Путин усиливает давление на Казахстан
После референдума по вопросу строительства АЭС и заявления, что этот проект скорее всего будет отдан консорциуму, Россия активизировалась. Как мы уже сообщали, глава Росатома срочно запросил встречу с Токаевым и Бектеновым. А президенты двух стран уже дважды успели повидаться в России. Вскоре они планируют пообщаться лично, на этот раз в Казахстане, и подписать ряд документов о сотрудничестве. Судя по недавним новостям о запрете экспорта из РК в РФ определённых товаров и содержанию протокола межправительственной комиссии, президент России намерен усилить своё влияние на нашу страну, не смирившись с отказом отдать АЭС только «Росатому».
Длительное время, пока в Казахстане обсуждался план по строительству АЭС, большинство граждан не сомневались в том, что этот проект будет полностью отдан «Росатому». Хоть для формальности и были выбраны другие возможные подрядчики из Франции, Китая и Кореи, мало кто ожидал, что предпочтение окажется не в пользу российской компании.
В этом же явно были убеждены и в России, где до проведения референдума плотно следили за событиями в нашей стране, будучи уверенными, что это «подарок Путину», поскольку голосование проходило аккурат перед его днём рождения.
Но неожиданно в день референдума президент Казахстана дал журналистам комментарий, в котором намекнул, что одному только «Росатому» по итогам референдума «золотая жила» не достанется.
– Правительство должно заняться анализом, провести соответствующие переговоры. Но моё личное видение данного вопроса состоит в том, что в Казахстане должен работать международный консорциум, который будет состоять из мировых компаний, обладающих самыми передовыми технологиями, – выступил Касым-Жомарт Токаев 6 октября на избирательном участке.
Это заявление не могло быть незамеченным в России. Ведущие пропагандистские СМИ РФ освещали этот процесс практически так же активно, как казахстанские. К тому же, Кремль в это время вовсю готовился к визиту Токаева. Уже 8 октября, когда итоги референдума были известны, в Большом Кремлёвском дворце проходило заседание Совета глав государств СНГ, куда приехал президент нашей страны.
Однако удивительным в ходе этого визита оказалось то, что Путин и Токаев публично никак не взаимодействовали друг с другом. Казалось бы, со стороны президента России, заинтересованного в итогах референдума, было бы логичным жестом хотя бы формально поздравить президента Казахстана с успешным завершением голосования, – а, может, и вовсе сходу попытаться осуществить личные переговоры. Но не произошло ни первого, ни второго. Тема АЭС во время заседания Совета глав государств СНГ вообще никак не прозвучала.
Впрочем, на общем фото глав государств Токаев стоял по правую руку от Путина, и можно предположить, что кулуарно какие-либо короткие диалоги между ними всё же могли происходить, но пресс-службы глав обеих стран предпочли их не освещать.
Тем временем, в Казахстане в этот день правительство официально подтвердило, что поддерживает мнение президента о передаче проекта АЭС консорциуму.
– АЭС – это не просто один объект, он состоит из целого ряда объектов, в которых имеют лидерство разные страны. Задача провести такую работу при проектировании, когда мы берем наилучшие технологии из разных стран. Соответственно, разные компании-субподрядчики по строительству этой станции будут участвовать: ядерный остров может сделать одна страна, турбину – другая, распределительные крытые или закрытые распределительные устройства – третья страна и так далее. В комплексе всё это будет давать хороший эффект, мы не должны зацикливаться на каком-то одном поставщике, одном подрядчике, – объявил журналистам на брифинге первый заместитель премьер-министра Роман Скляр.
После такого заявления Россия не стала брать дипломатическую паузу и активизировала свои действия в отношении Казахстана.
Казалось бы, со встречи Токаева с Путиным прошло всего три дня, – крайне малый срок для просьб о повторных контактах. Тем не менее, уже 11 октября посольство РФ весьма стремительно направило министерству иностранных дел РК письмо с просьбой оказать содействие в организации встречи гендиректора «Росатома» Лихачёва с президентом Токаевым и премьер-министром Бектеновым «для обсуждения перспектив сотрудничества в атомной сфере». В письме говорится, что такая встреча должна состояться «до конца ноября 2024 года».
Само это письмо было «слито» в сеть и оказалось в распоряжении множества казахстанских СМИ 16 октября. С момента публикации его копии прошло уже две недели, но до сих пор ни МИД РК, ни посольство РФ, ни иные заинтересованные стороны его не прокомментировали, то есть достоверность письма не отрицаема.
Примечательно, что в тот же день, когда произошёл «слив» этого письма, в издании Tengrinews было опубликовано интервью с пресс-секретарём Токаева Бериком Уали. В этом интервью он объявил мнение президента по другому крайне болезненному для России вопросу:
– В обозримом будущем Казахстан воздержится от подачи заявки в БРИКС. Президент неоднократно высказывался в пользу ООН как универсальной и безальтернативной организации.
Он также признался, что «в адрес президента поступали предложения о вступлении Казахстана в БРИКС», и заявил, что «устав ООН должен служить основой международного права, никто не вправе нарушать принципы, заложенные в этом основополагающем документе». По болезненности для России такие слова вполне можно сравнить с по-прежнему известной, произнесённой в 2022 году фразой Токаева в адрес Путина о непризнании квазигосударственных территорий ДНР и ЛНР.
И хотя сам Касым-Жомарт Токаев попытался на следующий день слегка сгладить слова своего пресс-секретаря, внезапно, довольно резко отступая от основной темы своего выступления, заявив на пленарном заседании Astana Think Tank Forum, что «Россия в военном отношении непобедима, это факт», по косвенным признакам было видно, что Владимира Путина дерзость заявления о БРИКС и ООН несколько задела.
В тот же день, 17 октября, в Москве состоялось заседание межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, на которое специально прилетел заместитель премьер-министра Серик Жумангарин. А вскоре стало известно, что Россия в этот день официально ввела в действие временные ограничения для Казахстана на ввоз пшеницы, чечевицы, дынь, семян льна и подсолнечника, томатов и перцев. Эти ограничения создали для наших фермеров большие проблемы и убытки, однако Жумангарин на брифинге лишь осторожно сказал, мол «запрет как таковой для нас не вводился», просто нужно устранить проблемы с фитосанитарным контролем, и это уже поручено Минсельхозу.
Тем временем, 23 октября президент Казахстана вновь прибыл в Россию, на этот раз в Казань в качестве гостя на саммит БРИКС. И опять, хоть вместе с Путиным и было сделано протокольное фото с рукопожатием и улыбкой, публичного диалога между ними никакого не состоялось. Хотя тем для обсуждения уже накопилось.
Но, по всей видимости, диалог между Путиным и Токаевым попросту было решено оставить на потом. А именно, на 27 ноября, согласно информации из протокола заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству РФ и РК, который оказался в распоряжении Exclusive.kz.
– Комиссия поручила: Профильным министерствам и ведомствам Республики Казахстан и Российской Федерации ускорить работу по завершению внутригосударственных процедур, необходимых для внесения двусторонних документов на подписание в ходе государственного визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Республику Казахстан 27 ноября 2024, – говорится в протоколе.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков частично уже подтвердил эту информацию, сказав, что «визит действительно активно готовится», но отказавшись называть дату.
Судя по содержанию протокола, для России этот диалог будет служить попыткой усиления давления на политические решения Казахстана под предлогом решения вопросов взаимного сотрудничества.
Так, в документе говорится, что на заседании стороны обсудили работу по ключевым направлениям в разных сферах: транспорт, межбанковское взаимодействие, образование, энергетика, промышленность.
Некоторые пункты в документе объёмом 33 страницы содержат формулировки, косвенно намекающие на то, что Россия накануне этих переговоров предприняла какие-то действия, от которых экономике Казахстана стало хуже, либо под давлением своего авторитета предложила Казахстану осуществить какие-то не совсем выгодные для него действия. Вот несколько примеров:
1. Затронута проблема ограничения транспортировки необработанной древесины из России в Казахстан. Запрет на вывоз автомобильным транспортом привёл к удорожанию поставок, что вызвало озабоченность казахстанской стороны. Казахстанская сторона просит Российскую сторону рассмотреть возможность отмены действия запрета на вывоз необработанных лесоматериалов автомобильным транспортом и рассмотреть вопрос об открытии дополнительных четырех автомобильных пунктов пропуска для вывоза пиломатериалов на российско-казахстанской границе.
2. Казахстан выразил обеспокоенность в связи с отсутствием системного решения проблемы с вывозом товаров, принадлежащих казахстанским компаниям и временно ввезенных в Россию для ремонтных работ, аренды и поверок. Казахстан просит Российскую сторону проработать вопрос нераспространения разрешительного порядка вывоза товаров в государства-члены ЕАЭС на товары, принадлежащих казахстанским компаниям и временно ввезенных в Российскую Федерацию.
3. Российская сторона запросила предоставление преференций для компании «ИНТЕР РАО – Экспорт» для ускорения проектных и изыскательных работ при реализации совместных проектов (ТЭЦ в городах Кокшетау, Семей и Усть-Каменогорск).
4. ПАО «ОГК-2» – Троицкая ГРЭС обратилась к казахстанской стороне с предложением по продлению сроков эксплуатации третьей секции золоотвала в Карабалыкском районе Костанайской области до 31 декабря 2034 года.
5. Комиссия приветствовала заинтересованность сторон в проработке вопроса организации совместных промышленных площадок на территории Республики Казахстан, в том числе возможности создания в Республике Казахстан российской промышленной зоны.
Также в протоколе говорится, что:
– в Казахстане будут созданы три казахстанско-российские общеобразовательных организации;
– в приграничных регионах России – три российско-казахстанские школы с казахским языком обучения;
– в Москве будет создан Казахский информационно-культурный центр Республики Казахстан;
– статус воздушного пространства над полигоном «Сары-Шаган» будет для России переведён из «запретной зоны» в «зону ограничения полетов»;
– для более эффективного управления экономическими процессами стороны договорились возобновить полноформатную деятельность Российско-Казахстанский финансовый диалог и упростить доступ поставщиков к государственным закупкам на взаимных рынках.
Косвенно упомянут и вопрос строительства АЭС, названный «сотрудничеством в области мирного использования атомной энергии»:
– Комиссия отметила заинтересованность Сторон в продолжении сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях, в том числе в области ядерного топливного цикла. Комиссия поручила Госкорпорации «Росатом», Министерству энергетики Республики Казахстан и заинтересованным организациям Сторон продолжить консультации по вопросу расширения повестки сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, – говорится в документе.
Возможно, именно во время данного визита президента РФ может состояться встреча Токаева с главой «Росатома», о которой стало известно ранее.
Таким образом, судя по содержанию протокола, Владимир Путин намерен под предлогом «устойчивого и многогранного сотрудничества» еще более усилить своё давление на Казахстан. Вероятность, что какие-то документы из упомянутых в протоколе пунктов Казахстан по итогу не подпишет, увы, мала.
Комментариев пока нет