Сервис «Заң мен Тәртіп» вызвал дискуссию в Мажилисе: помощь полиции или стукачество?

В Мажилисе обсудили работу нового сервиса «Заң мен Тәртіп», запущенного в июне 2025 года в приложении Egov, сообщает Exclusive.kz.
Инструмент позволяет гражданам напрямую сообщать в полицию о правонарушениях.
По данным МВД, с момента запуска поступило более 17 тысяч обращений. Наибольшая активность отмечена в Алматы (более 6 тыс. сообщений), Астане (свыше 4 тыс.) и Алматинской области (около 2 тыс.). Самая востребованная категория – нарушения ПДД (свыше 7 тыс. случаев).
Депутаты от фракции «AMANAT» Наталья Дементьева и Айгуль Абенова в своем запросе министру внутренних дел Ержану Саденову отметили, что сервис соответствует мировой практике: подобные цифровые каналы действуют в Великобритании, Нидерландах, Испании, США, Канаде и других странах. Однако, по их словам, в казахстанском обществе к сервису относятся неоднозначно – часть граждан воспринимает его как проявление ответственности, другие же видят в нем элемент «стукачества».
«Вопрос „норма это или стукачество“ находится в плоскости ценностей. Если мы хотим жить в правовом государстве, то такие сервисы – не про доносы, а про ответственность и солидарность», – подчеркнули депутаты.
В запросе парламентарии предложили:
- ввести четкий регламент проверки сообщений и предусмотреть ответственность за ложные сведения;
гарантировать анонимность и защиту — персональных данных заявителей;
наладить обратную связь с гражданами о результатах рассмотрения их обращений; - провести разъяснительную кампанию в регионах, чтобы исключить восприятие сервиса как «доносительства».
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.