сразу после выборов президента. В сентябре президент сказал, что фискальные реформы нужны, и они будут, и тут же он утвердил специальный документ для этого. Однако, как только выборы прошли, вдруг выходят проекты документов, которые разворачивают реформы в обратную сторону для возврата в «Старый Казахстан», да еще образца «до 2017 года».

И то, что власти хотят продолжать разбазаривать Нацфонд, да еще в обход парламента – это только часть всех проблем. На сегодня республиканский бюджет, утверждаемый парламентом, и так не полноценен и не соответствует международным стандартам учета и отчетности, что не позволяет правильно оценить и сформулировать макроэкономическую политику государства. В результате такой неполноценности, дефициты республиканского бюджета (общий и ненефтяной), которые утверждает парламент, не имеют никакого смысла и не понятно, зачем они вообще рассматриваются в парламенте.

Например, в 2020 году (в коронавирусный кризис) Нацбанк за счет печатного станка профинансировал государственные программы на сумму 1,8 трлн тенге (Дорожная карта занятости, «Нурлы Жол», жилищные программы, Экономика простых вещей, и так далее). При этом информация по этим государственным расходам (профинансированным Нацбанком) не включена в государственный бюджет, что приводит к громадному искажению макроэкономической политики, проводимой властями. Выводя государственное кредитование для «Самрук-Казына» из республиканского бюджета в Нацфонд, правительство еще больше исказит информацию с дефицитом республиканского бюджета, что однозначно когда-нибудь приведёт к очень негативным событиям.

Другой проблемой является то, что, по всей видимости, через Нацфонд правительство собирается увеличить государственное кредитование и инвестирование в «Самрук-Казына». Например, по доступной информации можно с большой уверенностью сказать, что атомную электростанцию в Казахстане собираются строить на государственные, а не на частные средства. Сейчас стоимость строительства АЭС оценивают в 8-10 млрд долларов США. Если Нацфонд будут использовать для строительства АЭС, то тут, помимо отрицательных моментов, озвученных выше, возникает еще ряд серьезных вопросов.

Почему АЭС не будет строиться на частные инвестиции и при чем здесь Нацфонд? Как строительство АЭС за счет государственных средств согласуется с обещаниями президента снизить участие государства в экономике? В бюджетном процессе плохо или хорошо, но построены процедуры оценки эффективности государственных расходов, кредитов, инвестиций, а как это будет делаться в Нацфонде?  

Сможет ли парламент изменить ситуацию с бюджетной реформой?

В заключение хотелось бы отметить, что в текущей бюджетно-налоговой политике Казахстана есть еще много серьезных проблем и в статье описана лишь небольшая часть из них. Новая «Концепция управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года» не анализирует большинство из этих проблем, и в ней нет кардинальных реформ в этой сфере. Есть лишь небольшие косметические изменения.

Сейчас исполнительная власть в лице президента и правительства могут изменить управление государственными финансами в худшую сторону и хотят сделать это без участия парламента. И где здесь «оптимальный баланс всех ветвей власти», обещанный президентом?

Мурат Темирханов, FCCA

Финансист/экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.